Очень длинный переход

Оценить
Мост в Пристанном строили 18 лет. И никогда не ремонтировали

Мост в Пристанном строили 18 лет. И никогда не ремонтировали

Мостовой переход через Волгу у села Пристанное, точнее, вторая линия моста, был сдан 16 октября 2009 года. Но история строительства этого важного объекта началась куда как раньше – в 1991 году.

По большому счёту до 1997 года строительство моста шло ни шатко ни валко. Он и понятно – в стране была пора жестокого безденежья, а тогдашнее руководство области особой инициативностью не страдало. Тем не менее, был разработан проект, рассчитаны конструкции и даже возведены опоры моста.

В 1996 году губернатором Саратовской области стал амбициозный Дмитрий Аяцков, который быстро понял, что новый мост, созданный по новым тогда технологиям, может стать не только ещё одной визитной карточкой Саратова, но и оставит имя Аяцкова в памяти благодарных потомков. Дмитрий Фёдорович ошибся. Имя его в связи с мостом вспоминают не часто. Потому что вторую очередь открывал уже другой губернатор – Ипатов. Но открытие первой очереди моста у села Пристанное и открытие второй очереди там же – это были, как говорят в Одессе, две большие разницы.

«Жители бунтовали, мы строили…»

Рассказывает Валерий Струговщиков, руководивший с 1997 года дорожным комитетом области:

«Первая очередь – это не только мост непосредственно, это огромное количество развязок, дорога, соединившая мостовой переход и посёлок Дубки, что в Ленинском районе.

Все эти развязки, дороги предполагают огромное количество земляных работ. Тут нам очень помогла мехколонна Запсиббамстрой. Пришли они к нам с БАМа в поисках работы. Они трудились так же, как и мостостроители, круглые сутки, с двумя-тремя выходными днями в год. Они «сделали» порядка 7 миллионов кубометров земли.

Кроме того, на первых порах было много препятствий самого различного характера. Например, жители Пристанного бунтовали, пришлось менять радиус моста – обходили кладбище, строили жильё для переселенцев. Так что всяких сложностей и нюансов было достаточно.

Впервые в Саратовской области на новом мосту была применена новая, финская технология укладки дорожного покрытия. Для того чтобы её применить, мы переоборудовали под эту смесь старый асфальтобетонный завод. А для обычной смеси поставили новый завод. Сейчас покрытие там на первой очереди – беда, но каждые шесть лет положен капитальные ремонт, чего не было, а через каждые три – текущий, чего тоже не случилось. И наш опыт уже широко используется. Ведь когда «танцевал» волгоградский мост, дорожное покрытие не было повреждено абсолютно, это о чём-то говорит!

Что касается финансирования, то сразу с моим приходом в дорожный фонд были объединены две дирекции. Одна до этого занималась дорогами, вторая – только мостом в Пристанном. Мой предшественник Виктор Стародубцев, при всём его профессионализме, деньги на мост прижимал – старался побольше отдать на дороги (это была непосредственно его кухня). Мне были поставлены несколько иные задачи – притом что дорожные работы никто не отменял, надо было сдать мост».

Благодарность от премьера с «довеском» от губернатора

В декабре 2000 года состоялось открытие первой линии мостового перехода у села Пристанное. Мероприятие было невероятно торжественным. Ленточку перерезал тогдашний премьер-министр страны Михаил Касьянов.

Несмотря на холодную и ветреную погоду, народу собралось множество. И пока запуганные сотрудниками федеральной службы охраны журналисты (приезд второго лица страны – очень ответственное мероприятие, сопровождающееся строгими инструктажами и грозными инструкциями) послушно топтались на отведённом им месте, герои торжества – мостостроители – ринулись по открытому мосту. Как увернулся Касьянов от толпы, видно не было. Впрочем, рабочих премьер-министр не интересовал. Они просто радовались достойному окончанию своей работы.

Что касается Михаила Михайловича Касьянова, то на торжественном мероприятии, проходившем в областном правительстве и посвящённом знаменательному событию, он поблагодарил за работу сначала Струговщикова, а затем Аяцкова. Через три месяца Дмитрий Фёдорович отправил Валерия Никитовича в отставку. Впрочем, знающие люди предсказали это непосредственно на торжестве ещё в ходе премьерской речи.

