Алексей Прокопенко: Проблема не в коммуникациях, а в головах

Оценить
Почему-то и. о. главы администрации Саратова Алексей Прокопенко интервью не даёт. Комментарии – пожалуйста, ответы на вопросы – запросто. А вот пространные разговоры с журналистами – никак. Мне повезло. И так получилось, что наш разговор с Алексеем П

Почему-то и. о. главы администрации Саратова Алексей Прокопенко интервью не даёт. Комментарии – пожалуйста, ответы на вопросы – запросто. А вот пространные разговоры с журналистами – никак. Мне повезло. И так получилось, что наш разговор с Алексеем Прокопенко начался с того, что я попросила его прокомментировать некоторые слухи. Алексей Львович сделал это легко это и непринуждённо. Впрочем, более серьёзные проблемы мы тоже не обошли.

Алексей Львович, вы не так давно в этом кресле, а недовольных вашей работой уже достаточно. Слухи всякие ходят, сплетни…

–Работа любого руководителя неизбежно сопровождается разными рода толками, подтверждение тому – саратовская пресса. Наверное, нет человека, про которого бы не писали что-то дурное. Насколько всё объективно? Я думаю, что в большинстве своём это точка зрения не журналиста, а владельца того или иного издания. Главное в моей работе – чтобы были довольны жители Саратова.

– И всё-таки. Первыми на вас накинулись коммунисты, чуть ли не во второй день вашей работы в администрации города.

– Они же не упрекают меня в плохой хозяйственной деятельности, они не могут простить проигранных выборов в шестом избирательном округе Заводского района. Мне кажется, что проигрыш для коммунистов был даже более выгоден, чем победа. Ну, сидел бы их человек в думе, голосовал против. Но голос его решающим не стал бы. А его подняли как знамя и регулярно вспоминают эту ситуацию как беспредел властей. Тоже вариант. И повод для критики. В моём случае – не самый худший.

– Вас упрекают в странной кадровой политике. И родственников на работу принимаете, и людей Аксёненко…

– Да, надо с этим делом определяться. А конкретные примеры есть?

Директор МУП «Дорстрой» Алексей Власов ваш двоюродный брат, финдиректор управляющей компании «Стройкомплект» Светлана Горпиненко – двоюродная сестра.

– Ну, с Горпиненко я ещё могу понять – все китайцы на одно лицо, а все хохлы – братья и сёстры. А вот Власов… Тут непонятно. На самом деле я об этом слышал. И даже порадовал «брата» Власова, что у нас появилась «сестра». Если серьёзно – родственников у меня очень немного, и ни один из них не связан с городским хозяйством. Хотя подозреваю, что, чем дольше я проработаю на этом месте, тем больше «родни» у меня обнаружится. Я даже не знаю, радоваться этому или огорчаться.

А что касается кадров, то мне глубоко безразлично, у кого человек когда-то работал, главное – чтобы был результат. Я ярый противник формулировки «лучше свой дурак, чем чужой умный». Рядом должен быть умный, это тонизирует. А безынициативная серость, которая просиживает штаны… Зачем она?

Что касается спецнабора «свои, не свои» – вот мы сейчас ищем человека на должность главного архитектора, обращались на кафедру архитектуры в СГТУ, в Союз архитекторов, объявили конкурс. Городским архитектором должен быть знающий человек, который не будет тупо подписывать чьи-то глупости, а станет отстаивать своё мнение, не побоится спорить с начальством. Ищем…

Теперь о личном. По слухам, вы строите для своей семьи коттедж в сосновом лесу и даже вырубили там уйму деревьев. А ещё ваше имя связывают с одним из самых известных в городе ресторанов.

–Давайте по порядку. Коттедж, действительно, строю, но сосны не вырубал. Участок был куплен давно и, заметьте, по коммерческой цене. Но до строительства не доходили руки. Недавно начал потихонечку строиться, и пошло-поехало – сплетни, домыслы. Хотя говорил мне Олег Васильевич, не заморачивайся сейчас ты с этим строительством – затыркают совсем.

Просто сейчас ситуация практически безвыходная – дети уже большие, старший в 11-й класс пошёл, младший – в 10-й. И семья припёрла меня к стенке. Тем более что финансовые возможности для строительства жилья у меня есть – я 14 лет занимался бизнесом, причём вполне успешно, плюс взял ипотеку в Сбербанке.

А что касается ресторана, то это как раз тот бизнес, которым я занимался. Но всё это в прошлом. Ещё с 2006 года, когда я пошёл работать в Заводской район.

Ещё есть претензии?

Конечно. Говорят, что ларёчная война велась незаконными методами чуть ли не под личным руководством чиновников…

–Которые вывезли эти ларьки на свои дачные участки и теперь играют там в паровозики. Абсурд. Поймите, мы можем работать только в правовом поле. Понятно, не всегда снос ларьков сопровождался братанием. Конечно, страсти были накалены, возможно, были обоюдные вольности в выражениях. Сами понимаете, если бы кто-то из представителей администрации повёл себя незаконно, то, и это очевидно, их попытались бы привлечь к ответственности. Этого нет. Понятно, что мы резали по живому. Но это был незаконный бизнес.

– А ещё говорят, что подконтрольная вам управляющая компания «Стройкомплект» начислила людям огромные корректировки, которые якобы пойдут на выборы.

–Стоп. А почему «Стройкомплект» мне подконтрольна?

Наверное, потому, что там работает ваша двоюродная сестра.

