Не все реки текут

Оценить
Засуха привела к тому, что во многих районах области жители страдают от нехватки воды

Засуха привела к тому, что во многих районах области жители страдают от нехватки воды

Из-за засухи в малых реках области снижается уровень воды, пересыхают пруды и артезианские скважины, которыми пользуются многие сёла. Если в прошлом году эта проблема касалась в основном степных районов Левобережья, то теперь маловодье ощутимо и на правом берегу Волги.

Вот мы и в Хопре?

Недавно с проблемами в водоснабжении столкнулся Ртищевский район: уровень воды в Хопре упал настолько, что в ночь с 3-го на 4 июля пришлось временно остановить работу водозаборных сооружений ртищевского Водоканала.

Как рассказал заместитель главы районной администрации Анатолий Попов, остановка продолжалась менее суток. Жители города не остались совсем без воды: продолжалась подача её из подземных источников, которые обычно обеспечивают половину потребления (более 6 тысячи кубометров в сутки). Сейчас воду отключают с 0:00 до 5:00 часов, в остальное время жители пользуются водопроводом в обычном режиме. На всякий случай подготовлены автомобили-водовозы, но пока их помощь не требуется.

Как объясняют в администрации, уровень воды в Хопре упал после паводка: река немного изменила русло, и место, где расположен городской водозабор, обмелело. По наблюдениям районных властей, гибели рыбы и других экологических последствий не произошло.

Отметим, что Хопёр не похож на маленькие левобережные речки, которые регулярно пересыхают летом. Он считается одним из крупнейших притоков Дона и протекает по территории четырёх регионов. Длина Хопра составляет 980 километров, ширина доходит до 100 метров, глубина – до 17.

Как рассказывают в областном комитете охраны окружающей среды, в прошлом году уровень реки также снижался, «но ситуация была лучше, во всяком случае водозабор не останавливался». Нынешним летом на состояние Хопра повлияли малые реки, питающие его, – из-за аномальной жары и отсутствия дождей значительно сократился их сток.

«Косвенную роль играет антропогенный фактор, распашка земель. Сельскохозяйственные поля впитывают больше талой и дождевой влаги, соответственно, меньше попадает в реку», – говорит начальник отдела комитета Борис Авдентов. По оценке представителей комитета, водозаборные сооружения в Ртищеве не рассчитаны на современную гидрогеологическую ситуацию, водозабор нужно выводить на более глубокую отметку.

По сведениям областного центра гидрометеорологии, в конце минувшей недели уровень воды в Хопре был на пять сантиметров выше, чем в аналогичный период прошлого года, и на 22 сантиметра выше уровня 1972 года, когда вода опускалась до минимальной отметки за историю наблюдений.

«Никакой опасной или чрезвычайной ситуации на Хопре нет. Учитывая погоду весной и летом, странно было бы ожидать, что реки будут полноводными. Это касается и Волги, и малых рек», – говорит начальник центра Михаил Болтухин. По его мнению, снижение уровня воды было «закономерно и прогнозируемо», то есть к нему можно было заблаговременно подготовиться. «Похожая ситуация была в прошлом году в Заволжье, но, видимо, уроки природы не всегда наводят ответственных лиц на нужные мысли».

Несекретная информация для нелюбознательных чиновников

Как полагают в гидрометцентре, жители Ртищева вскоре ощутят улучшения: во-первых, по прогнозу, июль не будет таким аномально жарким, как предыдущие месяцы, во-вторых, пик поливального сезона на огородах пройден, то есть водопровод уже не будет работать с таким напряжением.

По мнению Михаила Болтухина, есть способ вообще избежать подобных чрезвычайных ситуаций:

«В любом деле, это касается не только водоснабжения, нужно чёткое планирование работ на будущее, которое должно предусматривать наихудшие сценарии развития событий, в том числе и погодных. Необходимо знать не только общие климатические характеристики района, но и отклонения от средних многолетних показателей. Возможность таких отклонений должна учитываться в проектных решениях при строительстве водозаборов и других сооружений на реке. Эта информация не секретная, мы готовы её предоставить». Но, к сожалению, не все чиновники и строители вовремя проявляют любознательность.

