За вопрос не бьют в нос

Оценить
За вопрос не бьют в нос
Нужно почаще приходить к чиновникам и рассказывать им о своих бедах, планах и надеждах

Нужно почаще приходить к чиновникам и рассказывать им о своих бедах, планах и надеждах

В жизни случаются такие ситуации, когда единственный выход – идти за помощью к власти. Канал, через который люди обращают внимание власти на свои жалобы, просьбы, требования, – общественные приёмные. Их работу как в правительстве области, так и в мэрии регулируют отделы по работе с обращениями граждан.

При этом в обществе прочно сформировался стереотип чиновничьей отчуждённости и глухоты к нуждам народа. Люди ожидают со стороны власть имущих бюрократической волокиты и равнодушия. Мы попытались разобраться, где и когда был разрушен мостик доверия. Материалы подготовили Мария Аксанич, Дарина Маляренко, Елена Шилина ***

«У власти своих проблем хватает…»

Жители Саратова предпочитают помогать себе сами

«Газета недели в Саратове» поинтересовалась у жителей города, стали бы они обращаться за помощью в общественные приёмные правительства или мэрии, если бы оказались в тяжёлой жизненной ситуации?

Ольга Васильевна, пенсионер:

ОНИ ДАЖЕ ВЕТЕРАНАМ НЕ ХОТЯТ ПОМОГАТЬ

–Когда работала, никуда не обращалась – всё делала сама. А сейчас я на пенсии. И вот уже три года бьюсь, чтобы убрали деревья возле нашего дома на улице Челюскинцев! Они нависают над проводами, создают опасность для жителей. Во время последнего урагана одно дерево упало. В МЧС нам предложили убрать их за свои деньги – сложиться с другими жильцами дома. За два дерева нужно заплатить 48 тысяч рублей, за одно – 32. А у нас, пенсионеров, таких денег нет. Я уже обращалась в приёмные, писала заявление в администрацию города от имени своей мамы – участницы Великой Отечественной войны. Но толку пока нет. Что тут говорить, если они даже ветеранам не хотят помогать…

Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы:

НАСЕЛЕНИЕ НЕ ЗНАЕТ, С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ИМЕЕТ СМЫСЛ ТУДА ИДТИ

–Раньше не задумывалась об этом. Наверное, у меня просто не было таких тяжёлых ситуаций. Как и у моих знакомых. Так что не знаю, могут там реально помочь или нет. Вообще, по своему складу характера, я бы не пошла ни в какую приёмную. Хотя, наверное, всё зависит от сложности ситуации. Думаю, люди недостаточно осведомлены в этом вопросе. Население никак не информируют, и мы не знаем, с какими проблемами имеет смысл туда обращаться. Да и времени у людей нет.

Александр, политолог:

ЛЮДИ БЕЗЗАЩИТНЫ ПЕРЕД ВЛАСТЬ ИМУЩИМИ

–Вряд ли обратился бы. Не верю я в общественные приёмные. Это всего лишь демонстративные институты. Реальной коммуникации между органами госвласти и обществом нет. Думаю, в этих приёмных порой скапливается много грязи, которая наверх никогда не попадает. Какая-то парадоксальная ситуация: ты не доволен работой губернатора и идёшь жаловаться в приёмную губернатора на губернатора.

А ещё люди часто пишут анонимные жалобы, так как знают, что беззащитны перед власть имущими, боятся, что их за это накажут, лишат работы, например... Хотя граждане тоже разные бывают. Не зря же говорят: какое правительство, такой и народ.

Владимир Фёдорович, пенсионер:

ВСЁ ПОЙДЁТ ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ

– У них свои дела, свои проблемы. До простых людей никакого дела нет, их только своя личная выгода интересует. Так что все знают, что это бесполезно. Потому в эти приёмные ходит так мало людей. В лучшем случае там посочувствуют, в худшем – отправят ещё куда-нибудь к кому-нибудь, и всё пойдёт по замкнутому кругу.