–Тогда понятно. «Стройкомплект» – это организация, созданная на базе ДЕЗа. В Заводском районе, я не буду вдаваться в историко-политические подробности, были образованы два крупных объединения – Союз ТСЖ и, позже, управляющая компания «Стройкомплект». В первую вошли хорошие и относительно новые дома. Во вторую, это как раз «Стройкомплект», – всё что осталось. В том числе и те аварийные дома, в которых проживают люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Из 700 домов 400 относительно хороших, а 300 – аварийных.

А содержание аварийных домов – это проблема номер один в Саратове, да и не только у нас. Сейчас Олег Грищенко занимается этой проблемой на федеральном уровне.

– А огромные корректировки?

– Что такое корректировки? Есть 307-е постановление правительства России, в соответствии с которыми они начисляются. Все ждали, когда поставят приборы учёта. Но счётчики не экономят, они показывают реальное положение дел. А что такое Заводской район? Это старые дома, где нет горячей воды. Там прямой водоразбор – люди врезаются в батареи, моют посуду, принимают душ. То есть очевидный перерасход и, как следствие, корректировки.

И все эти деньги идут исключительно ресурсоснабжающим организациям, которые выставляют счета, в соответствии с которыми начисляются корректировки. Так что никаких выборов, хозяйственный вопрос.

– Я подозреваю, что это не первый предвыборный камень в ваш огород. Мне, например, кажется, что информация о заявлениях с открытой датой об увольнении некоторых директоров МУПов, которые вы их якобы заставляли писать, из той же оперы.

–Выборы – это не моя компетенция. Я отвечаю за то, чтобы в Саратове была чистота и порядок. Причём бюджет у нас дефицитный, просто выполнять поставленные задачи, которые уже профинансированы, – этого мало. И мои объяснения, что я не могу что-то сделать, потому что средств на всё не хватает, слушать никто не будет. Задача поставлена, и её надо решать, используя в том числе и организационный ресурс, все свои таланты и умения.

Но когда руководитель одного из муниципальных предприятий отказывается напрягаться и говорит, дайте мне ещё денег и только тогда я буду выполнять свои функциональные обязанности, это не ответ. Нам всем надо вкалывать. Мозги должны пахать, а не отдыхать в разжиженном состоянии.

– Я так понимаю, что вы сейчас говорите об Андрее Андрющенко, который был уволен в минувшую пятницу и объяснил этот факт тем, что вы не разрешали ему баллотироваться на выборах в гордуму?

– Да, он уволен. Меня не устраивали результаты и качество работы предприятия, которым он руководил. Так что опять ничего политического или личного, просто работа.

Следующую претензию я вычитала на одной из лент наших информагентств. Дескать, празднование Дня города в этом году получается очень уж скромным.

–Согласен, в этом году всё будет достаточно скромно. Да, у нас поубавилось число спонсоров, и это понять можно – кризис никто не отменял. Хотя, честно говоря, мне не сильно нравится этот шабаш на Театральной площади. Собирается молодёжь, пьёт пиво, дебоширит. Знаете, такая забава, оказывается, есть – подбрасывать бутылки.

– Это как?

–Очень просто – выпивают бутылку пива и бросают её вверх. И смотрят на результат.

Стеклянную бутылку? А если она кому-нибудь на голову упадёт?

– Вот именно. Каждый раз мы нервничаем – как бы чего не случилось. Вообще, я считаю, что дискотеки на площади – это неправильно. У нас в городе достаточно клубов, причём разной направленности, где у молодёжи есть возможность развлечься и отдохнуть. А в День города для саратовцев нужно создать спокойную, комфортную атмосферу для семейного отдыха. И мы постараемся это сделать.

– А скажите, эти колечки, которые сейчас везде повесили на фонарных столбах, они реально превратятся в красивые кашпо? Что, неужели клумбы, вазоны – это первоочередная задача?

–Когда все эти петунии разрастутся, как это произошло на первом кашпо, что мы повесили у думы, все поймут, что это на самом деле красиво. Петунии – они разрастаются невероятно, надо только поливать. На самом деле надо с чего-то начинать, надо приучать жителей Саратова, что город может быть чистым и красивым.

Да, что-то мы делаем не так, убираем не совсем правильно. Но мы убираем. К сожалению, на всех сразу не угодишь: кому-то не нравится, что убирают днём, кто-то против того, что ночью уборочные машины шумят. Вспомните, ещё в 2006 году в городе не было освещения. А сейчас никто и не вспоминает, что Саратов ночью был тёмной ямой. Надеюсь, что скоро мы не будем замечать чистоту города и воспринимать его ухоженным как должное.

Когда это будет? Доживём?

–Напрасно вы так. Всё это произойдёт гораздо быстрее, чем вы думаете. Саратовцы в полном масштабе ещё не почувствовали те глубинные процессы, которые прошли у нас в администрации. Сейчас делается всё для того, чтобы администрация работала максимально эффективно.

У нас на текущий день есть единоначалие в городе. Есть человек, который отвечает за происходящее в городе, – это Грищенко Олег Васильевич, и есть хозяйственный исполнитель – Прокопенко Алексей Львович. Как раньше были горком партии и исполком.

Есть политическая составляющая, которая берёт на себя ответственность и обеспечивает выполнение функций. И я освобождён от политических политесов и занимаюсь исключительно хозяйством города. И вообще, я убеждён, что Саратов будет лучшим в самом обозримом будущем.

Когда, как? Нам надо поменять все коммуникации…

– Да не это главное, проблема не в коммуникациях, а, как говорится, в головах. Когда мы изменим отношение к себе, к своему городу, тогда всё начнёт меняться. У Саратова блестящие перспективы, нам есть чем гордиться.

Да, от властей зависит многое, но не всё. Когда каждый на своём месте будет заботиться о городе, о месте, где они выросли, где родились их дети, Саратов станет не просто городом, пригодным для проживания, он станет местом, куда люди будут стремиться.