На днях в Ртищеве побывал заместитель председателя областного правительства Александр Стрелюхин. Как сообщает правительственный сайт, «дано поручение разработать пошаговый план по системному устранению проблемы с учётом текущей ситуации и на перспективу». То есть сначала нужно углубить имеющийся водозабор, отремонтировать оборудование и запустить две артезианские скважины, которые смогут дополнительно подать две тысячи кубометров питьевой воды в сутки. В следующем году планируется построить в Ртищеве новый водозабор из подземных источников, который позволит больше не зависеть от капризов Хопра.

За «независимость» от реки Ртищево борется с 2001 года. В прошлом году здесь запустили первую очередь подземного водозабора мощностью 7 тысяч кубометров в сутки. Выполнен проект второй очереди, документы проходят государственную экспертизу. Как говорит заместитель главы Анатолий Попов, в нынешнем году планируется провести работы по электроснабжению, в следующем – пробурить скважины.

На очистку воды денег не будет

Сельские районы, в которых нет крупных рек, переживают нехватку воды не первый год. В Левобережье паводка фактически не было с 2007 года, а талые воды – единственный источник пополнения прудов, из которых получают воду местные сёла.

Как уже рассказывала «Газета недели», прошлой осенью в области была принята целевая программа обеспечения хозяйственно-питьевым водоснабжением населённых пунктов на 2010–2014 годы. Планируется реконструировать сельские пруды и установить в 350 социальных учреждениях аппараты по очистке воды. Программа затронет 230 тысяч жителей 17 районов. В нынешнем году на работы предусмотрено более 300 миллионов рублей.

В предыдущие годы областной бюджет уже выделял на эти же цели почти аналогичную сумму. На эти деньги были построены 50 километров водоводов и 23 шахтных колодца, реконструированы 59 артезианских скважин, в школах и больницах смонтированы 150 установок по очистке воды.

Сейчас в сложной ситуации находятся жители посёлка Трудовик Питерского района (здесь живёт около тысячи человек). Как рассказал заместитель главы районной администрации Александр Мокрицын, пруд, расположенный в пределах посёлка, полностью пересох. Жители получают воду из «запасного» пруда, находящегося в четырёх километрах. Под землёй в этой местности есть только солёная вода, непригодная для человека. Для спасения фермерского скота на полевых станах сооружают артезианские скважины. Иногда приходится бурить до 200 метров, но через несколько дней скважина может истощиться – последняя разведка проводилась здесь в советские времена, и за десятилетия вода «ушла».

В прошлом году областной бюджет выделил 12 миллионов рублей на строительство водовода до Малого Узеня: воду планируется перекачивать из реки в пруд, а уже оттуда поставлять жителям Трудовика. Но этих денег не хватило, пришлось даже брать трубы для водовода на условиях товарного кредита. В нынешнем году выделено ещё 10 миллионов. 28 июля в районе проведут аукцион по выбору подрядчика. По словам Александра Мокрицына, планируется завершить работы к концу октября.

Как подчёркивают в администрации, посёлок получит воду технического качества. Строить очистные сооружения слишком дорого и невыгодно. Техническая вода в сёлах района стоит 9 рублей за кубометр, цена питьевой может дойти до 80 рублей, и жители просто не смогут за неё платить.

Качаем-качаем, а накачаться не можем

Неприятности с водой испытывают в селе Большой Карай (около 1,7 тысячи жителей) Романовского района. Когда-то местный совхоз запросто решал проблемы водоснабжения: бурил скважину, использовал на износ, а когда она истощалась, сооружал следующую. Сейчас в окрестностях есть около пятнадцати таких пересохших скважин. Две действующие (построенные в 1986-м и 2002 годах) уже нуждаются в капитальном ремонте, так же как и водопровод, проложенный в 1950-е и частично в 1980-е годы.

Несколько лет назад предполагалось построить в селе новый огромный водозабор. Областной комитет капитального строительства в течение трёх лет готовил проектную документацию. Оказалось, работы обойдутся в 168 миллионов рублей. Сейчас решено стремиться к более реальной цели: областной бюджет выделил четыре миллиона рублей на реконструкцию имеющейся системы, в середине июля планируется объявить конкурс для подрядчиков.

