Кодекс истинного балашовца

Оценить
Чиновники указали горожанам нравственные ориентиры

Чиновники указали горожанам нравственные ориентиры

На сайте городской администрации Балашова опубликован «Свод нравственных правил», адресованный местным жителям.

Документ состоит из девяти пунктов с примечаниями, в которых подробно объясняется, как настоящий балашовец должен любить родину, воспитывать детей, обустраивать быт и заботиться о своём здоровье.

Как сообщили в мэрии, написание «Свода» заняло полгода. Авторами стали клерки из социального отдела. Текст корректировался несколько раз.

Что именно подтолкнуло муниципальных служащих к сочинению локального «Домостроя», остаётся неизвестным. Как поясняют в городской администрации, местные власти давно призывали земляков вести правильную жизнь и вот теперь решили «объединить крики души». На сайте мэрии проблема рассматривается в широком историческом аспекте.

«В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций, были утрачены многие традиции национального духовно-нравственного воспитания», – говорится в сообщении, анонсирующем выход «Свода». Нынешние «изменения во внутренней жизни страны», как напоминают авторы, «вновь подвергают серьёзному испытанию систему морально-нравственных устоев».

Взрослые люди страдают «высоким уровнем занятости или безработицей», школа «ослабила воспитательную функцию». В таких условиях балашовская мэрия решилась «взять на себя заботу и нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу предотвратить их моральную деградацию». Тем более сам президент велел: в доказательство на сайте приводится цитата из прошлогоднего послания Дмитрия Медведева, призывавшего общество «включиться в решение морально-нравственных проблем».

Сейчас подобный кодекс поведения горожанина разрабатывают власти Москвы. Но, в отличие от столичного документа, балашовский «Свод» адресован не мигрантам (которых в городе, считающемся одним из беднейших в регионе, очень мало), а коренным жителям.

«Каждый горожанин должен быть патриотом», – гласит первое правило. Любовь к родине следует выражать в уважительном отношении к гербу и флагу, а также в уборке кладбищ и мемориалов.

На второе место после государства поставлена семья, которую надлежит «беречь», а именно «не допускать нахождения несовершеннолетних без присмотра». Допустимая доля соблазна строго дозируется в зависимости от возраста воспитуемого и времени суток: детям до семи лет запрещено выходить на улицу без взрослых и днём, и ночью, детям с семи до четырнадцати лет – с 21:00 до 6:00, а старше четырнадцати лет – после 22:00 часов.

Документ можно назвать всеобъемлющим: в отдельном пункте расписано, как организовать быт в городских условиях. Нужно убираться вокруг дома, в частности, «уничтожать сорную растительность», отгонять незаконных торговцев и расклейщиков объявлений.

«Алкоголь, сигареты и наркотики – это не твой выбор», – уверяет читателей «Свод». Настоящий балашовец обязан заниматься физкультурой, чтобы «приумножать спортивные достижения города», не курить и не пить на людях, не употреблять ненормативную лексику, не появляться в общественных местах «в неопрятном виде».

Истинная нравственность включает в себя соблюдение правил дорожного движения и пожарной безопасности, а также готовность «взаимодействовать с органами МСУ» по предотвращению преступлений. «Горожанин должен быть бдительным и пресекать попытки терроризма. Безопасность нации начинается с тебя», – сурово напоминает документ.

Сколько стоит разработка и распространение «Свода», администрация не сообщает. Документ предполагается развесить на информационных стендах в школах и по мере энтузиазма работодателей изучить в организованных коллективах. Официальных мер наказания за несоблюдение нравственных правил не установлено.

Напомним, что в Саратовской области это не первая попытка укрепления моральных устоев директивными методами. Ранее подобные правила поведения писали не для жителей той или иной местности, а для представителей отдельных социальных групп.

В 2001 году при губернаторе Дмитрии Аяцкове вступил в действие первый кодекс этики для чиновников. Наряду с общечеловеческими ценностями документ устанавливал желательный цвет носков и длину манжеты рубашки, выглядывающей из рукава пиджака.

После смены региональной власти целевая читательская аудитория сузилась до посетителей светских мероприятий: в 2005-м и 2006 годах чиновникам, приглашённым на новогодний бал к губернатору Павлу Ипатову, раздавали памятку о том, как следует произносить тосты, пить и танцевать. «Ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа», – авторы памятки цитировали хоть и не президента, но всё-таки императора Петра Первого.

«В танцах, – напоминали гостям, – проявляется галантность кавалеров и чарующая сдержанность дам». Прежде чем пригласить кого-либо, чиновнику «следует убедиться, что его костюм в полном порядке и все пуговицы пиджака застёгнуты». Для начала нужно «протанцевать с дамами, которых вы сопровождаете» и с теми, кто сидит рядом. И только потом можно позвать девушку из-за соседнего столика. Если же вместо неё вдруг откликнется какая-нибудь мымра а-ля«Служебный роман», принявшая приглашение на свой счёт, «надлежит смириться с этой ошибкой и протанцевать с неожиданной партнёршей». Во избежание недоразумений несвободные дамы могут поплясать с незнакомцем, «непременно предварительно согласовав это со своим кавалером».

В 2007 году нравственное воспитание добралось до рядовых клерков правительства. Для них разработали пособие по культуре речи под названием «Настольная книга госслужащего». В сборнике изложили рекомендации филологов и привели тесты, при помощи которых можно изучить правила этикета – как здороваться, начинать и заканчивать беседу, выражать отказ или несогласие. Был подготовлен также словарь «Как правильно?» с описанием типичных ошибок и верных вариантов ударений, падежных окончаний и т. д.

На протяжении 2004–2008 годов собственные сборники правил поведения готовили также саратовские областная и городская думы. Парламентариям разных уровней запрещалось материться, переходить на личности в спорах с оппонентами, кричать с места, прогуливать заседания и т. д.

Десятилетние попытки превратить чиновника в человека не прошли бесследно. Теперь государевы люди, обложенные таким количеством моральных кодексов, могут с полным правом учить жизни подведомственное население. Но пока нравственное воспитание всё-таки остаётся загадочной штукой: одним – про танцы с дамами, другим – про уничтожение сорной растительности.