Необязательное блюдо – культура
Творческий и жизненный путь Саратовской областной филармонии
Здание, в котором располагается Саратовская областная филармония имени Альфреда Шнитке, было построено в 1952 году на строительном мусоре. Остался он от здания клуба НКВД, разрушенного взрывом бытового газа в 1951 году. Филармония поселилась в этих стенах в 1957-м. Но вот уже четвёртый год, после пожара 2006-го, не может в них вернуться.
Отсчёт истории создания в Саратове профессиональной концертной организации следует начинать со второй половины XIX века – с момента организации саратовского отделения Российского музыкального общества.
Сначала в городе были созданы музыкальные классы, а затем – в 1912 году – консерватория. Саратовская консерватория стала третьей в России после Москвы и Санкт-Петербурга. В начале XX века профессора и учащиеся стали объединяться для исполнения камерных и симфонических произведений, выступая на концертных площадках.
После Великой Октябрьской революции 1917 года появились первые государственные концертные фирмы, которые занимались в основном прокатом концертов приезжих музыкантов. На рубеже 20-х – 30-х годов в Саратове было организовано гастрольно-концертное объединение «Посредрабис» («Посредническое бюро работников искусства»). Впоследствии оно было преобразовано в концертно-эстрадное бюро, объединявшее исполнителей различного профиля. Эта организация и стала прообразом будущей филармонии.
В 1937 году приказом комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР была образована Саратовская филармония. В первые годы в её состав входили музыканты-инструменталисты и вокалисты, чтецы, эстрадный оркестр. Основной задачей профессиональной концертной организации было культурное обслуживание рабочего и сельского населения области. Датой основания Саратовской филармонии следует считать 21 ноября, когда состоялся первый симфонический концерт.
В 1946 году по инициативе музыканта Михаила Школьникова при филармонии был создан свой симфонический оркестр, который впоследствии стал известен не только во многих городах и регионах России, но и в странах Европы. Первый концерт коллектива состоялся в марте этого же года. Тогда же филиал государственной филармонии был преобразован в Саратовскую областную филармонию.
В 2001 году учреждению было присвоено имя композитора Альфреда Шнитке, классика музыки ХХ столетия, родившегося на саратовской земле. Тогда же филармония стала лауреатом всероссийского конкурса «Окно в Россию» в номинации «Филармония года».
Саратовские мотивы в музыкальной истории
Главным коллективом Саратовской филармонии, во многом определяющим её художественную политику, является Академический симфонический оркестр. Расцвет оркестра связан с именем выдающегося музыканта и дирижёра, заслуженного деятеля искусств Натана Факторовича, который возглавлял коллектив в течение многих лет.
В репертуарной политике коллектив, опираясь на сложившиеся традиции, стремится искать новые формы пропаганды музыки, поэтому репертуар сочетает исполнение широко известных и любимых публикой классических сочинений с редко звучащими произведениями – как классики, так и современной музыки. Именно поэтому на афишах симфонических концертов нередки анонсы «первое исполнение в Саратове» или «первое исполнение в России». Репертуар оркестра безграничен, его составляют практически все произведения классического и романтического репертуара, многочисленные сочинения современных авторов.
За 70 с лишним лет в Саратовской филармонии работали музыканты, имена которых стали впоследствии известны всей стране: народные артисты СССР Ольга Бардина, Леонид Сметанников, народные артисты России Иван Паницкий, Александра Рудес, Сергей Алексашкин, Лев Горелик.
В разные годы филармонией руководили народная артистка СССР Наталья Сац (впоследствии организатор и руководитель всемирно известного Детского музыкального театра в Москве), заслуженный деятель искусств Тамара Лилина, заслуженный работник культуры Анатолий Левиновский. В настоящее время художественным руководителем филармонии является заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Анатолий Катц.
В рок-группе «Интеграл», получившей первую премию на Всесоюзном конкурсе в Тбилиси, работали Юрий Лоза и Бари Алибасов. В вокально-инструментальном ансамбле «Шестеро молодых» пели Александр Розенбаум и Николай Расторгуев. В филармонии начинали свой творческий путь Валерия и Марина Хлебникова.
Сейчас в составе филармонии работают Академический симфонический оркестр, оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд»(создан в 1991 году по инициативе заслуженного деятеля искусств России, вице-президента Евро-международной гильдии трубачей Анатолия Селянина), ансамбль старинной музыкальной музыки «Трио-соната», ансамбль народной музыки «Балаган», эстрадный театр «Арт-ревю» (руководитель заслуженный артист России Роман Брант), эстрадная студия, в составе которой ансамбль «Бридж» и детский коллектив «Апельсин», ансамбль народных инструментов «Пара фраз», театр «Куклы папы Карло». А также множество солистов. В этом году создан новый коллектив «Манго экспресс».
