Николай Шиянов: Музыка лечит человека в человеке
Гость рубрики – Николай Шиянов, заместитель директора Саратовского театра оперы и балета по связям с общественностью, композитор, музыкотерапевт.
Шведские учёные из университета города Умео вывели закономерность: у тех, кто редко ходит в театр, редко посещает концерты, музеи и выставки, риск умереть от раковых заболеваний вдвое выше, чем у любителей культурных мероприятий. В исследовании, проходившем в течение 10 лет, была собрана подробная информация о состоянии здоровья 9000 шведов в возрасте от 25 до 74 лет, о курении, занятиях спортом и о посещениях культурных мероприятий. В это можно не верить, но о пользе классической музыки речь идёт давно.
Более двух с половиной десятилетий назад в Книгу рекордов Гиннесса попало имя американского фермера Дана Карлсона,который сумел вырастить страстоцвет пурпурный длиной 180 сантиметров. Обычно страстоцвет не превышает и полуметра. В чём секрет? В скрипичной музыке Баха и Вивальди, которую фермер ежедневно давал послушать растению. Другой американский фермер-музыкотерапевт ухитрился благодаря музыке эпохи раннего барокко не только получить куст томатов высотой в семь с половиной метров, но и собрать с него 783 (!) плода. Наши отечественные учёные провели недавно крайне занимательный эксперимент: с двух сторон от растущего кустика зелёного горошка поставили стереосистемы: справа периодически играла музыка Чайковского, слева – хэви-металл. Горох стал всячески отодвигаться от металла и прижиматься к Чайковскому. Можно сколь угодно скептически относиться к методикам, по которым куры под определённую мелодию несутся чаще и охотнее, а коровы благодаря Шопену и Дебюсси дают больше молока. Но эти технологии работают.
Музыка оказывает очень сильное воздействие и на человека. Может вызвать возбуждающий, побудительный эффект, учащение пульса, а может и седативный – успокаивающий, снижающий агрессивность, нервозность. В Москве, по моему мнению, давно стоило бы применить на станциях метро в часы пик одну из методик музыкотерапии, как сделали это в лондонском метрополитене. Когда там на 40 остановках приступили к вещанию популярной классической музыки (от вальсов Шуберта и маршей Берлиоза до фрагментов из симфоний Моцарта и Бетховена), пассажиры стали признаваться, что теперь чувствуют себя в метро более спокойно. Сегодня в мире найдётся не один десяток практикующих врачей, которые с разной степенью успешности лечат музыкой конкретные заболевания (от мигрени до импотенции), применяют её как болеутоляющее, укрепляющее иммунитет получше всяких БАДов средство. Для меня музыкотерапия заключается в следующем: лечится не конкретный недуг, а человек в человеке, достигается гармония личности и общества.
Когда три года назад я вплотную занялся в театре оперы и балета образовательными молодёжными проектами, то и не предполагал, куда это может завести. Всё началось с детского молодёжного клуба любителей оперы и балета. Раз в два месяца к нам приходили старшеклассники, встречались в формате круглого стола с постановщиками, ведущими артистами, участвовали в брейн-ринге на музыкально-театральные темы. Любителями оперы и балета их можно было назвать условно. Мы добавляли слово «будущие». И не ошиблись. Сейчас на репертуарных спектаклях я часто встречаю первых участников нашего клуба. Ребята, уже окончившие школы и поступившие в вузы, приходят со своими девушками/парнями, родителями, знакомыми практически на все премьеры. Два года назад мы занялись сельскими подростками из районов области, не имеющими возможности регулярно бывать в театре. Да что там регулярно, многие видели оперу и балет вживую впервые в своей жизни! В прошлом году наша программа «Музыкальный театр для детей и молодёжи села» выиграла грант президента. Благодаря полученному финансированию смогли привозить в районы ведущих артистов, музыковедов. Бесплатно для старшеклассников проводили открытые уроки-концерты «Что такое опера и балет» с викторинами, творческими конкурсами, призами. Стоило появиться солистам оперы и балета – и воцарялась удивительная тишина. Всё внимание было приковано к происходящему на сцене. То тут, то там видел вспышки фотокамер и мобильников. Дети записывали выступления, чтобы показать своим одноклассникам, друзьям.
В проекте приняло участие свыше 13 тысяч сельских детей и подростков. Творческая группа побывала в 35 районах губернии, где были торжественно открыты филиалы «Клуба любителей оперы и балета». Посмотрим, удастся ли воспитать любителей в районах. Никогда не забуду картину в Квасниковке, где театр до нашей программы не выступал ни разу за всю историю. Перед ДК на футбольном поле парни гоняли мяч. Увидев, что приехал автобус с артистами, закричали: «Ура! Приехали!» Мяч быстро упаковали в пакет и бегом к ДК. В Романовке к нашему приезду пирогов домашних напекли, признавались, что более 12 лет у них в гостях оперы и балета не было. В Турках сидевшие в центре зала юноша с девушкой, выглядевшие несколько постарше школьников, лет так 20–30, вначале программы вели себя совсем не по-театральному, шумели. Но как только дело дошло до викторины и появления на сцене артистов, парень громким шёпотом на весь зал, отодвигая пытающуюся его поцеловать девушку, сказал: «Не мешайте слушать. Кто ещё слово скажет – убью».
Проект был оценён на федеральном уровне: стал лауреатом всероссийского конкурса на лучший социальный проект в сфере воспитания и образования молодёжи «Формула будущего» и дипломантом всероссийского конкурса на лучшее креативное решение социальной акции-мероприятия «Социальный креатив».Награждение лауреатов и дипломантов конкурсов состоялось в Москве в Общественной палате РФ в рамках итогового форума II Всероссийского фестиваля социальных программ «СоДействие». Однако денег на финансирование второго этапа не нашлось. Но закрывать проект не намерены, прорвёмся!