Чтобы без криков и визгов
Промышленникам области обозначили курс развития
Промышленность региона постепенно начинает выходить из состояния глубокой депрессии и плавно набирает обороты. Об этом свидетельствует пока скромная, но уже положительная динамика индекса промышленного производства за первое полугодие. Сухими цифрами и эмоциональными высказываниями делились промышленники на заседании коллегии министерства промышленности и энергетики области на минувшей неделе.
В лидерах связь и обработка
Выступавший с основным докладом заместитель министра промышленности Владимир Белгородский сообщил директорскому корпусу, что индекс промышленного производства за первое полугодие составил без малого 112 процентов. При этом весь рост получен за счёт опережающего развития обрабатывающих производств, где индекс составил 118 процентов. «Это наиболее высокотехнологичные, наукоёмкие производства с высокой добавленной стоимостью», – уточнил Белгородский. К «высокотехнологичным и наукоёмким» относятся химическая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, металлургическое производство и производство металлических изделий и ряд других отраслей промышленности.
Замминистра также добавил, что положительная динамика, хотя и менее выраженная, наблюдается и в добыче полезных ископаемых (где индекс промышленного производства составил 100,3 процента), а также в производстве и распределении электроэнергии, пара и горячей воды (101,3 процента). За минувшие полгода предприятия нефтегазодобывающего комплекса отгрузили товаров, выполнили работ и оказали услуг на сумму 6 миллиардов рублей. А это на 23 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Между тем, несмотря на то что показатели в нефтегазодобывающем комплексе фиксируются со знаком «плюс», в натуральном выражении добыча углеводородов сократилась на 2,4 процента. «Это связано с выработанностью месторождений, их обводнённостью и отсутствием современных технологий», – объяснил чиновник.
Традиционно высокие темпы роста демонстрирует рынок телекоммуникационных услуг. В министерстве считают, что региональный рынок характеризуется наличием практически всех имеющихся в настоящее время технологий, а также высокой степенью конкуренции между компаниями связи.
За шесть месяцев этого года предприятия инвестировали более 850 миллионов рублей в развитие областной телекоммуникационной сети: ввели в эксплуатацию более 70 базовых станций сотовой связи 3-го поколения и более 24 тысяч портов широкополосного доступа в Интернет. Общий объём услуг, оказанных предприятиями связи за полугодие, увеличился, правда, ненамного (на 0,4 процента) и составил 7,2 миллиарда рублей.
Небезосновательно гордится областное министерство промышленности и энергетики и социальными показателями. С апреля 2009 года по настоящее время численность работников, находящихся в простое, сократилась в 12 раз – с 9 тысяч до 750 человек. Количество работающих неполное рабочее время – в 3 раза (с 22,3 тысячи до 7,4 тысячи человек). Число кризисных предприятий сократилось вдвое – с 31 до 15. За полгода численность работающих на предприятиях промышленности, трубопроводного транспорта и связи увеличилась почти на 5 тысяч человек. К концу года минпром ожидает увеличения примерно на 8 тысяч. В итоге количество работников в этих отраслях должно составить порядка 158 тысяч человек.
Кадры не решаются
Уже сегодня на промышленных предприятиях имеется более двух тысяч вакансий. В основном это рабочие профессии (станочники, наладчики, сборщики, сварщики). И, по заверению чиновников, высокооплачиваемые. Но вот квалифицированных кадров, достойных занять высокооплачиваемые должности, в области нет.
По словам председательствующего на заседании заместителя председателя областного правительства Александра Стрелюхина, кадры на предприятиях всё старше, а решение проблемы так и не вырисовывается. «Людей нет, предприятия стареют. Кто завтра будет работать? – вопрошал он промышленников. – Вы явно забыли об этом, думали так: пролетим, а как время пройдёт, то кто-то другой будет отвечать. Так вот, завтрашнего дня не будет».
Чтобы обеспечить квалифицированными рабочими кадрами предприятия области, по мнению Александра Стрелюхина, одной зарплаты не достаточно. «Зарплата должна быть более 25 тысяч рублей, – наставлял он директорский корпус. – Это работа и зимой, и летом, в две смены с металлом. Даже в Энгельсе не можем сварщиков, токарей, фрезеровщиков найти на такую зарплату. Сто человек в Энгельс привезли из Балакова. Из них осталось пять, остальные уехали. Говорят: не хотим работать, тяжело».
Стрелюхин дал указания заниматься решением проблемы и найти выход уже в этом году: «А то опять проговорили и опять ни к чему не пришли», – раздражённо заметил он. Минпром критику учло, и проблему нехватки рабочих кадров решили вынести отдельным вопросом на следующее заседание. Чтобы проговорить её ещё раз.
Стареют вместе
Тем временем чиновники минпрома вынуждены констатировать, что не только кадровый состав промпредприятий нуждается в обновлении. Большая часть оборудования предприятий оборонно-промышленного комплекса выработала свой срок эксплуатации и уже не может обеспечивать конкурентоспособность производимой продукции. Вывод: дальнейшее развитие предприятий ОПК и их конкурентоспособность невозможны без технического перевооружения и диверсификации производств.
Всего в этом году на модернизацию и техперевооружение предприятий ОПК планируется направить более 1,1 миллиарда рублей. Из них половина – средства федерального бюджета. Сумма, на первый взгляд, немалая. «Однако, оценивая размер вкладываемых средств, нельзя не сказать, что темпы обновления основных производственных фондов при таком финансировании значительно ниже темпов их старения», – подчеркнул Владимир Белгородский.
Ещё недавно за получение государственного заказа боролись все предприятия ОПК. Только с помощью государственной поддержки многие предприятия могли продержаться на плаву в кризис. Минпром и сейчас сообщает о растущих объёмах государственного оборонного заказа: «В результате принятых мер сформированный в регионе ГОЗ, по состоянию на 20 августа 2010 года, превышает ГОЗ 2009 года на 16,7 процента, а объём экспорта спецпродукции превысил 100 миллионов долларов».
При этом чиновники уже понимают, что «сидеть на игле гособоронзаказа» (который на некоторых предприятиях достигает 95–97 процентов) опасно и нерационально с точки зрения экономики. Александр Стрелюхин подчеркнул, что «это особенно важно для предприятий военно-промышленного комплекса, которые страдают этой болезнью. А когда вдруг перерезают эту капельницу, начинаются крики и визги: ай-я-яй, что ж вы делаете!?»
Чтобы «криков и визгов» больше не было, Стрелюхин потребовал от оборонщиков вплотную заняться программами по диверсификации производств.