Без оглядки на кризис
Конкурентоспособные звенья неконкурентоспособной цепи
В очередь за товарами из Саратова, как выясняется, выстраиваются Канада, Индия, Португалия, Китай, Белоруссия, Казахстан и др. Они способны составить (а многие уже составляют) конкуренцию аналогичной продукции не только отечественного, но и зарубежного производства. Как по качеству, так и по цене.
Поводом для изучения конкурентоспособности продукции саратовских предприятий стал аналитический бюллетень экспертов Центра экономического анализа Высшей школы экономики. Эксперты-экономисты констатировали один печальный факт: «Главной проблемой российской экономики является снижение внутреннего спроса на продукцию отечественного производства». Российские предприятия, по мнению представителей экспертного сообщества, не могут предложить потребителю конкурентоспособную продукцию, и единственным работающим стимулом для них остаётся поддержка продаж со стороны государства.
На Корпус впереди
С помощью министерства промышленности и энергетики Саратовской области «Газета недели» обозначила несколько основных критериев для оценки конкурентоспособности саратовской продукции. Например, рост объёмов продаж, доля экспортной продукции в общем объёме производства, доля новых изделий и технических новшеств, освоенных предприятием.
В министерстве нам сообщили, что под эти критерии в Саратовском регионе подпадает довольно много производственных компаний. И что большая часть из них работают в обрабатывающей отрасли и выпускают высокотехнологичную продукцию.
К востребованным, бесспорно, относится производственное объединение «Корпус», которому, несмотря на кризис, удалось в прошлом году превысить миллиардный рубеж по объёму выпущенной товарной продукции.
Одно из крупнейших предприятий саратовского машиностроения разрабатывает и производит навигационные приборы для летательных аппаратов, аппараты для медицинской техники (например, для искусственной вентиляции лёгких, ингаляционного наркоза). Продукция предприятия как реализуется внутри страны, так и поставляется в страны дальнего и ближнего зарубежья. Среднегодовой темп роста объёмов производства составляет около 150 процентов. И это опять же несмотря на кризис.
Вышли на автопилоте
ОАО «Конструкторское бюро промышленной автоматики» тоже разрабатывает и производит конкурентоспособную продукцию. В основном это пилотажно-навигационные комплексы, бортовые вычислительные системы автоматического управления. Проще говоря, КБПА делает автопилоты для вертолётов фирмы «Миля» (Ми-14, Ми-24, Ми-26, Ми-28) и «Камов» (все вертолёты начиная с Ка-25).
По итогам первого полугодия 2010 года темп роста объёмов производства составил более 60 процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Как отметили в самом Конструкторском бюро промавтоматики, речи о возврате к докризисным показателям объёмов производства нет и быть не может. Просто потому, что предприятие давно их переплюнуло. «Кризис нашего производства не коснулся вообще, – поясняют сотрудники предприятия. – Во многом благодаря тому, что мы работаем в отрасли экспортных поставок. Пока покупаются вертолёты, покупаются и наши приборы, так как наши высококачественные пилотажно-навигационные комплексы – это электронное сердце каждого вертолёта. Без них сейчас не обходится ни одна машина. И с их помощью пилоты улучшают качество и безопасность управления летательным аппаратом».
В областном минпроме отмечают также, что КБПА с его уникальным опытом в создании пилотажно-навигационных комплексов оказалось единственным реальным разработчиком автопилотов для вертолётов на территории бывшего СССР. «Конструкторское бюро промышленной автоматики имеет опережающую технологию в этой области на 5–10 лет», – говорят нам в министерстве.
Представители КБПА добавляют, что с другими российскими производителями их предприятие лучше не сравнивать. Не то чтобы среди них нет конкурентов, просто эти производства не конкурируют друг с другом, так как их интересы не пересекаются. А вот западным образцам той же продукции саратовские пилотажно-навигационные комплексы конкуренцию составляют легко и даже выигрывают в этой борьбе.
«Конкурируют не столько наши приборы, сколько вертолёты, в которых они стоят, – уточняют в КБПА. – Мы сами ничего на экспорт не поставляем, мы заключаем только внутренние контракты. А вот вертолёты с нашими приборами направляются и в Индию, и в Китай, и в Южную Корею, и в Португалию, и в Канаду. Причём, обладая высоким качеством, эта товарная продукция отличается выгодной ценой».
Заграница на балаковской подкормке
В химической промышленности конкурентоспособной является товарная продукция ООО «Балаковские минеральные удобрения» (БМУ). Здесь освоен выпуск востребованных на рынке продуктов – кормовых фосфатов и диаммонийфосфата.
Как говорят в министерстве промышленности и энергетики Саратовской области, в настоящее время БМУ – единственное предприятие в своём секторе по производству фосфатных удобрений, которое вышло на международный рынок.
«Ежегодно наращивать объёмы производства предприятию помогли уход от монопродукта (аммофоса), диверсификация производства и грамотная маркетинговая стратегия», – поясняют в минпроме. По итогам прошедшего полугодия Балаковские минеральные удобрения превысили объём производства товарной продукции более чем на 15 процентов к уровню прошлого года. И как отметил помощник генерального директора Александр Абаев, предприятие уже тоже не стремится к достижению докризисных показателей производства, поскольку давно их преумножило.
«Когда кризис только начался, в конце 2008-го – начале 2009 года, нам, конечно, пришлось очень тяжело, так как спрос на минеральные удобрения на мировых рынках резко упал. Но спасло предприятие то, что оно входит в состав компании «ФосАгро АГ». Управляющая компания выстроила очень чёткую маркетинговую политику в плане поиска новых рынков сбыта», – рассказывает Александр Владимирович.
