Жгучие вопросы без жареных фактов
Размышления на холодную голову о прошедшем знойном лете и его уроках
Героически преодолевать трудности, часто самими же нами созданные, – это наше исконное качество. Извлекать уроки – с этим сложнее. Страна только переводит дыхание после двух-, а где и трёхмесячной жары, а уже некоторые паникёры начинают пугать: дескать, следующее лето будет ещё жарче, ещё суше. Будем ли мы готовы к этому? А будем ли готовы, если, наоборот, следующим летом Россию зальют постоянные дожди?
Будет ли наконец изменён Лесной кодекс и у российских лесов появятся настоящие хозяева? Или ограничимся показательной поркой десятка чиновников? Будут ли оборудованы в лесных поселениях противопожарные пункты или хватит с них рынды? Будут ли вновь повышаться таможенные пошлины на кондиционеры или таможня снизойдёт к интересам населения? Будет ли готова к новой атаке жары наша медицина или достаточно создать в столице показушные «комнаты прохлады»? Будем ли мы, если, не дай бог, опять придёт жара, получать всю необходимую информацию или по традиции нас будут потчевать жизнерадостными сообщениями в стиле «всё хорошо, прекрасная маркиза»?
Много вопросов, очень много. На некоторые из них попытались получить ответы журналисты «Газеты недели в Саратове».
Разворот подготовили Дина Болгова, Юлия Шишкина, Люся Шлёпкина, Вера Салманова (фото)
***
Провода от жары в Саратове не провисали
Энергетики отработали лето без сбоев, но с оглядкой на градусник
Потребление электрической энергии абонентами ОАО «Саратовэнерго» увеличилось нынешним летом на 8 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Об этом нам рассказали сотрудники компании.
Как правило, повышение среднемесячной температуры на один градус увеличивает уровень энергопотребления на один процент. Сотрудники гарантирующего поставщика электричества говорят, что рост обеспечило население. Люди активней стали пользоваться кондиционерами, вентиляторами и холодильным оборудованием. Свою лепту в повышение уровня электропотребления внесли и предприятия мелиоративного комплекса, отметили энергетики.
На работу оборудования, которому, по логике вещей, тоже приходилось тяжело в условиях аномально жаркой погоды, и на нехватку мощностей специалисты Сарэнерго не жаловались: «Мы же просто поставляем электроэнергию, у нас нет какого-то специального оборудования, которое могло бы выйти из строя или начать перестать справляться со своими задачами из-за жары».
Эта угроза была реальной для саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК». Здесь как раз отметили повышенные нагрузки – как на оборудование электростанций, так и на персонал электростанций и тепловых сетей компании.
По словам специалистов пресс-службы саратовского филиала ВоТГК, отработать два месяца в аномальной жаре без нарушений графика выработки энергии сотрудникам компании удалось благодаря повышенным мерам безопасности, которые приняло руководство. «За прошедший период энергетиками не было допущено ни одного сбоя в работе основного и вспомогательного оборудования, связанного с аномально высокой температурой. Также на территории генерирующих предприятий Волжской ТГК не было зафиксировано ни одного возгорания», – сообщили нам.
К повышенным мерам безопасности, в частности, относились работы по очистке территории станций от сгораемых материалов, проверке систем пожаротушения, отладке схем взаимодействия с подразделениями пожарной охраны и, конечно же, внеочередные инструктажи персонала о действиях в чрезвычайных ситуациях. Был усилен контроль за организацией работ при проведении ремонтов кровли зданий и сооружений. Практиковался и пролив кровли – для её охлаждения и недопущения возгораний. Продолжают проводиться дополнительные обходы территории для своевременного обнаружения и ликвидации очагов огня.
Во всех цехах и крупных подразделениях станций были установлены кулеры с охлаждённой водой. А для сотрудников горячих цехов были предусмотрены индивидуальные рабочие графики с установлением учащённых перерывов в работе для отдыха.
Усиленно заботилась о своих сотрудниках и оборудовании в жару ещё одна компания, имеющая непосредственное отношение к поставкам электричества, – межрегиональная распределительная сетевая компания «МРСК Волги».
Как сообщили в пресс-службе её саратовского подразделения, никаких технологических нарушений в этот жаркий период зафиксировано не было. То есть провода от жары в Саратове не провисали, заверили нас. В качестве профилактической меры участили осмотры линий электропередач, особенно на пожароопасных участках. Если в обычных условиях оборудование осматривается, например, раз в месяц, то в условиях аномальной жары обходы, осмотры и обследования проводились еженедельно.
