Работа у них такая
Коммунисты стали зелёными, а контролёры – удовлетворёнными
«Все ненужные с точки зрения исполнения полномочий муниципалитета, не приносящие прибыль МУПы и учреждения будут ликвидироваться», – сказал после заседания Саратовской городской думы глава города Олег Грищенко журналистам. В минувшую среду на внеочередном заседании собрания депутаты проголосовали за прекращение деятельности учреждений «Градостроитель» и «Экология города».
Всего на заседании думы было рассмотрено 14 вопросов. Большой блок объединял дела земельные. Важным для депутатов стал отчёт контрольно-счётной палаты, не первый год скрупулёзно фиксирующей нарушения административных структур в части порядка использования бюджетных денег. Важным для населения можно назвать проект регионального закона о повышении штрафа за несанкционированную торговлю.
Мексиканская драма в Саратове
Муниципальное бюджетное учреждение «Экология города» было создано десять лет назад. По задумке тогдашнего саратовского мэра Юрия Аксёненко, на служащих этого важного, с его точки зрения, для города учреждения возлагались «масштабные» задачи. Разрабатывать экологические программы, содействовать мэрии в реализации прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Для этого служащим МУ нужно было выйти на рынок экологических услуг и занять на нём эксклюзивное место. В основном услуги сводились к расчёту платы за негативное воздействие на окружающую среду. Расчёт был платным и добровольным. Он предлагался индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Уже год за благоприятность окружающей природной среды перед депутатами и жителями города Саратова официально отвечает комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу городской администрации. Но МУ продолжало жить. Уже без масштабных целей и задач на плату за расчёты вреда и за бюджетные деньги. Бюджетных денег в структуре доходов было раз в пять меньше, чем заработанных расчётами.
Городские законопослушные «вредители» воздуха, воды, земли принесли в прошлом году муниципальному бюджетному учреждению «Экология города» более двух миллионов рублей. Судя по итогам первого квартала этого года, заработали бы не меньше. Но не заработают. Потому что учреждение закроется, программы в рамках полномочий напишет профильный комитет администрации, а услуги по расчётам будут оказывать какие-нибудь ООО.
– Надо давно закрывать такие структуры, которые занимаются поборами, – сказал депутат Андрей Иващенко.
Выступать его вынудили коллеги из коммунистического крыла думы. Они почему-то встали на дыбы и отчаянно противились ликвидации. Депутат Виктор Сафьянов пытался убедить думу в том, что «учреждение это, безусловно, нам нужно». В действиях коллег, ратующих за его ликвидацию и экономию почти полмиллиона отправляемых туда бюджетных рублей, увидел заговор, в котором было и уничтожение конкурентов, и грядущий рост цен на востребованную предпринимателями услугу.
– Город без экологической защиты не может существовать! – голосили коммунисты.
– 12 человек этого учреждения с зарплатой 11 тысяч рублей уходят в армию безработных…
– Вы хотите повторить в Саратове Мексиканский залив, что ли?
Кроме этого апофеозного сравнения были и подсчёты. Депутат Александр Гришанцов насчитал 21 тысячу предприятий, наносящих вред окружающей среде. Сказал, что платят за вред только 11 тысяч. И все эти 11 тысяч – заслуга ликвидируемого учреждения. Кто же, кто теперь будет стимулировать их на платежи?
Глава города Олег Грищенко указал ответственного: «Это вопрос налоговой инспекции». И. о. председателя комитета по промышленности Андрей Гришин заверил, что три квалифицированных специалиста отдела экологии в силах выполнить работу МУ в полном объёме.
Депутат-коммунист Андрей Карасёв вдруг затосковал по былым временам. И спросил, помнит ли кто-нибудь о том, сколько специалистов занималось окружающей средой при советской власти.
– Советской власти давно нет, – вернул коллегу в координаты «здесь и сейчас» Олег Грищенко. Но до голосования по вопросу прослушали ещё политэкономическую лекцию. В ней было о 18 процентах голосов «за зелёных» в Западной Европе и о том, что «нельзя получить прибавочную стоимость с экологии с точки зрения экономики».
Ликвидация учреждения «Градостроитель» обошлась без словопрений. Это тоже детище Аксёненко, но более дорогостоящее для бюджета. За то, чтобы сотрудники этой организации давали власти достоверную информацию о фактическом состоянии и использовании городской территории, из бюджета соглашались платить 4,5 миллиона рублей. Теперь не будут. Комитет по архитектуре справится с функциями сам.
В конце заседания депутат Александр Ванцов попробовал до минуты подсчитать, сколько времени отняли у почтенного собрания коммунисты в ходе развёрнутой полемической дискуссии.
– Счетовод вы наш, – резко оборвал его Олег Грищенко. – У каждого депутата, согласно регламенту, есть пять минут на выступление. Плюс три минуты на повторное. Вот и умножьте!
– Я не вопрос, я быстро, – вовремя подоспел исправить настрой депутат Александр Янклович «с благодарностью от жителей посёлка Юбилейный» за снесённый в короткие строки незаконный торговый объект.
– Работаем в этом направлении, – отозвался глава города. На этом же заседании он признает проблемы с управляющими компаниями и с руководством УК и успокоит, что никто не закрывает на них глаза. То есть и на этом направлении власть работает.
Дела бумажные на самом деле важные
Комитет по земельным ресурсам будет теперь называться комитетом по землепользованию и градостроительству. Градостроительством во времена главы администрации Вячеслава Сомова занимался комитет по архитектуре. Теперь, во времена и. о. главы администрации Алексея Прокопенко, сочли возможным и более эффективным отдать эту функцию тем, кто занимается предоставлением прав на земельные участки.
