Пять часов вверх по Волге

Оценить
Обратно – по течению – получается немного быстрее. Но для дачников водный транспорт – настоящее спасение

Обратно – по течению – получается немного быстрее. Но для дачников водный транспорт – настоящее спасение

Мария Аксанич, Елена Шилина

Сложно представить «русский город на матушке-Волге» без привычных теплоходов, катеров и прочего водного транспорта. Да и не хочется. Ещё труднее это сделать дачникам, для которых вот уже много лет речные трамвайчики – единственный удобный, доступный транспорт.

Когда-то пассажирские судна причаливали и отчаливали по нескольку раз в день. Теперь количество маршрутов всё сокращается, а время в пути увеличивается. Потому что невыгодно. Это слово мы слышали чаще всего за те 9 часов, которые провели на борту теплохода «ОМ-138».

Государству невыгодно, чтобы теплоходы ходили по Волге. Невыгодно возить народ до Кошелей. Закупать новые теплоходы тоже невыгодно. Возить быстрее и тратить больше топлива – невыгодно… «Хорошо хоть, что вообще возят», – остаётся вздыхать тем последним, кому это и выгодно, и нужно. Ведь для них это практически единственный путь к желанному отдыху, и в первую очередь к «земле», которой они посвятили добрую часть своей жизни.

По воде не по солёной, по речной

–Мужья у нас умерли… У детей своя жизнь. Дачу бросить невозможно. Сами понимаете – земля. Там цветочек вырастет, там яблоня зацветёт – такая радость! – рассказывают две подруги-дачницы, наши соседки по «омику». – А ноги болят. Стоять по нескольку часов в день в набитом автобусе – разве это можно вынести? Мы теперь выпавшие из жизни люди. Нас возить больше некому. Не знаю, что бы мы без этих трамвайчиков делали…

А теплоход уже отчалил. По расписанию, в семь часов утра. На берегу остались ещё человек двадцать. Они ждут другой теплоход, который повезёт их в Шумейку. Девушка-кассир переживает – вдруг кто-то перепутал и уедет не туда: «Выделили нам всего один причал, а никакой информации для людей нет, громкоговорителей тем более. Потом приходится высаживать».

В эту навигацию по Волге курсируют три казанских теплохода: два «омика» и «Москва». Маршрутов тоже три: Саратов – Кошели, Саратов – Шумейка и Саратов – Сосновка. Наш рейс заканчивается в Кошелях, и плыть до них целых 5 часов.

Пассажиров немного, около 30–40 человек. Но в выходные людей в два раза больше, чем сегодня, в среду. Большинство дачников – льготники, и это единственный транспорт, на котором они ездят абсолютно бесплатно. Для остальных пассажиров цена тоже вполне приемлемая. Речным транспортом пользуются не только дачники, но и студенты, которые едут в университетский лагерь в Чардыме или просто отдохнуть на одном из пригородных пляжей.

С появлением у наших берегов казанских судов цена проезда практически не изменилась. Сейчас взрослый билет в один конец стоит 46 рублей. В то время как за сомнительное удовольствие добраться до Кошелей в душном, полном людей автобусе придётся заплатить существенно больше – 150 рублей.

Несмотря на ранний час, пассажиры активно обсуждают не только проблемы на собственных огородах, но и запутанную ситуацию с речными перевозками. Почему саратовцев до сих пор возят казанские суда? Почему наше «Пассажирское речное управление» опять не выиграло конкурс? И почему деньги саратовского минтранса снова отправятся в республику Татарстан? «Верьте тому, что говорят СМИ», – отмахивается девушка, продающая билеты.

Но пассажирам такого ответа явно не достаточно. «Вон наши саратовские теплоходы стоят у того берега без дела. Видите?» – дедушка, сидящий рядом, показывает куда-то за окно. Мы видим. У берега действительно виднеется несколько пассажирских судов. Вокруг ни души. Мы смотрим на саратовские и уплываем дальше вверх по реке на казанском.