Анатолий Борисович, программист:

ВЛАСТИ НАШЛИ ХОРОШЕЕ ПРИКРЫТИЕ – КРИЗИС

– Не слышал о том, что там оказывают какую-то помощь. Я сам этой зимой отправлял обращение к губернатору, просил о поддержке одной государственной организации, но пришла отписка. Власти ссылаются на кризис. А кризис – это просто хорошее прикрытие. Хотя обращаться в такие приёмные нужно, чтобы хоть как-то расшевелить чиновников.

Алексей Валентинович, генеральный директор консультативного центра:

НУЖНО РАБОТАТЬ С ТЕМИ, КОМУ ЭТО ВЫГОДНО

– Ни в коем случае! Я сам решаю свои проблемы. Я не вижу положительных следов работы нашей власти, например, на дорогах. Каждый человек должен знать, кто может ему помочь. А уж если никто не может, только тогда обращаться к власти. И потом, зачем стучаться головой в правительство? Нужно работать с теми, кому это выгодно. Например, можно пойти к депутату думы, которому выгодно быть честным.

Галина Васильевна, пенсионер:

ЧАСТИЧНО ТАМ ТОЧНО ПОМОГУТ

– Я думаю, что в администрации и правительстве области если не полностью, то частично точно помогут. Я сама обращалась в администрацию по жилищным проблемам, и мне помогли. Правда, я туда не ходила, а общалась с сотрудниками по телефону. Дело в том, что многие вообще не знают об этих приёмных. Мы же так мало читаем газеты.

Ирина Александровна, бухгалтер, экономист:

ЛЮДИ ВСЕГДА ИДУТ ЗА ПОМОЩЬЮ К ВЛАСТИ

–Конечно, пошла бы. Люди всегда идут к власти за решением своих проблем. Я верю, что это может помочь. Я сама обращалась ещё к губернатору Аяцкову, и он разрешил мою проблему. И сейчас, если бы возникли трудности, я, скорее, пошла бы к губернатору, чем в мэрию.

Иван Викторович, программист:

ПОШЕЛ БЫ ТОЛЬКО В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ

–Думаю, что свои проблемы нужно решать самостоятельно. Или обращаться за помощью к друзьям. А к властям я если и пошёл бы, то только в том случае, когда без них нельзя было бы обойтись. Например, в случае жилищных или коммунальных проблем. Тогда можно обратиться в приёмную администрации города. Мне кажется, до них проще достучаться. А если там не помогут, тогда к губернатору.

***

Сколько ждут обещанного?

За железным занавесом с чёрного хода

Заранее скажем, что поприсутствовать на приёме в администрации города Саратова нам так и не удалось. По разным причинам. Например, приём у руководителя аппарата Екатерины Юрьевны Карлсон 21 июля отменили из-за отсутствия заявлений граждан. Такую непопулярность заместителя главы администрации её секретарь объяснила тем, что Екатерина Юрьевна решает очень узкий круг проблем. Среди которых, например, вопросы трудоустройства. Видимо, либо саратовцев не коснулись проблемы безработицы, либо они принципиально не хотят быть чиновниками.

Вообще-то в здании на Первомайской мы хотели узнать, не досаждают ли граждане городской администрации незначительными проблемами и мелкими спорами? Но информация почему-то оказалась секретной. Все, с кем нам довелось поговорить, в один голос отвечали: «Не уполномочены общаться с прессой». «Вот если начальство даст прямое указание, тогда, конечно, мы ответим на ваши вопросы». А уполномоченные общаться через своих секретарей и помощников посоветовали нам для получения хоть какой-нибудь информации отправить письменный запрос.

