Турки гордятся всем
Всесоюзная здравница с восточной начинкой
Хочется съездить отдохнуть. Желательно за границу. Променять, так сказать, свою жару и великую русскую реку на их жару и чужеземное море.
В Турции побывал уже, наверное, каждый третий россиянин, и настало время к этой многочисленной армии присоединиться и мне. Ещё одна, главная, причина – визовый режим там без заморочек.
Лишь бы гадость написать
С середины мая цены на путёвки стали ползти вверх. Причём стремительно. К июлю их стоимость поднялась в среднем на 10 тысяч рублей. С горящими турами начались проблемы. Спрос на страну был настолько велик, что их просто не оставалось. А те редкие, что всё-таки появлялись на сайте, тут же пропадали. Путёвки с выездом из Саратова, которые раньше всегда были дороже московских, самарских и волгоградских, сравнялись с ними в цене. Поэтому лететь было решено от нас.
Услуги посредника, то есть турфирмы, отложила напоследок. Предложения туроператора я смотрела на их сайте сама. Не спеша и внимательно знакомилась с инфраструктурой отеля по имевшимся там фотографиям и описанию. Если всё устраивало – искала в Интернете отзывы уже отдыхавших там туристов. Обычно на этом всё и заканчивалось. Были, конечно, на сайтах дельные замечания, но в целом сложилось впечатление, что большинство оставляющих там заметки россиян будто соревнуются в негласном, но изощрённом конкурсе – как бы повиртуознее охаять свой отель. Наши граждане, ещё недавно радовавшиеся поездке «на юга» и снимавшие на Чёрном море простые комнаты с общей кухней, придирались теперь к тому, что мяса на отдыхе давали недостаточно, а алкоголь наливали не круглосуточно.
Когда отели стали заканчиваться, я начала нервничать. Тут вовремя подруга рассказала, что из любопытства тоже решила зайти на подобный сайт и почитать отзыв об отеле, в котором отдыхала в Египте. И где ей, кстати, очень понравилось. К своему удивлению, она не обнаружила на страничке ни одного положительного комментария. Вместе мы решили, что довольные отдыхом на подобные сайты заходят редко. А без советов раздражённых сограждан можно обойтись.
Список отелей вновь расширился. Но тут возникла новая проблема – стали заканчиваться путёвки. Граждане разбирали не только горящие, но и обычные. Оставались лишь немногочисленные трёх- и четырёхзвёздочные отели, а также «пятёрки» класса «де-люкс». Например, присмотрела я отличную путёвку в четверг вечером. В пятницу утром её уже нет. Присмотрела с утра, поизучала, решила приобрести, а к вечеру её уже тоже забрали. В итоге, завидев подходящий тур, без раздумий побежала в ближайшую турфирму покупать. Можно было бы оформить путёвку самой прямо на сайте. Чтобы, пока до агентства добираешься, её у тебя из-под носа не увели. Но так как делом подобным я занималась впервые, тем более оформление на сайте предполагает банковский перевод денег за турпродукт, а это дополнительные хлопоты, решено было воспользоваться услугами посредника. В итоге с их помощью получилось даже сэкономить – турфирма сделала небольшую скидку.
Восток дело тонкое
За западной обёрткой скрывается восточная начинка. Свою многоликость и изменчивость Турция собирала даже не сотнями – тысячами лет. Жили здесь греки, римляне, арабы, тюрки, армяне, украинцы, русские. Какая она, эта Турция, понять с первого раза не получится. Думаю, со второго и третьего тоже. Только тебе показалось, что ты раскусил страну и её обитателей, как тут же все твои выводы рассыпаются в пух и прах и надо добывать доказательства новой теории.
Турки просто обожают денежные поощрения за свою работу. Tip box, так называемые домики для чаевых, стоят во всех ресторанах, автобусах, даже на стойках регистрации и в барах пятизвёздочных отелей системы «всё включено».Пара слов по-турецки, произнесённые с искренней улыбкой, сыграют полезную службу. «Мерхаба» («здравствуйте») – стоящим на ресепшене, «гюнайдын» («доброе утро») – официантам, «тешекюр» («спасибо») – бармену, и они вас запомнят. Будут интересоваться делами. Наливать «как обычно». Если нужно, сами предложат помощь. И всегда будут ещё шире улыбаться при встрече.
Страна омывается четырьмя морями – Чёрным, Средиземным, Эгейским и Мраморным. Говорят, есть ещё пятое. Жак Ив Кусто, побывав в Турции, обнаружил такое место, флора и фауна которого не похожи ни на что вокруг. Только основательнее разобраться в этом вопросе знаменитый исследователь не успел.
Вождь народа
Небольшая комнатка. Турки играют в нарды. Над ними висит портрет мужчины. Это вождь народа. У него хитрый с прищуром взгляд. Усы. И ещё – всеобщее уважение.
Как знакомо это многим советским людям! Только обстоятельства тут сложились по-иному. Культом личности не пахнет. Другого, диаметрально противоположного взгляда на историю, даже спустя такое количество времени, нет.