Потребность села в воде составляет 180 кубометров в час. «Даже строительство двух скважин позволит только наполовину решить проблему. Будем просить ещё денег на следующий год», – говорит заместитель главы администрации Романовского района Александр Могилин. По его словам, из-за аномальной жары уровень воды в скважинах на территории района снизился на 10–12 метров. «Температура у нас доходит до 48 градусов на солнце. Берёзы сохнут, я никогда такого не видел», – признаётся Могилин.

«Качаем-качаем, а накачаться не можем. Воду льют безбожно. Энергии перерасход, денег не хватает», – говорит директор водоснабжающего муниципального предприятия «Волна» Илья Зайцев. За месяц предприятие израсходовало электричества на 100 тысяч рублей, «сможем заплатить половину, по остальному будем просить отсрочки». Для жителей кубометр воды стоит 32 рубля, летом нужно платить ещё за полив огородов – по 368 рублей за сотку. Технического водопровода здесь нет, поэтому на грядки уходит вода питьевого качества.

В Романовке в течение двух недель вода подавалась через день: по чётным числам – на одни улицы, по нечётным – на другие. По подсчётам администрации, за июнь жители потратили 60 процентов от обычного годового потребления воды. В нынешнем году областной бюджет выделил 3,1 миллиона рублей на ремонт трёх скважин и разводящих сетей.

Без воды виноватые

В Пугачёвском районе прошли два судебных процесса по поводу обеспечения водой сёл Давыдовка, Красная Речка и посёлка Тургеневский. Как рассказал заместитель районного прокурора Игорь Шульга, проверка с участием Роспотребнадзора выяснила, что вода из артезианских скважин не соответствует нормам по химическим и микробиологическим показателям. Жалоб от жителей «практически не поступало». В надзорном ведомстве это объясняют тем, что «люди не могут самостоятельно оценить состав воды, а на вид она кажется обычной».

Прокуратура подала в интересах неопределённого круга лиц иски о признании незаконным бездействия сельских муниципальных образований. Скважины в сёлах были пробурены задолго до появления муниципальных образований, но теперь, как объясняют в прокуратуре, согласно № 131-ФЗ обеспечение водой относится к вопросам местного значения и деревенские власти обязаны отвечать.

Суд обязал сельские администрации подать жителям качественную воду, правда, не указал сроки исполнения. Решения переданы судебным приставам. По словам Шульги, сейчас проверки проводятся в других муниципальных образованиях района. Отметим, что сооружение одной артезианской скважины стоит около 1,5 миллиона рублей.

Как полагают в совете муниципальных образований области, правоохранительные органы ищут «стрелочников». «Контрольно-надзорным органам запретили «кошмарить» бизнес, а поддерживать свои показатели им надо. Видимо, поэтому всевозможные проверяющие устремились к сельским администрациям, – говорит председатель совета Александр Степанов. – Начинали со скотомогильников, сейчас требуют разрабатывать целевые программы по развитию дорог, профилактике терроризма, благоустройству территорий, воспроизводству лесов, гражданской обороне, сельскому хозяйству и т. д. На всё нужна документация и деньги».

Как напоминает Александр Степанов, только недавно президент Дмитрий Медведев, встречаясь с муниципальными главами в Благовещенске, признал, что «объём средств на муниципальном уровне не соответствует объёму полномочий». О том же говорил в прошлом году премьер Владимир Путин на встрече с генпрокурором Юрием Чайкой. «Покажите хоть одного человека, который скажет, что у муниципальных образований есть даже минимальное финансирование! В сельской администрации работают два-три человека, перед ними стоит почти такой же круг вопросов, как в городе», – говорит Степанов.

Всего в области 350 сельских муниципальных образований. Администрации Давыдовского и Краснореченского образований не обращались в совет за консультациями по поводу «водных» судов. Как заверяют в совете, здесь готовы рассмотреть ситуацию подробнее: качественная вода жителям, безусловно, нужна, но нищие муниципальные образования вряд ли смогут решить эту проблему даже по указанию суда. Как напоминает Степанов, ранее совет уже смог отстоять интересы муниципалов по вопросу о содержании скотомогильников, доказав, что на эти объекты должны выделяться деньги региона.