Поняв, что через главный ход в эту мэрскую крепость не войти, мы воспользовались чёрным. В коридоре приёмной по обращениям граждан обстановка оказалась намного скромнее: ни охранников, ни ковровых дорожек (зато, к счастью, там оказались кондиционер и питьевая вода). Посетители были с нами приветливыми. «Конечно, я вам всё расскажу, через газету даже эффективнее будет», – обрадовалась Наталья Ивановна. Она в приёмной первый раз. Раньше не ходила, а теперь обстоятельства заставили. Сгорела половина дома, принадлежащая её соседям. А во время тушения пожара обрушились стена и крыша на её половине. И теперь женщина с несовершеннолетним сыном живёт в летнике и надеется на помощь администрации. Заявление она решила писать на имя Прокопенко, потому что «он-то должен помочь». Только вот расписание приёмов на август станет известно 30 июля, а там ещё непонятно, сколько придётся ждать этого самого приёма. «Может быть, так ответят, а если на приём запишут, тоже пойдём. Всё-таки, когда человеку в глаза смотришь, до него лучше твои проблемы доходят», – считает Наталья Ивановна. И потом добавляет, что по профессии она, вообще-то, психолог. А из школы на рынок ушла торговать, чтобы зарабатывать побольше.

На столе в приёмной лежит образец заявления, призывающий посетителей излагать «краткую суть вопроса и основнуюпросьбу», стопка газет «Союзное вече» и несколько памяток для льготных категорий граждан.

Через некоторое время за этот стол садится Нина Михайловна, которая, как выясняется, пришла в приёмную не с личной просьбой, а в качестве юридического лица. Она защищает интересы Волжского районного отделения общества инвалидов. Всё, что она хочет, – это получить в безвозмездное пользование будку для охранника, построенную их же обществом на территории их же автостоянки. Но все чиновники отвечают отказом, а инвалиды продолжают парковать свои машины в темноте – свет отрезали два года назад. В земельном комитете в помощи отказали, в правительстве посоветовали обратиться в администрацию города, а в администрации ещё в прошлом году обещали помочь, но не помогли. «По этому кругу я хожу уже два года. За это время потратила пять пачек бумаги на всякие заявления. Мне кажется, наши документы вообще никто не читает. Видят, что отказано раньше, и пишут уже на основании этого отказ». Если снова не будет результатов, то следующим пунктом в поисках правды станет Москва. «Это же инвалиды, самая незащищённая категория граждан. Кто о них позаботится? Я сама инвалид, но я могу ходить. А ведь в моём районе есть лежачие». Нина Михайловна продолжает рассказ, перелистывая внушительную стопку бумаг – зримое подтверждение пробуксовки городской системы управления.

К сожалению или к счастью, кроме этих женщин мы за весь день в приёмной больше никого не встретили. Но и этих двух историй нам хватило, чтобы понять: людям необходима реальная помощь, необходимо, чтобы власть их выслушивала, вникала в их проблемы и адекватно реагировала.

***

Последняя надежда

Если бы каждый занимался своим делом, мы все жили бы хорошо

Место, куда жители Саратова и области приходят со своими проблемами и жалобами, находится в рядом со входом в областное правительство. Я общалась с людьми, которые пришли на приём к Александру Игонькину, министру сельского хозяйства Саратовской области. Спрашиваю у молодой женщины:

–Скажите честно, а вы сюда приходите, только когда совсем уже подожмёт?

– Да, именно так. В прошлый раз нам очень хорошо помогли. Мы записывались к Щербакову (заместителю председателя правительства области), и нам за один день всё оформили, а до этого полтора года мы не могли справиться с проблемой! Я узнала телефон управления через сайт, позвонила сюда, но для хорошего результата нужен всё-таки личный приём. Вот, сейчас пойдём; думаю, и в этот раз помогут. По-моему, отсюда надо начинать все дела, а то на местах делают что хотят.