Новый старый теплоход

В эту среду «ОМ-138» впервые идёт по маршруту Саратов – Кошели. Ещё на прошлой неделе людей возил новенький казанский теплоход – красивый, белый, с другой командой, к которой уже успели привыкнуть пассажиры. Но его отозвали обратно в Казань и пообещали прислать другой, поновее. Однако новый оказался старым «омиком». И пусть сиденья на нём удобнее, шире, мягче, но на этом все плюсы заканчиваются. Спустя пару часов начинаются минусы: становится душно, а окна рукам дачников не поддаются. «Если открыть окна, то они уже не закроются», – то ли шутя, то ли всерьёз отвечает матрос на просьбы пассажиров.

Но главная трудность не в этом, а в том, что наблюдать зелёные берега и водные просторы теперь снова придётся все 5 часов, а не 3,5 часа, как неделю назад, и не 2,5 часа, как это было при саратовских речниках. Ровно пять часов нужно «омику», чтобы довезти людей до Кошелей. И четыре часа назад, по течению. Чтобы сократить путь и время в пути, нужно идти по протокам, а их для начала необходимо «протралить», то есть очистить. Но этим никто не занимается. «По протокам ходить давно не разрешают. И мы идём по правилам», – объясняет кассир.

Это, конечно, не устраивает никого на борту этого судна: «Многие не могут оставаться на даче до выходных. Приезжают в среду и в среду уезжают. А надо успеть всё полить, собрать, привести в порядок! Потом бежать на берег… Что за это время можно успеть?»

Люди жалуются и вспоминают времена, когда по Волге каждый день ходили «Метеоры» и «Ракеты», которые «летали» на подводных крыльях по пригородным маршрутам. Час туда, час обратно. Но они потребляли слишком много топлива, и содержать их стало экономически невыгодно. Теперь их нет.

Не осталось с тех времён и дебаркадеров. Спуск и подъём на борт – по-настоящему опасное испытание для пожилых людей, которым приходится с сумками карабкаться по крутому трапу, пытаясь удержаться и сохранить равновесие.

Но дачники, похоже, готовы выдержать всё. И в 12 часов дня они кое-как спускаются на берег и спешат к своим огородам, потому что надо многое успеть. А до отплытия в Саратов осталось всего пять часов.

«Несоциальный» буфет

В пять часов матрос снова ищет на берегу шины, доски, в общем, всё, что позволит людям хоть как-то взобраться на судно, не намочив ноги. Пожилую женщину со сломанной ногой практически вносят на борт дочь, матрос и кассир теплохода.

На обратном пути пассажиров совсем мало. Всего двадцать два человека. Во второй половине дня в салонах с закрытыми окнами становится по-настоящему душно. Женщины, сидящие у двери с табличкой «Буфет», жалуются, что было бы неплохо купить здесь минералку. Но двери буфета наглухо закрыты. «На борту социального теплохода никакие продажи не предусмотрены», – поясняет единственная девушка из команды.

Девушка местная, остальные девять человек – из Казани. Они работают по трое (капитан, матрос, моторист) и сменяются через каждые 10 дней. Работа сезонная, и зимой нужно искать другой заработок. Зарплата тоже особого энтузиазма не вызывает. Тем, кто успел обзавестись семьёй, особенно тяжело. И молодёжь не стремится идти в речной флот.

–Плохо, конечно, что приходится работать далеко от дома. Но больше здесь некому возить людей. Те саратовские теплоходы, мимо которых мы проходили, стоят и ржавеют. А через пять лет простоя в эксплуатацию без капитального ремонта они вообще не пойдут, – размышляет капитан казанского «ОМа» Александр Николаевич. Сегодняшний маршрут до Кошелей он проходит впервые.

–Наши теплоходы тоже не новые, но они экономически себя уже вполне оправдали. В них сейчас вкладывается мало денег, а закупать новые государству совсем не выгодно. Дело в том, что всё меньше людей сейчас пользуются речным транспортом. И это проблема всероссийская. Речные перевозки не приносят прибыли. Они не оправдывают себя, но, к счастью, пока идут дотации из министерства. Сейчас народ богатеет и ездит на дачи на машинах. Скоро все катера себе начнут покупать, – смеётся капитан.