***
Охлади себя сам
Саратовцы солидарны в одном: главное благо в жару – кондиционер
Дмитрий, системный администратор:
АФРИКАНЦЫ ВЕДЬ ЖИВУТ ПРИ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ
– Вообще последние годы природа «радует» человечество всякими катаклизмами: цунами, вулканы, наводнения и т. д. Так что аномальная жара меня не особо удивила.
Но в отличие от, например, наводнений жару пережить проще: можно на речку сходить, главное – взять кепку. Или можно кондиционер поставить. Кондиционер – удовольствие не дешёвое, так что жара ещё раз доказала, что надо хорошо учиться в школе.
А ещё правительство хочет поднять штрафы за тонировку машин, которая, конечно, абсолютно от жары не спасает, но всё-таки с ней гораздо комфортнее ездить. Да и солнце не так слепит водителей. Тем более, насколько мне известно, ВАЗы начали оснащаться климатической установкой сравнительно недавно, что в условиях сорокоградусной жары очередной раз подрывает конкурентоспособность отечественного автопрома.
Хотя, с другой стороны, африканцы ведь живут как-то при высоких температурах и без всяких высокотехнологичных приспособлений, так что и мы проживём. Но, наверно, стоит задуматься о вреде, который мы наносим природе и который вызывает изменение климата.
Надежда, дизайнер:
НИКОМУ МЫ НЕ НУЖНЫ: НИ СВОЕЙ ФИРМЕ, НИ СВОЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
– В это лето я поняла, что в каждом доме должен быть кондиционер. И на работе тоже. Только он спасает. Ещё, если есть возможность, работодатели должны в такую жару позволять людям работать удалённо.
У нас в офисе кондиционера нет, поэтому работать летом было невозможно. Директор решил отпускать нас всех в обед домой, чтобы мы не мучились и трудились кому как удобно. По ночам, например. Только вот работодатель не учёл, что обед – самое жаркое время. И пока доберёшься по этой изнуряющей жаре до квартиры, с ума сойдёшь.
Вывод такой: никому мы не нужны. Ни своей фирме, ни своим товаропроизводителям, ни своему правительству. Потому что предприятия, желая заработать на нас с вами, цены на продовольствие повышают, а чиновники действий никаких не предпринимают. И при этом все пытаются нас убедить, что всё хорошо.
Олег Анатольевич, предприниматель:
САМ СЕБЕ НЕ ПОМОЖЕШЬ, НИКТО НЕ ПОМОЖЕТ
– Урок только один: во всём рассчитывай только на себя. Вокруг обман и ворьё.
Саратовский министр здравоохранения сначала убеждает, что из-за жары вызовы скорой помощи не участились, через два дня говорит обратное. Ценники на продукты в большую сторону меняются, а члены федерального правительства с экранов врут, что нет такого.
Кондиционер решил купить – и тут на нашем брате наживаются. Цены каждую неделю растут, время установки и расценки на неё тоже. Антимонопольная служба вроде проявила заботу о гражданах – решили с этим делом разобраться. Но будет, скорее всего, так, как у нас всегда бывает: тихо всё спустят на тормозах.
Иван Романов, юрист:
КЛИМАТ МЕНЯЕТСЯ, И НАМ НУЖНО АДАПТИРОВАТЬСЯ
– Ещё раз убедился в халатности и безалаберности наших военных. Любой думающий человек понимает, что нельзя устраивать учения в такую жару. Ведь даже тему сиесты поднимали этим летом. Но нашим военным жара не указ. В результате сгубили мальчишку-призывника.
Если о глобальных уроках говорить, то всем нам нужно привыкать к изменяющемуся климату и адаптировать под это экономику, в том числе и состав асфальта, чтобы он не плавился, как пластилин, менять подход к сельскому хозяйству, чтоб пшеница на полях не горела и т. д.
Игорь, фото- и видеооператор:
ЖАРА УБЕДИЛА В НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНЫ
– Я работаю на свадьбах, поэтому много времени провожу на улице. Аппаратуре в жару, к счастью, плохо не было, в отличие от того, кто держал её в руках.
Благодаря высоким температурам лишний раз убедился, что наша бесплатная медицина, на которую мы отчисляем такие суммы из своих зарплат, неконкурентоспособна.
Ещё понял, что сплит-система – это хорошо и надо бы ей обзавестись. Кстати, в июле я прочитал кучу рецептов, как сделать кондиционер из подручных средств. Убедился, что голь действительно на выдумки хитра, но ни один из советов воплотить не решился. Лучше осенью, когда спадут ужасно завышенные цены, пойду покупать себе сплит на следующий год.
