Самые средненькие
Саратовские чиновники остались без премий за свою деятельность
Министерство регионального развития проанализировало эффективность деятельности исполнительной власти субъектов РФ в 2009 году. Саратовская область, как повелось в последние годы, по большинству показателей в твёрдой середине. Областные власти могут, конечно, радоваться этому показателю. Но на самом деле вдумчивое чтение доклада почти в сотню страниц удручает. Минрегион демонстрирует, что население России (а значит, и середнячков вроде Саратовской области) живёт бедной, убогой, далёкой от власти жизнью. И никаких особых эволюционных изменений в будущем у населения не будет.
Жуть за цифрами
Неприятные эти выводы в докладе чиновников написаны другими словами. Но они есть. И эта честная чиновничья позиция уже заслужила одобрительную оценку экспертов. Чиновников минрегиона в шутку назвали уже даже оппозиционерами власти. Как-то отвыкли мы от докладов, чистых от мусора похвальных слов самим себе великим управленцам. И вдруг – как гром среди ясного неба, заявление о том, что реформы идут не так, не везде, не теми темпами и не с теми результатами.
Были, к примеру, во время треклятого Ельцина и проклинаемого Гайдара недостойными зарплаты в бюджетной сфере (здравоохранение, образование, культура). И остались, оказывается, такими же недостойными – и во времена обожаемого большинством Путина, и при то ли непонятом, то ли непонятном президенте Медведеве.
Или вот ещё есть такой интересующий всех показатель, как рост реальных зарплат. Минрегион начиная с 2000 года с удовольствием отслеживал, как этот показатель рос на 10–15 и даже на 20 процентов в год. А в 2009 году вместо роста вышел минус. И никаких предпосылок к тому, чтобы он в ближайшее время менялся на плюс, нет.
С одной стороны, это, может, и неплохо. Времена сейчас такие смутные, что копить деньги опасно и лучше всю зарплату тратить сразу, а в этих условиях излишек денег, скорее, лишняя головная боль, чем приятность. С другой стороны, как-то чувствуешь себя обманутым из-за того, что привык к тому, будто каждый год можешь себе позволить жить хоть немного получше, чем в предыдущем.
Лично для меня наиболее страшным во всём этом красочном докладе стала констатация огромных неэффективных расходов. 415 миллиардов рублей истрачены неправильно, напрасно. Притом истрачены из консолидированных региональных бюджетов, только в ходе управления собственно субъектами федерации и сферами здравоохранения, образования и ЖКХ.
После этого об эффективности трат из федерального бюджета – на военных, научных, инвестиционных и других направлениях – даже думать опасно для психики провинциального наблюдателя. Хотя бы потому, что в нашей саратовской глуши оперируют совсем другими цифрами. Весь бюджет города Саратова колеблется второй год вокруг суммы в 10 миллиардов рублей. На них содержатся школы, больницы, ведётся уборка, ремонтируются дороги и осуществляется ещё пара десятков полномочий, за которые приходится отвечать перед горожанами.
Маленькие саратовские победы
Всю эту социально-экономическую жуть никто, надо полагать, не устраивал специально. Она, как мозаика, сложилась в результате действий региональных властей.
Минрегион изо всех сил старается быть бесстрастным наблюдателем. Никакой политики, никаких разговоров о вертикали власти. Только факты. И вскользь, иногда – ремарки об уровне доверия населения первым лицам регионов. В Хакасии оценка людьми деятельности первого лица упала за два года с 49 до 28 процентов, в Самарской области – с 41 до 30 процентов. А вот в Воронежской области почему-то наоборот – рост удовлетворённости населения от деятельности губернатора рекордный. За два года цифры изменились с 23 до 70 процентов.
Про удовлетворённость деятельностью губернатора Саратовской области в докладе (по крайней мере в его общедоступной версии на сайте минрегиона) не говорится. Он построен таким образом, что, обращая внимание на 10 или 20 регионов передовых и отстающих, показывает страну во всём её разнообразии. Саратовская область в эти крайние категории попадает дважды. Наша власть – среди лучших в деле управления здравоохранением и образованием.
