Александр Динес: Секрет долголетия передачи – энтузиазм создателей плюс энтузиазм зрителей

Оценить
Александр Динес: Секрет долголетия передачи – энтузиазм создателей плюс энтузиазм зрителей
Гость нашей рубрики – создатель и ведущий телепередачи «Маркиза».

Гость нашей рубрики – создатель и ведущий телепередачи «Маркиза».

Никогда нельзя, начиная какое-то дело, быть уверенным, что оно проживёт пять, десять, двадцать лет. Существуют примеры передач-долгожителей. В саратовском масштабе – «Не за тридевять земель», в российском – «Что? Где? Когда?», «В мире животных», «КВН» (хотя он сильно трансформировался). В 1993 году мы ничего не загадывали далеко вперёд. Думаю, в нашем случае причин долголетия две: энтузиазм создателей и энтузиазм зрителей. Мы с неутихающим желанием создаём программу снова и снова, и каждый работает с воодушевлением – режиссёр, оператор, монтажёр. И пока мы хотим делать «Маркизу», она будет жить. И второе – спрос, ведь программа делается для зрителей. Нет смысла создавать передачу, если она безразлична людям. Конечно, речь не идёт о массовой аудитории, у каждой программы свой зритель. Невозможно о какой-то программе сказать, что она интересна абсолютно всем, даже о новостях. Передача должна быть нужна аудитории. Наша пока нужна. Люди продолжают приходить на каждую запись, постоянно звонят с вопросом, когда будет следующая. И это подстёгивает нас к продолжению съёмок.

Я бы разделил аудиторию передачи на две части, более или менее равные. Половина зрителей ходят на запись из года в год и не бросают передачу. Я очень горжусь ими. А вторая половина состоит из тех, которые приходят от случая к случаю, может, раз в несколько лет. Некоторые приходят впервые, остаются, продолжают ходить снова и снова и становятся ветеранами. В передаче «Что? Где? Когда?» есть неформальный хранитель традиций – Михаил Барщевский. Так и у нас есть ветераны, которые не дают отойти от традиций «Маркизы». Они не поймут, если я, например, приглашу поп-звезду, потому что это просто не в нашем стиле. Многие ветераны ходят сюда с тех времён, когда были студентами. Например, Татьяна Медведева, которая стала лучшим игроком года в «Что, Где, Когда?». С самой первой съёмки на «Маркизе» – директор школы юного журналиста Андрей Болкунов. Кстати, школа юного журналиста – это организованная единица, которая участвует в нашей игре для абитуриентов, где можно получить дополнительные баллы для поступления в институт филологии и журналистики СГУ.

Чтобы придумать задание для игры, нужно загадывать тех героев и те ситуации, которые уже вошли в обиход. Вряд ли вы помните, когда впервые прочитали «Буратино». Хотя, может быть, вы его и не читали от начала до конца. Зато этот сюжет вы точно знаете. И пусть из-за формулировки вопроса ответ будет законспирирован, когда вы угадаете, произойдёт момент узнавания: как это было просто! А героя современной литературы не все угадают. Хотя персонажей из книг про Гарри Поттера я бы загадал. Я читал все семь томов. Правда, старшему поколению он не так известен. А к классике я отношусь не как к чему-то скучному. «Колобок» – это та же классика. В последней передаче я действительно загадывал Колобка, потому что гостем программы был Сергей Никоненко, замечательный актёр, который сыграл в кино около двухсот ролей. Наиболее узнаваемая роль – в сериале «Каменская». Там он играет начальника отдела по кличке Колобок. Я связал литературную игру с появлением гостя, чтобы дать зрителям подсказку.

Программа пишется не так часто, актёров, которых мы хотели бы увидеть, побывало на «Маркизе» не так уж и много. Тем более что за 17 лет существования передачи подросло новое поколение прекрасных актёров. В 1993 году ещё никто не знал Марину Могилевскую, Артура Смольянинова, Сергея Безрукова. Со многими у нас существует договорённость, и нужно лишь подобрать день, удобный для записи и им, и нам. Мы приглашаем актёров специально на «Маркизу», гастролёров – ни в коем случае. Если человек с афиш перейдёт в павильон, то его можно будет легко угадать. Хотя сейчас в Саратов так часто приезжают театры с гастролями, что теоретически можно было бы совместить спектакли с «Маркизой». Но важен профессиональный аспект – если актёр специально приглашён ко мне в гости, то он настраивается только на «Маркизу», никуда не торопится и работает с полной отдачей.