Турки очень любят Мустафу Кемаля. Без преувеличений можно сказать: всё, что имеет сейчас страна, – его заслуга. В 20-е годы прошлого века в Турции были отменены султанат, халифат. Женщины получили равные с мужчинами права. Страну провозгласили республикой. Первым президентом стал Кемаль. Реформатор обязал турок обзавестись фамилиями. Появились латиница и европейский календарь. Они сменили арабский язык, арабскую письменность и лунный календарь.Были закрыты медресе. Главный храм стал музеем. Под запретом стало ношение национальной одежды и турецкой шапочки – фески. Сейчас её делают только для приезжающих в страну иностранцев.
Людям, которые многие годы до этого жили по законам ислама, приходилось тяжело. Турки боялись, что Кемаль хочет искоренить их религию, поэтому с новыми идеями они смирились не сразу. Благодарные жители ещё при жизни присвоили Кемалю фамилию «Ататюрк». Буквально она означает «отец турок».
Чай пили, по-турецки говорили
Знакомиться со страной лучше не в сопровождении гидов и в местах, где от обилия туристов яблоку негде упасть. Стоит добраться до города и прогуляться по нему самостоятельно. Мы отправились в Аланью на рейсовом автобусе, заполненном немцами.
Аланья построена у подножья Торосских гор. Знаменита пиратской крепостью и песочными пляжами. По преданию, здесь купалась сама Клеопатра. Местные берега на свадьбу подарил царице Марк Антоний. Теперь эту легенду рассказывают туристам, которых с налаженной регулярностью возят на золотой пляж Клеопатры.
Город небольшой. Узкие восточные улочки соседствуют с довольно широкими. Красочные магазины. Многочисленные рестораны и кафе. У каждого стоят зазывалы и на неплохом русском приглашают зайти. Если ответить им отрицательно, скорее всего, поинтересуются причиной. А потом обязательно позовут прийти к ним в следующий раз. И вдогонку будут перечислять подаваемые у них вкусности.
Вдруг неожиданно, прямо посреди города возникает базар. Многочисленные улочки, на несколько сотен метров заставленные лотками и застроенные магазинчиками, сплетаются и снова расходятся. Продают здесь всё. Одежду, украшения, продукты, сувениры, посуду. Вывески на корявом, но от этого почему-то более милом русском языке предлагают посетить дома кожи, хамам, магазины с золотом. Назойливые продавцы зазывают к себе, обещая при этом «бешеные скидка». Только здесь в магазинах вас запросто и совершенно бесплатно могут угостить чаем. Потому что одна из составляющих восточной коммерции – это неспешная беседа с чужеземцами.
Обязательно торгуйтесь на рынке. Местные могут даже обидеться, если вы не попытаетесь сбить цену. На резонное замечание, зачем нужны ценники, турки отвечают: «Для немцев». Один мой друг приглядел в Турции золотое кольцо с изумрудом. Он торговался так долго и увлечённо, что снизил цену даже не в три, а в четыре раза. Пока спорил – опоздал на автобус. Вдохновлённый азартом покупателя, турок признался, что так с ним ещё никто не торговался. В благодарность за полученное удовольствие он оплатил покупателю такси.
Турки гордятся своей водкой. Делается она из аниса. Вкус у водки своеобразный. Немного сладковатый. Похожий на микстуру от кашля. Престарелый продавец небольшого магазинчика на ломаном английском и с помощью жестов увлечённо объяснял нам, как следует употреблять «Raki». «Пить надо медленно, смакуя вкус. Не как русские водку – одна рюмка, другая, третья», – рекомендовал турок. Главное мы поняли: выпивать следует в хорошей компании и за интересной беседой.
Особенности национального менталитета
Среди вышколенных официантов, наряженных в «белый верх, чёрный низ», заметно выделялся один. Отличался он русым цветом волос и светлой кожей. Догадка о том, что он россиянин или украинец, приехавший на сезон подзаработать, не оправдалась. Илья, без проблем говоривший на турецком, плохо и очень неохотно переходил на наш великий и могучий. Оказалось, что русский он наполовину. Мама приехала сюда отдыхать. Влюбилась. Осталась. Вышла замуж.
Турки, работающие в отелях, давно знают о том, кто такие русские отдыхающие. С очередной гранью нашей предприимчивости они знакомятся каждый сезон. Шезлонги у бассейна соотечественники занимают либо вечером, либо с самого утра. Поужинают, перевяжут парео два рядом стоящих шезлонга и спать идут. Встанут с утра на завтрак, кинут на лежаки пару полотенец – и обратно в номер, досыпать. За весь день эти люди могут у бассейна даже не появиться. Но места заняты. И на них никто не ложится.
Знакомства чаще всего получалось заводить в сауне. А что ещё остаётся делать сидящим, как птицы на жёрдочках, соотечественникам? В турецкую баню ходили только турки, в финскую сауну – только наши. Славяне то есть. Правда, один отдыхающий из местных тоже пристрастился. И даже высиживал по 10 минут при температуре 90 градусов.
Один недовольный обилием курицы в меню гражданин из Кисловодска был очень удивлён моей стойкостью к повышенным температурам. Предположил, что я из Сибири. Услышав про Саратов, обрадовался и сказал, что бывал в нём. Первым делом сообщив, какой красивый и чистый у нас город, мужчина восхитился нашим парком Победы и цирком.