Молчание с последствиями
Саратовское правительство пригрозило московским финансистам
Члены совета по поддержке малого и среднего бизнеса при правительстве Саратовской области беспокоятся за средства венчурного фонда, предназначенные для саратовских инноваторов. И волнение их обоснованно. Как выяснилось в ходе заседания совета в минувшую среду, сырость инновационных проектов и долгая процедура их рассмотрения управляющей компанией венчурного фонда – далеко не единственные тормозы инвестиций в инновации.
Повод для волнения
Чтобы выяснить, когда саратовские инновационные проекты получат средства на своё материальное воплощение, на заседание совета были приглашены московские распорядители капитала саратовского венчурного фонда. К ответу были призваны генеральный директор управляющей компании «ВТБ Управление активами» Наталья Плугарь и начальник управления компании по связям с инвесторами и региональному развитию Андрей Комолов.
Вопрос к московским гостям был один: «В какие сроки инноваторы региона получат деньги на реализацию своих идей?» Ведь ещё в мае в ходе конкурса проектов претенденты на получение венчурных инвестиций были определены. Помимо тех проектов, что заняли в отборе три первых места, в список возможных получателей финансирования были включены ещё три проекта, тоже якобы имеющие все шансы на получение денег. Однако до сих пор ни один из этих шести претендентов не увидел ни рубля. Волнуются при этом не только сами инноваторы, но и члены правительства и депутаты областной думы.
Из 280 миллионов рублей общего объёма фонда 70 миллионов были выделены из областной казны. А контроль расходования бюджетных денег – святая обязанность региональной власти. Чиновников и депутатов расстраивает и несколько даже раздражает тот факт, что за два года существования фонда рисковых инвестиций денег удостоился только один проект – по строительству мини-НПЗ (Нефтесклад № 1).
Движение по непродуманному маршруту
Наталья Плугарь, возглавляющая сегодня УК «ВТБ Управление активами», пыталась успокоить членов саратовского совета по поддержке предпринимательства рассказами о том, что финансирование выбранных проектов задерживается по объективным причинам.
«Венчурное инвестирование – это очень сложный процесс, – начала оправдательно-успокоительную речь Наталья Владимировна. – Но правительство страны, когда принимало решение об участии государства в бизнесе, выбрало, к сожалению, именно такую форму».
По словам Плугарь, само по себе венчурное инвестирование является не единственным продуктом в инвестиционной линейке. Но, обратившись именно к нему, наше государство не позаботилось о создании таких первоначальных стадий, как посевные и предпосевные фонды. Этот непродуманный шаг привёл в итоге к тому, что на венчурные деньги стали претендовать практически голые идеи, которым требуется много времени и большие средства на развитие и доведение до рыночной модели.
Венчурные инвестиции – это не гранты, говорила Плугарь, а коммерциализация бизнеса. То есть авторы проектов и венчурный фонд должны чётко представлять, как продукт будет реализовываться, а сам бизнес развиваться. Она же пояснила, что для венчурного фонда главной целью является не столько само финансирование, сколько реальная возможность продать потом выращенную на венчурных деньгах компанию на рынок. Саратовскому венчурному фонду осталось работать четыре года, и за это время все компании фонда должны быть проданы.
Коллега Натальи Плугарь Андрей Комолов пояснил причины, по которым большая часть заявок на финансирование из фонда была отклонена. Это отсутствие инновационности, неумение правильно составить бизнес-план, слабая в вопросах построения бизнеса команда и нерыночная модель, предполагающая подключение государственных институтов для сбыта итоговой продукции.
Единственный проинвестированный проект Нефтесклада № 1, по словам Комолова, оказался тем самым проектом, в котором не было ни одного из указанных недостатков. А для того, чтобы таких проектов стало больше, управляющая компания, мол, и провела перед конкурсом семинар для саратовских инноваторов. Их учили правильно оформлять свои идеи, давали мастер-классы по составлению бизнес-планов и в целом объясняли, как делать бизнес на инновационной разработке.
Удар по самолюбию и хорошие новости
Начальник управления по связям с инвесторами и региональному развитию УК «ВТБ Управление активами» Андрей Комолов, пользуясь возможностью, напомнил членам совета, представляющим правительство области, о тех проектах, которые сами избегают возможности получить венчурные инвестиции. Особенно ярким примером оказался проект по производству подшипников качения.
