Кодекс истинного балашовца
Чиновники указали горожанам нравственные ориентиры
На сайте городской администрации Балашова опубликован «Свод нравственных правил», адресованный местным жителям.
Документ состоит из девяти пунктов с примечаниями, в которых подробно объясняется, как настоящий балашовец должен любить родину, воспитывать детей, обустраивать быт и заботиться о своём здоровье.
Как сообщили в мэрии, написание «Свода» заняло полгода. Авторами стали клерки из социального отдела. Текст корректировался несколько раз.
Что именно подтолкнуло муниципальных служащих к сочинению локального «Домостроя», остаётся неизвестным. Как поясняют в городской администрации, местные власти давно призывали земляков вести правильную жизнь и вот теперь решили «объединить крики души». На сайте мэрии проблема рассматривается в широком историческом аспекте.
«В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций, были утрачены многие традиции национального духовно-нравственного воспитания», – говорится в сообщении, анонсирующем выход «Свода». Нынешние «изменения во внутренней жизни страны», как напоминают авторы, «вновь подвергают серьёзному испытанию систему морально-нравственных устоев».
Взрослые люди страдают «высоким уровнем занятости или безработицей», школа «ослабила воспитательную функцию». В таких условиях балашовская мэрия решилась «взять на себя заботу и нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу предотвратить их моральную деградацию». Тем более сам президент велел: в доказательство на сайте приводится цитата из прошлогоднего послания Дмитрия Медведева, призывавшего общество «включиться в решение морально-нравственных проблем».
Сейчас подобный кодекс поведения горожанина разрабатывают власти Москвы. Но, в отличие от столичного документа, балашовский «Свод» адресован не мигрантам (которых в городе, считающемся одним из беднейших в регионе, очень мало), а коренным жителям.
«Каждый горожанин должен быть патриотом», – гласит первое правило. Любовь к родине следует выражать в уважительном отношении к гербу и флагу, а также в уборке кладбищ и мемориалов.
На второе место после государства поставлена семья, которую надлежит «беречь», а именно «не допускать нахождения несовершеннолетних без присмотра». Допустимая доля соблазна строго дозируется в зависимости от возраста воспитуемого и времени суток: детям до семи лет запрещено выходить на улицу без взрослых и днём, и ночью, детям с семи до четырнадцати лет – с 21:00 до 6:00, а старше четырнадцати лет – после 22:00 часов.
Документ можно назвать всеобъемлющим: в отдельном пункте расписано, как организовать быт в городских условиях. Нужно убираться вокруг дома, в частности, «уничтожать сорную растительность», отгонять незаконных торговцев и расклейщиков объявлений.
«Алкоголь, сигареты и наркотики – это не твой выбор», – уверяет читателей «Свод». Настоящий балашовец обязан заниматься физкультурой, чтобы «приумножать спортивные достижения города», не курить и не пить на людях, не употреблять ненормативную лексику, не появляться в общественных местах «в неопрятном виде».
Истинная нравственность включает в себя соблюдение правил дорожного движения и пожарной безопасности, а также готовность «взаимодействовать с органами МСУ» по предотвращению преступлений. «Горожанин должен быть бдительным и пресекать попытки терроризма. Безопасность нации начинается с тебя», – сурово напоминает документ.
Сколько стоит разработка и распространение «Свода», администрация не сообщает. Документ предполагается развесить на информационных стендах в школах и по мере энтузиазма работодателей изучить в организованных коллективах. Официальных мер наказания за несоблюдение нравственных правил не установлено.
Напомним, что в Саратовской области это не первая попытка укрепления моральных устоев директивными методами. Ранее подобные правила поведения писали не для жителей той или иной местности, а для представителей отдельных социальных групп.
В 2001 году при губернаторе Дмитрии Аяцкове вступил в действие первый кодекс этики для чиновников. Наряду с общечеловеческими ценностями документ устанавливал желательный цвет носков и длину манжеты рубашки, выглядывающей из рукава пиджака.
После смены региональной власти целевая читательская аудитория сузилась до посетителей светских мероприятий: в 2005-м и 2006 годах чиновникам, приглашённым на новогодний бал к губернатору Павлу Ипатову, раздавали памятку о том, как следует произносить тосты, пить и танцевать. «Ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа», – авторы памятки цитировали хоть и не президента, но всё-таки императора Петра Первого.
«В танцах, – напоминали гостям, – проявляется галантность кавалеров и чарующая сдержанность дам». Прежде чем пригласить кого-либо, чиновнику «следует убедиться, что его костюм в полном порядке и все пуговицы пиджака застёгнуты». Для начала нужно «протанцевать с дамами, которых вы сопровождаете» и с теми, кто сидит рядом. И только потом можно позвать девушку из-за соседнего столика. Если же вместо неё вдруг откликнется какая-нибудь мымра а-ля«Служебный роман», принявшая приглашение на свой счёт, «надлежит смириться с этой ошибкой и протанцевать с неожиданной партнёршей». Во избежание недоразумений несвободные дамы могут поплясать с незнакомцем, «непременно предварительно согласовав это со своим кавалером».
В 2007 году нравственное воспитание добралось до рядовых клерков правительства. Для них разработали пособие по культуре речи под названием «Настольная книга госслужащего». В сборнике изложили рекомендации филологов и привели тесты, при помощи которых можно изучить правила этикета – как здороваться, начинать и заканчивать беседу, выражать отказ или несогласие. Был подготовлен также словарь «Как правильно?» с описанием типичных ошибок и верных вариантов ударений, падежных окончаний и т. д.
На протяжении 2004–2008 годов собственные сборники правил поведения готовили также саратовские областная и городская думы. Парламентариям разных уровней запрещалось материться, переходить на личности в спорах с оппонентами, кричать с места, прогуливать заседания и т. д.
Десятилетние попытки превратить чиновника в человека не прошли бесследно. Теперь государевы люди, обложенные таким количеством моральных кодексов, могут с полным правом учить жизни подведомственное население. Но пока нравственное воспитание всё-таки остаётся загадочной штукой: одним – про танцы с дамами, другим – про уничтожение сорной растительности.