***
Асфальт не плавится – он продавливается
Проблема саратовских дорог не в жаре, а в том, что их давно перестали строить по-настоящему
Жители Саратова этим летом наблюдали битумные лужи и активное образование колейности на городских улицах. Но представители дорожно-строительных и ремонтных организаций считают, что дело тут вовсе не в аномальной жаре.
Оценить, насколько высока температура воздуха, можно не только по уличному термометру, собственным ощущениям, но и по состоянию дорожного покрытия. Фраза «жарко так, что асфальт плавится» (или, как вариант, «тапочки в асфальте остались»), родившаяся когда-то в народе в качестве характеристики летней погоды, прямое тому подтверждение.
Битум – неотъемлемая составляющая часть асфальтового дорожного покрытия – выдерживает температуру до + 47 градусов по Цельсию. Но реально дороги летом в Саратове разогреваются до 75–80 градусов. Битум при таких температурах расплавляется и может выдавливаться на поверхность асфальтобетонного покрытия. Это усугубляет разрушающее воздействие грузового и тяжёлого пассажирского транспорта на дорожное покрытие.
Однако, как пояснил нам руководитель ООО «Тракт-КС» Александр Кузнецов, с которым мы говорили о том, какие выводы делают дорожники из прошедшего лета, высокая температура воздуха является в этой проблеме второстепенным фактором.
«Честно говоря, я этим летом не видел, чтобы в городе плавился асфальт. Колеи и наплывы есть только на улице Московской. Но появились они не столько из-за жары, сколько из-за того, что у этой дороги нет основания. Его давно пора менять», – заявил Александр Иванович.
По словам нашего собеседника, возглавлявшего в своё время комитет дорожного хозяйства города, дороги в Саратове, и в частности покрытие улицы Московской, строились по технологии, разработанной и принятой ещё в 60-х годах прошлого столетия. «ГОСТы, по которым мы сегодня работаем, морально устарели. В жизни всё меняется. В том числе и современный транспорт стал тяжелее, чем тот, который принимался во внимание при утверждении ГОСТов. Но сейчас в дорожном строительстве этот факт почему-то не учитывается», – сообщил Кузнецов.
Кроме того, он отметил, что в Саратове давно перестали строить дороги в прямом смысле этого слова. Частные и муниципальные дорожные предприятия занимаются лишь ремонтом верхнего слоя дорожного полотна. «Верхний слой – это пять сантиметров, – поясняет Александр Кузнецов. – Он даже называется стирающимся, потому что недолговечен. А чтобы на дорогах в нашем городе не появлялось трещин, волдырей и вот этих самых наплывов, у наших дорог надо менять основание. То есть фактически заново их перестраивать».
Александр Иванович недоумевает: почему в Саратове перестали экспериментировать в сфере дорожного строительства? Единственный экспериментальный участок дороги был проложен совсем недавно по улице 50 лет Октября между улицами Техническая и Рябиновская. По словам нашего собеседника, там как раз сделано новое основание, способное выдержать высокие весовые нагрузки. «Выглядит это покрытие, конечно, не так симпатично, как гладкие покрытия на песчаной основе, но зато стоять будет гораздо дольше. Песчаные основы и гладкий асфальт – это всё-таки для тротуаров», – подытожил Александр Кузнецов.
Во многих городах России и странах Европы проблеме защиты дорог от жары уделяют особое внимание. В Санкт-Петербурге нынешним летом, по сообщениям СМИ, активно поливали асфальтовые покрытия мостов и улиц. При этом питерские власти тратили на поливку большие деньги – 100 миллионов рублей, – утверждая, что существовала реальная угроза схода покрытия с дорог. В европейских странах боролись с появлением битума на поверхности покрытия засыпкой расплавившихся участков гравием. Мэр Москвы Юрий Лужков, подводя итоги лета, обещал уложить в городе термостойкий асфальт.
***
Сиеста оплачивается на две трети
От палящего солнца многих россиян спасала работа, вернее, кондиционеры в кабинетах – у кого они есть
Тем, кто в эту жару трудился на стройке, ремонтировал дороги или дежурил на посту, не позавидуешь. За лето 2010 года производственный травматизм в области вырос на 20 процентов по сравнению с прошлыми годами – таковы данные инспекции труда по Саратовской области. Жара изматывает, внимание притупляется, люди чаще ошибаются, отвлекаются, теряют бдительность, снимают средства индивидуальной защиты.