По части образования мы так даже девятые. С заботой о здоровье населения попали, правда, только на 19-ю позицию. Для того чтобы обеспечить эти лестные для областной власти места, пришлось немало потрудиться.
Рейтинговый показатель складывался из множества составляющих. И если просто просматривать итоговые данные, совершенно непонятно, почему о здоровье населения лучше заботятся в Омской, Ульяновской, Вологодской областях, а неизмеримо хуже – в Белгородской, Курганской… Но через несколько страниц появляются обозначения ключевых для минрегиона показателей.
В здравоохранении большое значение придаётся числу круглосуточных коек в стационарных учреждениях, а также числу осуществлённых вызовов скорой помощи и численности персонала в лечебных учреждениях. И все эти числовые значения, за которыми прячутся больные со своими мнимыми, а часто реальными диагнозами, оказывается, чем меньше, тем лучше. Вот такой государственный подход. Направленный, между прочим, на экономию государственных средств.
Тема экономии звучит в докладе многократно. В деле реализации государственных обязанностей в сфере образования тоже требуется особый подход. Эффективность усилий власти на этом направлении, грубо говоря, меряется минимизацией численности работников школ и увеличением соотношения учеников на одного учителя. Саратовская область идёт в заданном из федерального центра направлении. А вот Орловская, например, хуже всех пока понимает, чего от неё хочет Москва.
В реальности, конечно, всё гораздо сложней. Потому что при всём желании угодить центру у губернаторов на вверенных им территориях существует объективная реальность.
Что помешало Саратовской области выбраться в лидеры по управлению в сфере жилищного строительства? Кураторы этой отрасли экономики не устают рапортовать о системных достижениях. И всё же наш регион болтается где-то между 40-м и 60-м местом. Догнать Воронежскую, Брянскую, Псковскую области и даже Северную Осетию пока не получается. Почему?
Берём критерии, интересные минрегиону: обеспеченность населения жильём, ценовая доступность, административные барьеры в процессе предоставления земельных участков и выдачи разрешений на строительство. У кого-нибудь есть вопросы, какой из критериев тянет нас назад? А если сюда ещё прибавить бесстрастно рассчитанный коэффициент доступности жилья, который считается в годах, как частное от делёжки среднерыночной стоимости стандартной квартиры на среднегодовой доход семьи из трёх человек, то причина нашего саратовского отставания от российских передовиков станет гораздо более понятной и закономерной.
При оценке эффективности управления саратовского правительства сферой ЖКХ нас поместили в стагнирующую группу из 26 регионов. В частности, за то, что доля убыточных предприятий ЖКХ у нас растёт. Это, между прочим, связано с другим показателем – снижением доли неэффективных расходов в ЖКХ. Регион отмечают как мужественно отказывающий коммунальным монополистам в бюджетных щедростях. Наша доля неэффективных расходов на этом направлении в три раза меньше, чем в среднем по стране.
Все наши маленькие саратовские победы и не слишком уж вопиющие поражения сложились в итоговые показатели достигнутой динамике эффективности (скорости изменения). Скорее всего, она средняя по стране. Мы обозначены на карте жёлтым цветом среди регионов, оказавшихся на 41–60-м месте. В утешение – информация о том, что хуже всех в стране сработала по этому показателю Калмыкия и Самарская область. В тех же пределах (41–60-е место) измерили нам общий уровень эффективности.
С завистью к пермякам
Декларируется, что результаты доклада, составленного по указу президента, должны отозваться радикальным изменением системы государственного управления. Вопрос «Кто виноват?» задан, насколько виноват – измерено (объективно или субъективно, не нам судить). Что делать, чтобы изменить ситуацию, расписано.
Из неэффективных всем предписано стать эффективными. Работать лучше (услуги власти должны стать доступнее и качественнее), тратя меньше бюджетных денег. Не рассчитывать на федеральный бюджет просто за красивые губернаторские глаза. Поощряться из него будут только лучшие региональные правительства, опыт работы которых имеет смысл распространить на всю страну.
За итоги социально-экономического развития 2009 года саратовские чиновники премий не получат. А вот пермские уже довольно потирают руки в ожидании поощрительных бонусов. Об этом сообщил в своём блоге губернатор Олег Чиркунов. Соседи-пермяки по основным показателям – третьи по стране.