«Этот проект активно продвигался правительством Саратовского региона. Мы его дотянули, провели очень большую работу, вывели на комитет по инициации. Планировалось даже подписание соглашения о намерениях. Единственное, что требовалось от авторов, так это маркетинговая стратегия по сбыту продукции. Но её так и не предоставили. Прошло уже три месяца, но команда проекта, видимо, не считает нужным выходить на связь», – сообщил Комолов.
Обнародованная недобросовестность правительственного протеже, похоже, сумела задеть зампреда Алексея Щербакова за живое. Он гневно обратился к и. о. министра промышленности и энергетики Кириллу Горшенину. «Разберитесь в ситуации. Это же непростительное поведение – упустить возможность получить серьёзные деньги на такой серьёзный проект», – увещевал зампред. И. о. министра в ответ произнёс, что слышит об этой проблеме, как и о самом проекте, впервые.
Затеявший сыр-бор Комолов решил замять неприятную саратовскому правительству тему хорошими, как он отметил, новостями. Внимание членов совета по предпринимательству он привлёк к положительным результатам успешно прошедшего конкурса инноваций. По словам Комолова, отобранные для финансирования шесть проектов, а особенно три победителя конкурса, – «самые близкие к получению денег». Он заявил, что эти проекты (производство инструментария для кифопластики, система лазерной посадки «Глиссада-М» и биогазовые установки для переработки отходов птицефабрик) отличаются не только инновационностью и высокой степенью готовности, но и масштабами реализации. Они, мол, имеют не областной, а общероссийский масштаб, то есть смогут реализовываться в любом регионе и всюду будут очень востребованы.
Процедурные нюансы и политические тонкости
Все три масштабных и значимых для страны проекта представители управляющей компании «ВТБ Управление активами» под давлением саратовской стороны пообещали профинансировать уже к концу сентября. Но предупредили о сложности и долговременности процедуры. Сначала отобранные УК проекты рассматривает общее совещание инновационных специалистов управляющей компании. Потом они выносятся на комитет по инициации, который утверждает основные условия сделки. Потом специалисты УК готовят сделку и выносят проект на утверждение инвестиционного комитета. В худшем случае процедура может занять до полутора лет, в лучшем – два месяца. Что касается саратовских проектов, то Плугарь и Комолов надеются на лучший вариант. Хотя в документах, переданных областному правительству, на всякий случай крайним сроком финансирования обозначили декабрь.
В ответ на требование министра экономического развития и торговли Саратовского региона Дмитрия Лебедева пояснить разницу в сроках Наталья Плугарь начала раскрывать все препятствия на пути движения денег из фонда к проектам и от проектов к деньгам.
Оказалось, что препятствия эти создаёт федеральное министерство экономики, которое решило, что все проекты из регионов обязательно должны проходить экспертизу в Российской венчурной компании. Процедура длительная и совершенно нерегламентированная. Собственно, по этой причине за последние полгода по России около 30 проектов так и не получили ожидаемых инвестиций. И именно здесь «ВТБ Управление активами» видит серьёзные риски для начала финансирования саратовских проектов в ближайшие два-три месяца.
Жёсткая и непримиримая позиция с козами
«Мы предлагаем ускорить процедуру рассмотрения саратовских проектов. Мы им предложили войти в инвестиционный комитет, чтобы у нас была гарантия того, что если решение будет принято, то инвестиции придут. Но мы не уверены в том, что министерство экономики РФ будет шевелиться. Мы до сих пор не получили ответа ни на одно из наших предложений», – разом выложила последние оправдательные аргументы гендиректор УК «ВТБ Управление активами».
Реакция саратовской стороны была резкой и однозначной. Алексей Щербаков заявил, что никаких рисков, опасностей и срывов существующих договорённостей региональное правительство не потерпит.
«Кто представляет минэконом РФ в наблюдательном совете? Шаров? Я готов к Шарову ехать сам и говорить с ним. Он нам всегда помогал до этого. Поймите, у нас с вами есть чёткий договор, что и когда нужно сделать. В первый год вы этот договор нарушили, за что руководитель УК был снят с должности. Если вы нарушите договор и в 2010 году, наша реакция будет очень жёсткой. Мы пройдём по всем инстанциям, дойдём до Путина, я вам обещаю. Я готов ложиться костьми, гонять тут всех как сидоровых коз, но я хочу получить результат от вас! Ждать нам больше некогда! И если для получения результата нашего ресурса не будет хватать, то в ход пойдут ресурсы помощнее», – закончил диалог зампред Щербаков.