И снова мимо

Оценить
Скидка на СЖП успеха на торгах чиновникам не принесла

Скидка на СЖП успеха на торгах чиновникам не принесла

В минувший вторник, 3-го августа, правительство Саратовской области в лице областного комитета по управлению имуществом пыталось снова сбыть с рук Саратовское железнодорожное предприятие. До этого за последние два года 100-процентный пакет акций предприятия выставлялся правительством на аукцион четыре раза. Пятая попытка продать нерентабельный актив тоже оказалась неудачной.

О том, что торги третьего августа по 100-процентному пакету акций ОАО «СЖП» не состоятся, комитет по имуществу области объявил накануне аукциона поздно вечером. Причина всё та же – отсутствие заявок на участие в торгах.

О продаже Саратовского железнодорожного предприятия региональные власти заговорили ещё в 2003 году. Тогда оно успешно занималось транспортным обслуживанием строительного комплекса и было высокорентабельным. Депутаты областной думы в то далёкое время даже выступили против приватизации и предложили профильным министерствам и ведомствам заниматься дальнейшим развитием предприятия. Но уже в 2005 году включение СЖП в приватизационный список ни у кого из облдепов особых возражений не вызвало. У региональной власти была стойкая уверенность, что покупателей на эту единицу областного имущества долго искать не придётся.

Однако надежды оказались тщетными. ОАО «СЖП» до сих пор остаётся государственным. Только за последние два года акции предприятия выставлялись правительством на аукцион четыре раза. Аукцион, назначенный на 24 июня 2008 года, был признан несостоявшимся, из-за того что на торги явился только один участник. В сентябре 2008 года продажа акций СЖП уже было состоялась. По итогам аукциона был даже заключён договор купли-продажи с ООО «Кронверк», вырвавшем объект из рук соперника по торгам ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз».

Кронверк предложил комитету по имуществу области за акции СЖП 106 миллионов рублей вместо запрашиваемых 66 миллионов и внёс задаток в размере 13 миллионов рублей.Но позже этот договор был расторгнут, так как покупатель отказался вносить остаток суммы за приобретение акций предприятия. Следующие два аукциона, назначенные на 23 июня и 15 сентября 2009 года, не состоялись по причине отсутствия заявок.

Стоит отметить, что до нынешнего дня с каждым новым аукционом Саратовское железнодорожное предприятие росло в цене. Если в 2008 году за него просили чуть меньше 70 миллионов рублей, то на последнем аукционе 2009 года стартовая цена на 100-процентный пакет акций ОАО была установлена в размере 124 миллионов.

Александр Ульянов, занимавший в 2009 году пост министра экономического развития Саратовской области, пояснил тогда журналистам нашей редакции, что стоимость актива высчитывается по определённой методике, исходя из рыночной конъюнктуры. Он отмечал также, что все предыдущие неудачные попытки правительства области сбыть предприятие с рук не должны характеризовать работу комитета по имуществу (организатора торгов) как некачественную. Ульянов заявлял, что вероятность непродажи акций СЖП правительством была предусмотрена. Выручка от возможной продажи акций в бюджетное планирование не включалась и считалась бы внеплановой.

Относительно дальнейших перспектив Саратовского железнодорожного предприятия экс-министр говорил, что выставлять его на аукцион будут до тех пор, пока на ОАО не найдётся собственник. А в том случае, если собственник так и не определится, правительство, возможно, решится искать СЖП другой профиль.

Как видно из сегодняшней ситуации, на перепрофилирование предприятия администрация региона пока не решается. А продолжает упорно искать покупателя. И даже сбрасывает цену на выставляемый объект. Стартовая цена лота на аукционе 3-го августа текущего года составляла уже не 124 миллиона, как было год назад, а 109 миллионов рублей.

