Старые новые улицы
У улицы Мичурина было шесть названий
Кораблями из минувшего плывут её дома,
Будто это и не улица – история сама.
Б. Окуджава Сегодня в Саратове свыше тысячи пятисот названий улиц и переулков. 130 из них – в честь выдающихся общественных и государственных деятелей, 40 связаны с именами защитников Отечества. Но начиналась саратовская топонимика совсем с других названий.
Юлия Шишкина, Дмитрий Козенко
Шелковичная без шёлка
Первые улицы Саратова были спроектированы в 1674 году. Их было три: Московская, Царицынская (потом Большая Сергиевская, нынешняя Чернышевского) и Покровская (ныне Лермонтова). Рос город, увеличивалось количество улиц, но многие из них оставались безымянными. Названия стали появляться после пожара 1811 года и при застройке города по новому плану.
К середине XIX века в центре Саратова появляются улицы Мясницкая, Тулупная, Кузнечная, Соляная, Сретенская и др.
Любопытна история названия улицы Шелковичной, которая сейчас проходит через весь город. В XVII веке царское правительство хотело организовать в Нижнем Поволжье собственную сырьевую базу для развития шёлкоткацкого производства. В 1764 году французу Антону Вердье отвели для этой цели плантацию под Саратовом в 60 десятин и выделили деньги. В пяти верстах от Лысой Горы посадили тутовые деревья и создали фабрику. Но дела у Вердье шли плохо, и в 1766 году плантация и фабрика перешли в руки саратовского купца Шехватова. И у него с шёлком не задалось. Тогда городской магистрат устроил здесь небольшую, в одну десятину, плантацию, но шёлка получали мало, и скоро его производство совсем прекратилось. Улица, которая пролегла на месте плантации тутовых деревьев и фабрики шёлка, стала называться Шелковичной.
У всех спуски, а у нас взвозы!
Дореволюционные улицы разделялись по нескольким критериям. По составу населения, профессиональному признаку: Армянская, Цыганская, Казачья, Мясницкая, Кузнечная. Под влиянием церковных названий: Большая и Малая Сергиевская (Чернышевского и Мичурина), Троицкий взвоз, Ильинская, Часовенная (Челюскинцев). По географическому фактору: Белоглинская (от названия протекающей по соседству речки), Горная, Валовая. По фамилиям известных домовладельцев или купцов: Бахметьевская, Живодёрова, Панкратовская, Обуховская. Были и улицы-тракты, ведущие из города: Московская, Астраханская, Вольская.
Спецификой Саратова было наличие взвозов– крутых подъёмов от берега Волги, по которым поднимались от волжских пристаней повозки, гружённые поклажей. От Ржева до Астрахани улицы, спускающиеся к Волге, называют съездами или спусками и лишь в Саратове – взвозами! 150 лет назад взвозов тут было множество: Казанский, Часовенный, Троицкий, Воздвиженский, Армянский, Приютский, Гимназический, Бабушкин, Родионовский, Провиантский, Шмидтовский и т. д.
Щетининский взвоз иногда называли Живодёрским. Только сюда, в целях сохранения чистоты прочих мест, разрешалось привозить на продажу или увозить животных, живых или уже забитых. Сегодня на месте этого взвоза – небольшая площадь и памятник Юрию Гагарину.
А от Армянского взвоза (ныне улица Октябрьская) начинались вниз по Волге береговые участки, которые городские власти сдавали в аренду под пассажирские пристани сроком на 5–6 лет, после чего аренду следовало возобновлять. Поэтому пароходные пристани в Саратове в разные годы могли располагаться по-разному, в зависимости от того, кто какой участок берега взял на очередной срок в аренду. Армянской улица, а следственно, и взвоз, стала так называться потому, что в начале XIX века на ней стали селиться купцы-армяне, скупавшие в Саратове для отправки в Персию значительное количество хлеба и овса.
Сейчас в Саратове сохранились лишь Бабушкин и Князевский взвозы, все остальные влились в улицы и стали их частью.