Следом обращаюсь к женщине, которая только побывала на приёме. Рахила Рустам Казы Гасанова рассказала о своей просьбе:

– Нам нужно купить технику – мы живём в селе Еткара Екатериновского района и всей семьёй занимаемся фермерским хозяйством. Семья у нас большая – я, муж и шестеро детей. Старшие сын и дочь учатся заочно и помогают нам. Знаете, если бы каждый занимался своим делом, мы все жили бы хорошо. Я слышала, что президент говорил: «Пусть на каждом столе будет горячий хлеб и парное молоко». Поэтому моё дело приносит только пользу, я горжусь этим и надеюсь, что правительство нам поможет.

Марина Кубракова, начальник отдела обобщения и анализа обращений граждан, рассказывает, что, помимо личных консультаций, здесь есть телефон доверия – например, для инвалидов или жителей села. Она вспоминает, что зимой, когда перестал ходить транспорт, был шквал жалоб. Но все люди разные, есть те, которые приходят сюда лишь в крайних случаях, а есть те, которым для возмущения достаточно бумажки, брошенной мимо урны.

Она достаёт толстую пачку бумаг:

–Каждый день мы получаем обращения через электронную приёмную. Многим удобно обращаться через сайт правительства. Мы стараемся помогать людям, и в большинстве случаев у нас это получается.

Обстановка в управлении доброжелательная. Сотрудник милиции Александр Владимирович, отвечающий за безопасность, считает, что причиной тому объединяющая всех, кто здесь работает, цель – помогать людям:

–Как-то зашёл ветеран со своим вопросом, я его просто к секретарше отвёл. А потом от него пришло письмо с благодарностью всем и даже мне: спасибо, мол, консультанту, который внимательно выслушал, доброжелательно встретил и проводил. Мне было очень приятно.

***

К сожалению, вы всё правильно говорите

Больше всего людям нравится отзывчивость

Ежемесячно заместитель председателя правительства Наталия Старшова проводит приёмы по личным вопросам. На последнем, состоявшемся в минувшую пятницу, было записано 13 человек. Продолжался приём три с половиной часа. На таком мероприятии я впервые, понять всё сразу сложно.

Олег Абрамов, руководитель ансамбля «Брандт Брасс», хочет найти денежные средства для коллектива, чтобы давать концерты в области:

– В городе-то у нас достаточно концертов, а вот то, что мы не охватываем область, – печально.

– Я разговаривала с министром, никаких внебюджетных средств быть не может. Но существует специализированное учреждение – мы можем предложить вам войти в состав филармонии. Министерство же не может каждый коллектив сделать самостоятельным юридическим лицом.

– Я разговаривал со Светланой Владимировной (С. В. Краснощёкова, директор филармонии. – Прим. ред.), и у неё нет возможностей сделать это. К тому же есть замечательный оркестр «Волга-Бэнд», который давно занял эту нишу.

– К сожалению, вы не одни на нынешний день. У нас очень мало гастролей и театров, и других творческих коллективов. Мы можем помочь вам лишь в рамках социального проекта.

Ирина Скворцова встретилась с Наталией Старшовой, как с давней знакомой, и после приветствия сразу же предупредила, что её проекты не требуют бюджетных денег, потому что уже рассматриваются в Газпроме.

– Если я буду предлагать то, что будет стоить денег, гоните меня поганой метлой!

– Нам нужны ваше творчество и идеи, а что вы хотите от меня?

– Я разговаривала с министром культуры Греции, и мы хотим начать сотрудничество с этой страной в рамках проекта «1100». Ведь в 2011 году исполняется 1100 лет первому договору русских и греков. Именно с этого времени начали складываться внешнеполитические, экономические, торговые и духовные связи, основанные на единой православной культуре. И в Греции с удовольствием поддерживают проект. Министр сказал: «Греция – это небогатая страна, но в ней много богатых людей». Самое главное, чтобы с нашей стороны было разрешение министерства иностранных дел на этот международный проект. Может, через министра культуры РФ Авдеева поможете нам?