Распил бревна не состоялся

А вот как сообщил о торжественном открытии первой очереди моста в Пристанном сайт Sarbc.ru:

«Торжественным перепиливанием бревна собирались в минувшую субботу открыть движение по новому мостовому переходу, расположенному возле села Пристанное. Традиционные в этих случаях ножницы должна была заменить пила, орудовать которой по плану должны были премьер-министр России Михаил Касьянов и губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. Однако за полтора часа до приезда премьера бревно всё-таки заменили традиционной красной лентой. Репетиции торжества прошли накануне праздника. Тогда же была сооружена трибуна для гостей, а участок дороги, ведущей к началу моста, украсили разноцветными флагами. За час до начала церемонии к месту события стали съезжаться высокие гости – руководители отрасли дорожного строительства из других регионов страны, президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков, губернатор Ростовской области Владимир Чуб, первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска и многие другие. В числе высоких гостей были также замечены актёр Евгений Миронов (кстати, родом из Саратовской области) и режиссёр Галина Волчек. За некоторое время до начала торжества небо над мостом, с утра обложенное облаками, неожиданно очистилось, и площадку праздника залило яркое солнце, что с удовольствием отметили все участники, кроме операторов телевидения. Ровно в полдень по новому мостовому переходу промчался правительственный кортеж, и в 12:05 торжественная церемония началась. «Свершилось то, что мы так долго готовили и к чему стремились. Новый мостовой переход откроет уникальные возможности для развития экономики всего Поволжья и России в целом. Дорога всегда кормила, поэтому правительство страны уделяет сейчас особое внимание развитию российских дорог. В новый век и тысячелетие мы входим с мостовым переходом, который соответствует рубежу тысячелетий», – заявил открывший торжественную церемонию губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков».

Вторая очередь без первых лиц

Ещё девять лет понадобилось для того, чтобы построить вторую очередь моста. И это притом, что нулевые годы были «тучными» и вторая очередь не предполагала дополнительных работ по расчистке территории, строительству дорожных развязок и возведению опор.

Церемонию открытия второй линии моста первые лица страны вниманием не почтили. Вот что пишет об этом торжественном событии информационное агентство «Взгляд»:

«Через 15 минут начнётся торжественная церемония открытия второй очереди моста через Волгу у села Пристанное. Этого события Саратовская область ждала несколько лет. Приглашённые на сегодняшнее мероприятие первые лица страны, видимо, не смогли найти время в своём плотном графике, чтобы посетить Саратов. Напомним, региональное правительство отправляло в федеральный центр приглашения президенту РФ Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину, спикеру Госдумы Борису Грызлову и министру транспорта РФ Игорю Левитину».

Кстати, Дмитрия Аяцкова на мероприятие не пригласили, но он не огорчился. «Я не обижаюсь, тем более что моё имя вписано жирными металлическими буквами в 1-ю очередь моста и ни одному чиновнику не удастся его стереть», – сказал Дмитрий Фёдорович журналистам радиостанции «Эхо Москвы».

Ещё одна страница была вписана в историю мостового перехода у села Пристанное (так официально называется новый мост) буквально на минувшей неделе. В связи с визитом президента станы мост отмыли, подлатали, нарисовали на нём новую разметку.

***

Мостов – 4, путепроводов – 5, эстакада – одна

Длина трассы мостового перехода – 12760 м, в том числе подходов – 8747,2 м, искусственных сооружений – 4435,5 м. В состав мостового перехода входят: мост через основное русло реки Волги, который состоит из двух неразрезных секций длиной 1231,1 м и 1105,1 м (металлическое пролётное строение: 63+73,5+84+10х126+3х157+3х126) – 2350,7 м, мост на острове Котлубань (сталежелезобетонное пролётное строение: 63+2х84+63) – 310 м, мост через реку Каюковка (сталежелезобетонное пролётное строение: 7х84+63) – 667,8 м, мост через реку Малая Каюковка (сталежелезобетонное пролётное строение: 63+2х84+63) – 304,8 м, левобережная эстакада (железобетонное пролётное строение: 11х34,16) – 378,84 м и пять путепроводов общей длиной 424 м.

***

Федерального значения

Мост у Пристанного имеет федеральное значение. Он включён в программу минтранса РФ по развитию транспортной системы России и входит в список стратегически важных объектов, строительство которых должно завершиться до 2010 года.

На уже действующую первую очередь моста у села Пристанное приходится почти 50 процентов транспортного потока через Волгу в этом районе.

Открытие второй очереди позволит перераспределить грузо- и пассажиропотоки, причём как транзитные, так и городские, минуя улично-дорожную сеть городов Саратова и Энгельса. Также это поможет разгрузить движение на мосту через Волгу в Саратове и улучшить экологию в городе.

***

Самый новый ещё впереди

Ещё в апреле 2000 года, когда мостостроители завершили надвижку последнего, девятнадцатого пролёта первой очереди мостового перехода через Волгу у Пристанного, на торжественной церемонии в честь этого события генеральный директор АО «Волгамост» Жило Харебава сказал, что «в новом, XXI веке южнее Саратова будет построен ещё один мостовой переход. Он замкнёт 126-километровое транспортное кольцо вокруг Саратова, которое будет одним из самых протяжённых в России и позволит развязать автомобильные потоки Поволжья и Северного Кавказа».

Строительство этого мостового перехода предполагается в районе посёлка Красный Текстильщик. Когда это будет? Девять десятых нового века ещё впереди…