Была Навозная – стала Зарубина
Вообще, до октября 1917 года переименования улиц были достаточно редки. Исключение – Немецкая улица. Уже в 1883 году саратовская дума решила переименовать её в честь героя турецкой кампании генерала Михаила Скобелева. Тогда предложение не поддержали в верхах. А вот после смены власти, с 1917 года Немецкая стала улицей Республики, пока в марте 1935 года не получила имя коммуниста Кирова.
Смена уличных названий в Саратове – своеобразный барометр политической жизни в стране. На каждое крупное историческое колебание реагировали идеологически правильной табличкой. Можно условно выделить четыре волны переименования улиц в Саратове.
Первая волна(1918–1927 гг.): в рамках классовой борьбы отменялись все старорежимные «царские» названия. Например, Полицейская стала Октябрьской, Введенская – Революционной, Губернаторская – Степана Разина. Новые таблички символизировали замену старых идеалов на новые, провозглашённые Лениным и большевиками.
Вторая волна(1913–1941 гг.) ознаменовалась антицерковной пропагандой и увековечиванием героев революции, гражданской войны и боёв с фашистами в Монголии, Испании и т. д. Именно тогда Ильинская стала улицей Чапаева, Угодниковская – Ульяновской, а Камышинская начала носить имя воздушного аса, Героя Советского Союза Виктора Рахова.
Третья волна(конец 1950-х – 1960 гг.) затронула те улицы, которые не попали под две предыдущие волны. Переименовывали под события или юбилеи. Улица Соляная получила имя героя-космонавта Алексея Леонова, Кирпичная – Героя Советского Союза Ивана Посадского, а улица Печальная – фронтовика Анатолия Серова.
Четвёртая волна(1991–1993 гг.): пришла мода на возврат к историческим корням. Саратовцам пришлось привыкать, что площадь Фрунзе, как встарь, Ильинская, проспект Ленина – Московская, а улица Антонова – Саратовского снова Соколовая. Вернулись на карту Саратова Большая Казачья, Провиантская, Бабушкин взвоз, Театральная площадь, Мясницкая и многие другие.
Но полностью изживать наследие советских времён не стали – так и остались в городе привычные улицы Советская, Чапаева, Чернышевского. А вот из названия саратовского пешеходного проспекта получился гибрид: в 1992 году малый совет по историко-культурному наследию города вернул историческое название, оговорив двойное «Проспект Кирова – Немецкая улица». Однако в 1993 году мэр Юрий Китов утвердил лишь советский вариант.
Среди саратовских улиц есть настоящие рекордсмены по смене табличек. Например, нынешняя улица Мичурина (изначально Малая Царицынская) в разные времена называлась Малая Сергиевская, Верхняя Сергиевская, Малая Никольская, Панкратовская, Культпоходовская. Современная Лермонтова была Покровской, Музейной, Пароходной. А улица имени Героя Советского Союза Владимира Зарубина встарь была известна как Навозная, Овражная, Глебовская, Нижняя.
Герои нашего времени
Довольно активно вносил изменения в карту города губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. В 1997 году, чтобы увековечить вклад воспитанников танковых училищ Саратова в победу над фашистами, улицу Городскую и Астраханский переулок с лёгкой руки губернатора переименовали в улицу Танкистов и водрузили там на пьедестал танк Т-34. По инициативе губернатора вокруг памятника Столыпину появилась одноимённая маленькая площадь. В те же времена несколько кварталов улицы Первомайской в районе недостроенного ТЮЗа назвали улицей Юрия Киселёва.
Есть примеры из скороспелых акций. Так, в 2001 году, в преддверии вероятного визита в Саратов Александра Лукашенко, Предмостовую площадь срочно переделали в Славянскую. Но название не прижилось – маршрутки так и ездят с названием «Предмостовая».
Чуть позже в Саратов прилетают депутаты Европарламента, и городские чиновники встречают их за воротами аэропорта с новенькой табличкой «Площадь Совета Европы». На самом деле эта «площадь» – не что иное, как бывшее автобусное кольцо.