Пассажирам нравится экипаж из Казани. Сегодняшняя команда ещё покажет себя, а вот о прежней вспоминали много. Всегда вежливые, организованные ребята. Помогут и сумки отнести, и по трапу взобраться, всё подскажут и обо всём предупредят.

Обратно идём по течению и в девять уже проходим под старым мостом. Мимо нашего речного трамвайчика время от времени проносятся катера и яхты. У берега яркий свет, громкая музыка – это прогулочный «Волга-2». Дачницы сходят на причал с сумками, полными июльского урожая. Всё-таки вот так добраться до дачи и обратно – большая удача. Не отвернётся ли фортуна от пожилых людей в следующем году?

***

Народ отучают от речного транспорта

Наталья Алексеевна и Нина Николаевна, дачницы:

–Речные трамвайчики – это для нас основной транспорт. И бесплатно, и удобно, и такая красота вокруг. Но теперь они ходят намного медленнее. Саратовские речники хорошо знали реку, ходили вдоль берега, и мы были на месте уже через 2,5 часа. Теперь второй год нас возят чужие капитаны, чужая команда. Теплоход идёт по судовому ходу, а не вдоль берега, виляет, возвращается назад, разворачивается, на это уходит очень много времени.

Особенно тяжело было в прошлом году, когда объединили два маршрута и мы плыли через Шумейку. В салонах полно народу. Жарко, душно. Люди стояли в проходе. Было очень трудно выдержать пять часов. А на автобус до Кошелей льгот нет. Было и такое, что теплоход ломался, тогда нас оттягивали на буксире. А что вы хотите, если мы плывём на судне, построенном в 60-х годах?

Юрий Владимирович, дачник:

– Мы с женой ездим по реке более 25 лет. Жалко, что нас теперь возит «ОМ», а не «Москва». Дело в том, что на берегах сейчас нет дебаркадеров. И спускаться-подниматься очень неудобно. «Москва» – плоскодонный теплоход, у него и скорость больше, и дебаркадеры никакие не нужны. А «омик» подходит к берегу носом, потом долго подбирает место, чтобы хватило длины трапа. Тяжело спускаться, особенно мне, с собакой.

Вообще народ отучают от речного транспорта. Это очень заметно – сейчас намного меньше людей добираются до дач по реке. Государству это невыгодно. А нам невыгодно и тяжело ездить на автобусе, который к тому же вообще может не прийти. Съездить туда и обратно с женой – 600 рублей, этак наши помидорки золотые выходят! А теплоходы ходят регулярно, не ломаются. Главное, чтобы не перекрыли нам этот путь.

***

Суда и пересуды

Проблема с речными перевозками в Саратове существует не первый год. Неуклонно уменьшается число пассажирских и грузовых судов. Если в 2001 году их было 136, то в 2007 осталось всего 57. Наша попытка узнать об их количестве на текущий день результатов не принесла.

Второй год перевозкой саратовцев по Волге занимается «Казанское речное пассажирское агентство». На теплоходах, доставленных из Казани, работают казанские команды. И это при наличии в нашем городе 39-го речного училища, которое даже в период «демографической ямы» выпускает 70–80 специалистов в год – судоводителей, мотористов, матросов, рулевых. Правда, диплом училища ещё не даёт права работать на судне, но после получения второго диплома в Нижнем Новгороде выпускников без проблем принимают на работу. Однако на пригородных теплоходах саратовских специалистов сейчас нет.

Постоянные судебные процессы также не идут на пользу саратовским речным пассажирским перевозкам.

В этом году в разгар сезона возникла угроза прекращения навигации по всем трём направлениям (Саратов – Сосновка, Саратов – Шумейка и Саратов – Кошели), из-за того что казанские перевозчики проиграли в суде дело об аренде теплоходов у фирмы-судовладельца.

По городу распространялись слухи о том, что теплоходы перестанут ходить с 1 июля. Но навигация не была прекращена, и у саратовцев по-прежнему есть возможность воспользоваться речным транспортом. Во всяком случае пока.