На протяжении всего периода продаж акций ОАО «СЖП» в сведениях о продаваемом объекте ничего существенно не меняется. Количество акций в пакете сохраняется – 139376 штук. Номинальная стоимость акции одинакова и равняется ста рублям. Предприятие по-прежнему остаётся убыточным и продолжает вязнуть в долгах. Перед персоналом по итогам первого квартала 2010 года – 403 тысячи рублей, перед поставщиками и подрядчиками – 721 тысяча, перед государственными внебюджетными фондами – 210 тысяч и т. д.

При этом СЖП, понятно, кусок лакомый. За предприятием числится 8 собственных земельных участков общей площадью 85,6 тыс. кв. м, 3 арендованных участка общей площадью 7,5 тыс. кв. м., 14 зданий, находящихся в собственности СЖП, общей площадью 5,4 тыс. кв. м., подъездные железнодорожные пути общей протяжённостью 23,8 км, 12 метров линии электропередач на металлических опорах и 650 метров газопровода.

Все наши попытки выяснить в комитете по имуществу Саратовской области реальные возможности продать акции предприятия натыкаются на, мягко говоря, хамское поведение специалистов ведомства. Ещё перед аукционом мы пытались выяснить количество претендентов на акции СЖП, но в отделе оценки, продаж и приватизации государственного имущества комитета резко ответили, что общаться с нами ни по этому, ни по какому-либо другому поводу они не обязаны. Не удалось выяснить и хотя бы приблизительное количество лет, на протяжении которых комитет по имуществу ещё планирует продавать это никак не продающееся предприятие, прежде чем решиться на поиск нового пути.

И это несмотря на то, что и глава этого ведомства Александр Бовтунов, и его сотрудники уже не раз с нами по аукционным делам СЖП общались. Комитету прекрасно известно, что за судьбой Саратовского железнодорожного предприятия «Газета недели» следит на протяжении нескольких лет. Александр Бовтунов возражал нам открытыми письмами, где пояснял нюансы ситуации, неправильно понятой, по его мнению, журналистами. Однако с каждым разом находить взаимопонимание с правительственным комитетом становится всё труднее.

До сих пор неясными остаются причины, по которым комитет по управлению имуществом Саратовской области, действующий от лица регионального правительства, не желает реализовать акции Саратовского железнодорожного предприятия путём, например, публичного предложения. В этом случае продавец-аукционист (областной комитет имущества) определяет начальную цену лота и величину, на которую она должна снижаться, в случае если по начальной цене желающих приобрести объект не найдётся. Определяется период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения (например, не менее трёх дней), и минимальная цена предложения, по которой может быть продано имущество (так называемая цена отсечения). Для большей прозрачности торгов и снижения коррупционной составляющей на федеральном уровне в правила организации торгов путём публичного предложения уже даже внесены поправки.

У регионального правительства есть ещё один способ решения проблемы – аукцион без объявления цены. В этом случае участники аукциона сами предлагают цену на продаваемое госимущество. Если желающий купить окажется единственным , то он и будет признан покупателем, причём по той цене, которую участник аукциона сам и предложил. Если в комитет поступит несколько предложений цены от нескольких претендентов на госимущество, то покупателем признаётся тот, кто дал за лот наибольшую цену. Если вдруг все претенденты предложат одинаковую цену, то победителем таких торгов считается тот, кто первым подал заявку.

Почему правительство области так держится за предприятие, которое с каждым годом чувствует себя всё хуже и хуже, безрезультатно пытаясь продать его с аукциона уже третий год подряд? Подобное упорство следует рассматривать как недостаток квалификации продавца? Или, может, продавец вовсе и не хочет продавать своё имущество и назначает день продажи чисто формально? Особенно странно это выглядит в свете новейших намерений российского правительства начать распродавать предприятия с госпакетом акций уже до конца нынешнего года. Вопрос цены в новом витке приватизации объявляется вторичным. Причины торговли госимущестовом рекомендуют видеть не в барыше, который получит бюджет, а в желании дать предприятиям более эффективного собственника.