По словам заместителя главного государственного инспектора труда в Саратовской области Владимира Солдунова, корректировать из-за аномальной жары свой график проверок предприятий и организаций инспекция труда не стала. Инспекторы шли туда, куда их обязывал годовой план, а заодно подмечали нарушения температурного режима на рабочих местах.
«Поступали к нам и жалобы на жару в помещениях, но немного, около десятка, и все касаются города Саратова, – поясняет Владимир Андреевич. – Люди жаловались на духоту, жару в заводских цехах, кабинетах офисов. Была даже жалоба от структурного подразделения мэрии (которая, кстати, оказалась безосновательной). Реагируя на жалобы, мы привлекали в качестве экспертов специалистов аккредитованных лабораторий и проводили замеры. Изучали три фактора, которые непосредственно влияют на самочувствие: температуру воздуха рабочей зоны, скорость движения воздуха и влажность. Надо заметить, что не всегда жалобы людей были оправданы – часто показатели замеров оказывались в норме. Работодателям-нарушителям инспекторы выписывали предписания для устранения и штрафы: 5 тысяч рублей для должностного лица, 30–50 тысяч рублей для юридического».
Инспекторам известны случаи, когда руководители организаций и предприятий города из-за аномальной жары отпускали сотрудников домой пораньше. Правда, таких фактов немного. Рабочий день сокращался на час-два-три, не больше. Кстати, по закону, оплата в те дни, когда действует сокращение рабочего дня или увеличение перерыва, составляет 2/3 от зарплаты.
Инспекторы по охране труда говорят, что больше всего страдали от жары рабочие заводов, дорожники, строители. Так называемый офисный планктон спасался кондиционерами, вентиляторами, да просто мог выйти умыться. Рабочим было тяжелее: горячие станки, плотная спецодежда, без которой не обойтись, работа на солнцепёке и т. п. При этом облегчённый график или простой не выгоден ни работнику, чья зарплата зависит от выработки, ни работодателю.
Никаких рекомендаций для работодателей и работников областная инспекция по труду не выдавала. Хотя во время жестоких морозов этой зимой подобный опыт был. По словам Владимира Солдунова, если аномальная жара зачастит в нашем регионе, то появятся и новые нормы и стереотипы поведения. Да и работодатели должны задуматься, как сделать условия труда сносными, надеется заместитель главного госинспектора. Как? Готовиться к возможной жаре заранее: проверить систему вентиляции, установить кондиционеры, обеспечить питьевой режим сотрудников, обустроить комнаты отдыха.
Работникам и работодателям нужно помнить, что имеются санитарные правила и нормы по микроклимату помещений, в которых сказано, что для офисных сотрудников допустимый предел температуры в помещении составляет 28 градусов по Цельсию.
При повышении температуры на каждые полградуса время пребывания на рабочем месте сокращается на один час. То есть работать в помещении, где температура превышает 32,5 градуса, нельзя в принципе. В приложении к СанПиНам указана рекомендуемая продолжительность рабочего дня при несоответствии нормам микроклимата. Но это не обязательные нормы, а рекомендации для работодателя.
Ещё один документ, который не рекомендует, а обязывает работодателя создавать допустимые условия для работы, – Трудовой кодекс. Согласно статье 212 ТК, все работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест сотрудников, проводить соответствующие замеры показателей микроклимата. В организации должен иметься план улучшения условий труда (обычно там есть обязательства установить кондиционер, вытяжную вентиляцию и др.). Если же сотрудник уверен, что трудится в невыносимых условиях, то он в порядке самозащиты может письменно отказаться от выполнения работы, которая угрожает его здоровью (ст. 379-я ТК РФ).
В самые жаркие дни этого лета в Москве для водителей пассажирского транспорта ввели сокращённый рабочий день, увеличили время отдыха и снабдили питьевой водой;столичные хирурги перенесли на осень неэкстренные операции, а в Кремле временно отменили развод караулов. Тяжко приходилось и чиновникам – аппарат Мосгордумы на полтора часа сократил рабочий день в своём ведомстве.
Чиновники из Роструда и Роспотребнадзора заговорили о необходимости изменений трудоохранного законодательства, а главный санитарный врач России Геннадий Онищенко предложил ввести сиесту – по примеру южных стран. «С учётом жары трудовую активность можно перенести на более раннее и более позднее время, а в пик жары, когда самый солнцепёк, можно сделать удлинённый перерыв», – сказал он.