Новые цены – дело решённое
Сегодня в правительстве считают деньги, а завтра придётся считать трупы
О повышении тарифа на проезд в пассажирском общественном транспорте говорили в минувшую среду на совете по предпринимательству. Почему-то председателю совета зампреду правительства Саратовской области Алексею Щербакову мнение бизнеса в этом вопросе очень важно. Члены совета из числа представителей бизнес-сообщества напомнили ему, что вопрос о цене поездок на транспорте в регионе имеет, скорее, политическое значение. С экономической точки зрения весь бизнес, представленный на совете, перевозчиков понимает и поддерживает. Но зампред Щербаков настоял на обсуждении вопроса. Экономически обосновано
Начальник управления прогнозирования социально-экономического развития областного минэконома Юрий Лопатин представил членам совета результаты комплексного анализа деятельности автотранспортных предприятий региона, подтверждающих обоснованность повышения тарифа на пассажироперевозки.
«Финансовый анализ показал, что экономический результат деятельности автотранспортных предприятий с каждым годом ухудшается, – отметил он. – Если в 2008 году доля убыточных предприятий составляла четверть от общего их количества, то в 2009-м их уже было 70 процентов. В первом квартале текущего года – 75 процентов».
Лопатин сообщил также, что со времени последнего повышения тарифов (2,5 года назад) отмечается рост основных затратных статей. Цены на бензин возросли более чем на 30 процентов, на электроэнергию – на 35 процентов, на запчасти – более чем на 40 процентов. Общая инфляция на этот период составила 33 процента.
Помимо роста основных затратных статей, у перевозчиков появились дополнительные расходы. В связи с требованием федерального закона обязательными стали антитеррористические мероприятия, мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров и установка современной навигационной системы.
«Предложение о повышении тарифов на 20 процентов носит объективный и вынужденный характер», – заявил в итоге Лопатин, подтверждая, что минэконом области всецело поддерживает просьбу минтранса. Чиновник напомнил, что сдерживание тарифов на перевозку пассажиров являлось антикризисной мерой. И в острый кризисный период она была оправдана и вводилась для защиты потребителей транспортных услуг. Областной бюджет брал на себя покрытие части затрат автотранспортных организаций. При этом бюджетная нагрузка ежегодно увеличивалась более чем на 40 процентов.
Теперь, по словам специалистов минэконома, ситуация обернулась тем, что поддержка требуется уже самим перевозчикам. Тем более что за последние 2,5 года денежные доходы населения возросли в полтора раза, такой же темп роста имеет среднемесячная заработная плата, а пенсии выросли за этот период более чем в два раза.
Для усиления эффекта сказанного Алексей Щербаков заявил, что сдерживание роста тарифов на проезд поставило транспорт на грань умирания. Подлили масла в огонь и перевозчики. Они рассказали про то, что транспортные предприятия, чтобы выжить, начинают экономить на чём только можно. Новые автобусы не покупают, имеющийся до предела изношенный подвижной состав толком не ремонтируют, кондукторов уволили и т. п. И никто не скрывает, что экономия ведётся в ущерб комфорту и безопасности пассажиров.
Общественно полезно
Бизнесменов волновала реакция населения. «Негативная реакция граждан на рост тарифа предсказуема, – говорили члены совета. – Важно уже сейчас начинать разъяснительную работу среди населения». По мнению участников совещания, до людей надо довести одну простую и важную мысль: сохранение цен на проезд на прежнем уровне – это экономия на их собственной безопасности. И если допустить её сегодня, то завтра «будем считать, сколько у нас трупов».
Министр транспорта области Иван Панков заверил собравшихся, что на бюджете льготных категорий граждан рост стоимости поездки в общественном транспорте не скажется. «Как стоил льготный проездной на месяц 50 рублей, так он и будет стоить, здесь нет вопросов», – отрезал министр.
Члены совета по предпринимательству предложили разработать схему повышения тарифа на проезд. Всем присутствующим было ясно, что увеличением цены билетов в этом году власть не ограничится. Министр Панков отметил, что, повышая стоимость проезда, нужно повысить и требования к качеству транспортного обслуживания пассажиров. Экономить на жизни и здоровье пассажиров нельзя. А вот оптимизировать разницу зарплат руководящего состава и водителей, избавиться от избыточного имущества, которое висит на балансе транспортных предприятий, можно.