Четвёртый год в чужих пенатах
21 ноября 2006 года произошла трагедия – в филармонии вспыхнул пожар. Его причиной стал взорвавшийся осветительный прибор, раскалённые осколки которого упали на легко воспламеняющийся задник сцены.В тот момент на сцене репетировал Анатолий Катц.
Здание горело около часа. Площадь возгорания составила 456 квадратных метров. Огонь уничтожил сцену и зрительный зал, световую аппаратуру, несколько оркестровых инструментов, пострадало более 70 процентов кровли. Одной из тяжелейших потерь для филармонии стали рояли Bluthner и уникальный по своему звучанию Steinway. Материальный ущерб оценили в 1,3 миллиона рублей.
Пожар в филармонии вызвал большой резонанс. Были пожертвования бизнесменов и простых граждан, а также выступления в поддержку.В общей сложности удалось набрать 400 тысяч рублей. Эти деньги были потрачены на музыкальные инструменты.
Сомнений в том, что власть филармонию в беде не оставит и здание в скором времени отремонтируют, не было ни у кого. По оптимистичным прогнозам, на восстановление отводилось не менее двух лет. Ремонт планировали начать летом 2007 года. К тому моменту должны были просохнуть стены, на которые пожарные вылили 220 тонн воды. Но оптимисты ошиблись.
Одной из главных причин, по которой так долго не начинали восстановление филармонии, стал проект по реконструкции и переоборудованию помещения. Из-за того что в областном центре нет ни одного настоящего концертного зала, региональное правительство решило создать его на основе филармонического. После ремонта он должен был стать лучшей современной концертной площадкой в Саратове, а может, и в Поволжье.
В перепланировке прописаны серьёзные перемены. Например, укрепление фундамента здания. Он должен выдержать дополнительные этажи, которые будут достроены в дальнейшем. В проект восстановления входит обновление системы кондиционирования и отопления, пристройка амфитеатра на 120 мест, проведение кровельных работ, постройка двух больших репетиционных классов и нового камерного зала на 180 мест. После того как будет передвинута одна из стен филармонии, станет возможным увеличение зеркала сцены на 10 метров.
Готовый проект с государственной экспертизой был готов ещё в декабре 2008 года. Восстановление, намеченное на февраль 2009 года, так и не началось – из казны средства не выделили, объяснив финансовым кризисом. Сейчас на реализацию проекта нужно 250 миллионов рублей. Филармония попала под действие президентского указа, по которому начинать новое строительство до 2011 года возможно только на условиях софинсирования из областного и федерального бюджетов. Денег у региона нет.
Не забыть дорогу в филармонию
Уже почти четыре года филармонические концерты проходят на разных площадках города – в экономическом университете, консерватории, театре драмы, областной библиотеке, доме работников искусств, музее Чернышевского. На оплату репетиционных и концертных площадок тратится около двух миллионов рублей в год. Средства на аренды и гонорары гастролёрам сотрудники филармонии зарабатывают самостоятельно. Деньги из областного бюджета выделяют только на зарплату, коммунальные услуги и на крупные проекты, которые проходят один раз в сезон.
Филармония является областной организацией и своё название оправдывает: 30 процентов концертов проходят для сельской аудитории. За концертный сезон это около 350 выступлений. «Но выезжать в село могут только малые коллективы, – сетует директор филармонии Светлана Краснощёкова, – а нам хотелось бы показать селянам, что такое симфонический оркестр. Как выглядят симфонические и духовые инструменты». Крупные коллективы в районы поехать не могут по двум причинам: арендовать большие автобусы очень дорого, а в сёлах зачастую нет таких больших залов, где можно было бы разместить симфонический оркестр. А когда-то филармония, выигравшая грант, выезжала в районы с просветительской программой «Классическая музыка в малых городах».
Сейчас в здании функционирует только малый камерный зал. В нём проходят концерты нового проекта филармонии «На перекрёстке жанров». Спасает это мало: в зале нет сцены и умещается максимум 80 зрителей. Ещё каждое воскресенье в камерном зале проходят программы для детей. «Как бы тяжело нам ни было, мы воспитываем своего слушателя. Мы не хотим, чтобы дорогу в филармонию забыли дети», – отмечает Светлана Краснощёкова.
Плохи дела и с репетиционной базой. Если малым коллективам ещё удаётся оттачивать мастерство в маленьких классах филармонии, то музыкантам симфонического оркестра приходится репетировать прямо в фойе здания. А работать там сложно из-за плохой акустики. Основной репетиционный зал находится далеко – в Октябрьском ущелье, на площадке «Тесар-Сити». Зимой, когда были морозы и снежные заносы, артистам добираться туда было крайне сложно. Так как помещение это – бывший заводской актовый зал, то акустики там тоже нет.
Артисты в пессимизм пока не впадают и надеются, что 75-летие областной филармонии, которое приходится на 2012 год, они отметят под родной крышей. А пока главный зал опечатан. Его двери «украшает» надпись «Вход воспрещён».