– Давайте сделаем это через российскую комиссию ЮНЕСКО. Через Орджоникидзе, который был у нас на Дельфийских играх. (ГригорийОрджоникидзе, ответственный секретарь комиссии РФподелам ЮНЕСКО. – Прим. ред.) После этого мы с ним много работали. Тем более наш губернатор вошёл в состав ЮНЕСКО. Поэтому готовьтесь.

У Ирины Скворцовой, представителя Ротари-клуба, было много предложений. Они готова участвовать в организации праздника в честь 150-летия со дня рождения Столыпина. Можно издать пьесу про великого реформатора. Наталия Старшова ответила, что выступить инициатором, конечно, можно, но заставить творческие коллективы заниматься этим – невозможно.

Тогда Ирина Скворцова переключилась на празднование, посвящённое 50-летию полёта Гагарина. Предложила организовать творческий конкурс художников, а также выставку репродукций марок, которые были посвящены полёту.

– А вот здесь мы можем найти какие-то средства, так как у нас самих большой план мероприятий, тем более что празднование будет на российском уровне. Но нам нужно, чтобы вы расписали по дням, когда что планируете, – сказала Наталия Ивановна.

Приём каждого человека длится минут пятнадцать-двадцать. Людей много. Заходит мужчина и предлагает провести губернский бал, приуроченный ко Дню города. Но никак не может объяснить, чем занимается его инициативная группа. Старшова направляет его в мэрию:

– Я за любой творческий проект, но правительство не проводит День города, так как это день рождения муниципального образования. Вы говорите о бюджетных и спонсорских деньгах, но не будет никаких, потому что я не понимаю, что вы хотите. Предлагаю вам встретиться с Натальей Владимировной Агаповой, начальником отдела молодёжной политики минобраза. А также вас найдёт начальник управления культуры города. Добро?

Мужчина уходит, а Наталия Ивановна замечает:

– Я так понимаю, что должна рассказать ему, как проводить бал и как заработать на этом деньги.

Мужчина в инвалидной коляске представляется Дмитрием Владиславовичем Митраковым и рассказывает, что ещё в феврале встал в очередь на путёвку в санаторий для спинальных больных, но так ничего и не получил. Ему предлагают путёвку в Чапаевск, и то лишь в конце осени. Но там абсолютно нет условий для спинальников, даже душ принять невозможно. Ни один из санаториев с подходящими условиями – ни из Анапы, ни из Пятигорска, ни из Сергиевска – не подал заявку на тендер. Он уже пятый год пытается выехать.

Старшова не спорит:

– К сожалению, вы всё правильно говорите. На сайте министерства проходят электронные торги, но заставить какой-то санаторий участвовать в конкурсе мы не можем. С первого января этого года фонд социального страхования перестал заниматься путёвками, полномочия действительно были переданы нашему министерству, и первые полгода были очень тяжёлыми. И я вам могу сказать правду жизни: летом всех желающих мы отправить не можем, и соцстрах не мог. Давайте в этом году вы поедете в Чапаевск. Мы приедем и разберёмся с теми нарушениями, о которых вы нам рассказали. А в следующем году мы попытаемся получить путёвку в соответствующий санаторий.

– Я пятнадцать лет сижу в коляске, моя жена – двадцать, опыта выше крыши, мы можем что-то подсказать и рассказать другим, – предлагает Александр Свербута, ещё один посетитель. – Жена – юрист, в коляске окончила академию права. Я предлагаю улучшить организацию работы социального такси для инвалидов. Нам тоже хочется поехать вечером в театр и не вставать в очередь на такси за месяц.

– Мы с большими усилиями организовали автопарк социального такси, но я буду докладывать губернатору о ваших просьбах, – говорит Старшова.

– Если хотите, я буду у вас консультантом. Недавно я проехал на своей коляске от 7-й дачной до 3-й, и все преграды, которые мне попадались, я фотографировал. 115 фотографий.