В наши дни переименование улицы – крайне редкое событие, в 2000-е такие моменты можно пересчитать по пальцам. Например, горожанам надоело жить по адресу «Воскресенское кладбище», и они обратились в комиссию с просьбой дать улице имя мещанина Алексея Пичугина. В 2007 году улицу Полковую в Ленинском районе переименовали в улицу имени основателя саратовской системы бездефектного труда Бориса Дубовикова. Предложение поступило из саратовского центра стандартизации. Из последних переименований: улица Революционная стала носить имя прокурора Евгения Григорьева. Занимается переименованием и присвоением имён улицам специальная комиссия по топонимике, в которую входят чиновники, краеведы, общественники.
Карта Саратова 2010 года представляет собой причудливую смесь из исконных исторических названий, советских, привнесённых и совсем новых, зачастую незамысловатых. Относительно недавно в новых жилых кварталах Саратова появились улицы Малиновая, Абрикосовая, Жемчужная, Звёздная, Счастливая. За этими названиями нет ни истории, ни глубины, ни тайны. Да и с табличками в Саратове беда: например, таксисты и врачи скорой помощи жалуются на лабиринты одинаковых по виду улиц в посёлке Юбилейном.
***
Присвоение названий городским улицам иногда приводило к весьма неожиданным результатам, совсем не тем, которых добивались инициаторы. Например, где-то в начале 70-х решили переименовать Бабушкин взвоз. Кому-то пришла в голову сохранить созвучие со старым названием. И в один не самый прекрасный день саратовцы узнали, что теперь в городе есть взвоз имени Бабушкина. (Иван Бабушкин был профессиональным революционером, погибшим в 1906 году.) Дабы поскорее внедрить в головы горожан новое название, обязали водителей «четвёрки» – троллейбусного маршрута – обязательно объявлять эту остановку. Едешь в троллейбусе – водитель молчит как рыба. Подъезжаешь к взвозу – водитель, не скрывая раздражения, говорит в микрофон: «Взвоз имени Бабушкина».
Реакция пассажиров была совсем не той, на которую рассчитывали наследники революционных идей.
– Какой дурак придумал?
– Что хотят, то и делают!
– Глупость какая-то!
Реакция народных масс каким-то образом дошла до власть имущих, новое название, так и не прижившись, тихо исчезло.
Вообще-то, Бабушкиным взвоз назвали по той причине, что именно по нему направлялись старушки на пристань, чтобы отправиться по святым местам. Налицо было столкновение двух идеологий. И победила вовсе не коммунистическая.
Другая история. Вольскую, чтобы показать силу дружбы с Чехословацкой социалистической республикой, переименовали в Братиславскую. Сделали это летом. И вот, после отдыха в университетском лагере на острове Чардым ехал в троллейбусе преподаватель филфака Олег Иванович И. О переименовании он не знал. И когда услышал новое название улицы, сначала опешил, а потом и возмутился.
– Какая такая Братиславская! Вот раньше было прекрасное название – Вольская. В этом слове и Волга, и воля!
Громкие разговоры о воле насторожили некоторых пассажиров. Возможно, они на бывшей Вольской, а ныне Братиславской и работали в большом сером здании. Завязался спор. Как говорили, с рукоприкладством. Олег Иванович и прежде слыл среди студентов человеком со странностями, так что этой истории или легенде никто на филфаке не удивился. Хотя закончилось всё достаточно печально. Наш преподаватель попал на лечение в нервную клинику, или, как тогда говорили, на Кутанинскую дачу. Вернулся на факультет уже к концу второго семестра совсем другим человеком – тихим и благосклонным к студентам. А улице вернули прежнее название уже в 90-е годы.
***
(Текст подготовлен по материалам книги Александра Паркина «Саратов на рубеже XIX–XX веков» и исследования студента исторического факультета СГУ Александра Касовича «Улицы Саратова: старые и новые названия»)