Результатом этой маркетинговой политики для БМУ стало подписание долгосрочного договора с Индией на поставку диаммонийфосфата. Именно с этого момента предприятию и пришлось осваивать производство данного вещества, с чем оно успешно справилось.
«Рост объёмов производства в текущем году связан с тем, что наряду с привычной продукцией (аммофосом) наращивалось производство новой продукции – диаммонийфосфата, – говорит Абаев. – Кроме того, мы в полтора раза увеличили производство кормовых добавок – обесфторенных фосфатов. Всего же за первое полугодие агрохимической продукции произведено более 630 тысяч тонн».
Александр Абаев отметил, что завод «Балаковские минеральные удобрения» работает по системам менеджмента качества и экологического менеджмента. «Именно на эти документы экспортёры в первую очередь обращают внимание, – поясняет мой собеседник. – Ведь основными потребителями нашей продукции, помимо России, являются Беларусь, Украина, страны Восточной Европы, Латинской Америки, Азии. Причём география поставок постоянно расширяется. Вот с недавних пор по три вагона ежемесячно отгружается в Индию. То есть качество нашей продукции уже подтверждено зарубежными компаниями».
Абаев отмечает, что в оценке конкурентоспособности минеральных удобрений и кормовых добавок цена не играет основополагающей роли. Здесь, по словам моего собеседника, большее значение имеет то, как поставлена логистика.
Новое и уникальное
К предприятиям, производящим конкурентоспособную продукцию, министерством промышленности и энергетики области по определённым заранее критериям были отнесены и объединение швейных фабрик «Элит», мебельная фабрика «Мария», ОАО «БАТ-СТФ» – как предприятие пищевой промышленности. Отмечены также ОАО «Завод металлоконструкций» , ООО ЭПО «Сигнал», ФГУП «НПП «Алмаз», ОАО «СЭЗ им. С. Орджоникидзе» и ряд других производителей. Кроме того, минпром выделил несколько производств, которые за последние пять лет наладили выпуск уникальной для региона продукции.
Например, ООО «СНВ», созданное на промплощадке ООО «Саратоворгсинтез», является единственным в России производителем ПАН-жгутов. Этот материал – сырьё для стратегических предприятий промышленности России и гражданских отраслей народного хозяйства.
Троллейбусный завод «Тролза» запустил сразу два новых вида продукции – модель низкопольных троллейбусов и полуприцеп для перевозки легковых автомобилей. Кроме того, предприятием освоено собственное производство электрооборудования, используемого для комплектации троллейбусов различных моделей. Разработана собственными силами гибридная модель автобуса на электрической тяге, где с помощью двигателя, работающего на дизельном топливе, вырабатывается электроэнергия. Преимущество гибрида в том, что он не привязан к фиксированному маршруту.
ООО НПФ «МОССАР» в городе Марксе выпускает технику электротехнического назначения и электронные приборы. В первом квартале этого года уже запущено производство современных энергосберегающих ламп и планируется сборка цифровых приставок.
В разработке и внедрении новой продукции, по данным минпрома, преуспели и малые инновационные предприятия региона. Например, на ЗАО «Биоамид» впервые в России созданы промышленные биотехнологии получения качественной акриловой кислоты для различных отраслей экономики, в том числе нефтедобывающей, горно-химической, металлургической промышленности, энергетики и др. Уровень данной уникальной технологии позволяет успешно конкурировать с ней на мировом рынке биотехнологий. Разработка уже была продана в такие высокоразвитые в техническом плане страны, как Германия и Южная Корея.
ООО «ТОСС» освоило выпуск высокоточных стеклокапилляров и трубок для нужд предприятий оборонной промышленности, разрабатываются оптоволоконные лазеры на стекле, развивается направление по созданию микроэлектромеханических структур.
Из приведённых примеров ясно, что конкурентоспособная продукция большинства саратовских предприятий является составной частью производства конечных товаров, которые выпускаются уже другими предприятиями и уже не в Саратовском регионе. Другими словами, уникальная продукция Саратовской области является промежуточным звеном в производстве российских, не всегда конкурентоспособных товаров.
***
Конкурентоспособная продукция большинства саратовских предприятий является составной частью производства конечных товаров, которые выпускаются уже другими предприятиями и уже не в Саратовском регионе.
***
«Саратов всегда производил комплектующие»
«Эта проблема у нас ещё с советских времён, – говорит заместитель министра экономики Саратовской области Александр Ульянов. – Саратов всегда был городом, где производились комплектующие для производства конечных продуктов. Производств законченного цикла в нашем регионе было немного, буквально единицы. К ним относился, например, Саратовский авиационный завод. Сейчас таким предприятием является «Тролза». В лёгкой промышленности успешно работают текстильные предприятия, но они опять же выпускают только ткани.
В настоящее время перед правительством области стоит задача разместить в регионе как можно больше производств законченного цикла. Ведь именно конечный продукт находится в большей цене. Работа в этом направлении ведётся достаточно активно. Вот, например, сталелитейный завод в Балакове или производство и переработка индюшатины относятся именно к таким предприятиям.
Алюминиевый завод, который сегодня многими воспринимается в штыки, тоже производство законченного цикла. Этот проект, кстати, предусматривает и запуск двух энергоблоков атомной электростанции, а электричество, надо сказать, тоже ходовой товар. Так что планы есть, их много, и они постепенно реализуются».