– Я вас понимаю, когда я работала в мэрии, у нас с дорожниками даже до драки доходило: ну уберите вы бордюры на перекрёстках, сделайте плавные спуски!

– Ещё я хотел бы создать общественную организацию спинальников. В Хабаровске для колясочников ежегодно проводится фестиваль. Я там на гитаре играл, почему бы для Саратова такое не сделать? И ещё мне нужна информация, сколько колясочников в регионе. Мы пытаемся создать сайт.

–Давайте быстро делайте организацию, и мы с удовольствием проведём фестиваль. Деньги найду. Насчёт сайта – тут нужно помочь организационно: дать телефоны, разместить у вас на сайте объявления, что он создан по инициативе правительства. Хотя бы начать (это Старшова уже обращается к представителям минсоцразвития области. – Прим. ред.)... Оптимизма вам, Александр Анатольевич. У вас глаза горят. Нашей молодёжи, у которой всё есть, такие бы глаза, как у вас.

***

Возможность для добрых дел

Тридцать дней на помощь и отказ

Ежемесячно в отделы, ответственные за работу с жителями города и области, поступает около двух тысяч обращений. Многие из них решаются положительно.

Приёмная областной власти

В 2005 году приёмная губернатора и правительства была преобразована в управление по работе с обращениями граждан правительства Саратовской области.

Ежедневно в управление поступают требования, жалобы, просьбы, предложения в устной и письменной формах, присланные по почте, телеграфу или факсу. У входа в управление – почтовый ящик «Письмо губернатору». Его, в соответствии с административным регламентом, должны проверять каждый день. Также любой гражданин может позвонить по телефону доверия губернатора (27-32-81) или воспользоваться электронной приёмной на официальном сайте правительства.

По словам сотрудников управления, каждого гражданина, обратившегося к ним лично, в первую очередь принимает консультант. Узнав суть проблемы, он рекомендует наиболее эффективное решение. При этом консультант обязан разъяснить, кто из членов правительства, когда и в каком порядке может рассмотреть обращение или в какую другую организацию и к какому должностному лицу ему следует обратиться с данным вопросом. Также каждую пятницу посетители могут воспользоваться бесплатной юридической консультацией.

Срок рассмотрения обращения – 30 календарных дней со дня его регистрации. В течение этого времени заявителю отправляется ответ. В соответствии с законодательством РФ все обращения граждан, поступившие в правительство, должны быть рассмотрены обязательно.

Приём граждан проводят губернатор, члены правительства, руководители органов исполнительной власти и другие должностные лица. График приёма граждан утверждает губернатор.

Наибольшее число обращений поступило по вопросам недостаточного водоснабжения, ремонта жилья и коммунальных систем, уборки территорий и вывоза мусора, стоимости коммунальных услуг. Увеличилось количество обращений по вопросам образования.

Приёмная городской власти

В саратовской мэрии приёмом саратовцев занимается отдел работы с обращениями граждан. Общаться с журналистами в отделе отказались, поэтому никакой информации об организации работы с населением от сотрудников получить не удалось.

На официальном сайте администрации размещены сведения о том, что в отделе рассматривают письменные и устные обращения, поступившие по почте, телеграфу, факсу, в ходе личного приёма, на телефоны прямой линии и по информационным системам общего пользования.

Обращения рассматривают в течение 30 календарных дней с момента регистрации заявления. При необходимости результаты сообщаются заинтересованным организациям или должностным лицам.

Отдел проводит анализ работы с обращениями граждан и ежемесячно представляет отчёт руководящим работникам администрации города.

График личного приёма утверждает глава администрации.

По сводкам официальной статистики, в июне 2010 года количество жалоб и заявлений, поступивших в отдел, составило 1271. Наибольшее число обращений было связано с вопросами об отводе земельных участков, оформлении домов, садовых участков, о ремонте квартир, домов, а также о благоустройстве дворов.