Возможности информационной системы обеспечения градостроительной деятельности позволят комитету самостоятельно, без привлечения сторонних организаций, изготавливать схемы земельных участков на кадастровом плане территории. Таким образом попытаются добиться сокращения сроков рассмотрения заявлений о выборе земельных участков.
Про схемы земельных участков на заседании особо не говорили. Каждому и без того было ясно, что для того, чтобы в деле распоряжения своей муниципальной землёй и гектарами, собственность на которые не разграничена, возник хоть какой-нибудь порядок, нужно всё детализировать и расписать по пунктам. Расписали.
Процедура по приобретению участка будет начинаться с заявления, к которому приложены чёткие схемы расположения участка на кадастровом плане территории и на топографо-геодезическом плане. Схемы выполняются строго по типовой форме и содержат не только графические изображения, но и подробнейшие сведения о виде использования участка и о заявителе. Здесь же отразят всю информацию об обременении желанного участка коммуникациями, обязательствами третьих лиц и т. д. Достоверность сведений потребуется заверить несколькими подписями.
С этого начнётся обеспечение защиты интересов муниципального образования «Город Саратов» в направлении использования земли.
Отдельным документом очертили процедуру предоставления земель для нужд, не связанных со строительством. Важно, что эти гектары будут предоставляться открыто, гласно и на конкурентной основе. Сказано, что если желающий будет всего один, то решение будет приниматься администрацией в двухнедельный срок. А если желающих двое и больше, то в тот же двухнедельный срок администрация решит, как и когда будет проведён аукцион.
И депутаты, и работники администрации понимают, что с помощью аукционов можно будет заработать дополнительные доходы в городской бюджет. Но рассчитывать объём этих доходов пока не спешат. По крайней мере публично. Ссылаются на то, что всё будет зависеть от того, какой на саратовскую землю обнаружится спрос.
Похоже, что особых тревог у народных избранников формирование нового денежного потока пока не вызывает. То ли верят в порядочность тандема Грищенко – Прокопенко, то ли уверовали в зоркий глаз контрольно-счётной палаты под руководством депутата Эдуарда Постельги. Отчёт о работе в первом полугодии был представлен на прошедшем заседании. Контролёры на разных направлениях выявили нарушения, имеющие стоимостную оценку на сумму в 65 миллионов рублей. Контрольные мероприятия охватывали разный период времени. Проверялись различные бюджетные учреждения и организации.
В начальной школе – детском саду «Семицветик» нашли работников на должностях, не предусмотренных общероссийским классификатором. В других образовательных учреждениях заключали договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества с лицами, не являющимися сотрудниками комитета по образованию. Платили завышенную зарплату, не израсходовали молоко, творог, рыбу, картошку, яйца, неправильно компенсировали командировочные расходы. И таким образом, запутали информацию более чем о пяти миллионах рублей. То ли в дело они пошли, то ли улькнули без следа.
То же самое в МУПе «Дорстрой» при прежнем руководстве. Нахимичили с категориями качества уборки дорог. Деньги брали как за первую-вторую, а фактически руководствовались нормативами третьей. Баловали с реестром путевых листов, с договорами подрядных организаций, которые то ли были, то ли не были, с актами списания бензина. В результате имеем незабываемую зиму 2009–2010 года и сумму бюджетного ущерба в пару десятков миллионов рублей.
Материально поменьше, но репутационно неприятно навредили администрации города ещё несколько учреждений. Но председатель КСП Эдуард Постельга подвёл итог работы оптимистически. «Улучшилась работа администрации города, и, соответственно, уменьшилась сумма нарушений», – сказал он. И пообещал размещать отчёты не только в газете «Саратовская панорама», но и на сайте городской думы.
Путы и хомуты
На самом деле к идеально отлаженной работе саратовской администрации ещё идти и идти. Косвенный пример тому – курьёзный момент с «ответчиком» из комитета по ЖКХ. Он поздоровался, не представившись, когда искали «крайнего» в ответе на загадку депутата Карасёва про то, сколько свищей должно быть на трубе, чтобы перестать ставить на неё хомуты, а начать менять.
Человек подошёл к микрофону и начал говорить о том, что в городе много бесхозных сетей, у которых надо выявлять собственников.
– Что? – перебил его Грищенко. – Мы приняли решение. У нас не должно быть никаких бесхозных сетей!
Ответственный за ответ незнакомец из комитета ЖКХ сконфуженно молчал. «Спасибо», – отрезал Грищенко разговор с чиновником.
Что делать с перманентными хомутами, так и не решили. Зато другой вопрос, интересный многим горожанам, договорились считать очень важным и передать на волю коллег из областной думы.
В подготовленном в форме законодательной инициативы законопроекте речь идёт о серьёзном увеличении штрафов за несанкционированную торговлю. Граждан предлагается штрафовать на три тысячи рублей, а юридических и должностных лиц – на 50 тысяч. Сурово, конечно. Но что остаётся делать, если мягкие сегодняшние – от 500 рублей до пяти тысяч – мало кого останавливают? Да и неинтересно с ними связываться бойцам с беспорядками из органов внутренних дел.
Скорее всего, расчёт у депутатов строится именно на повышении милицейской заинтересованности. Потому что иначе можно освобождать городскую землю от самовольных захватчиков только через суд. А судебные процедуры – дело долгое. Пока суд да дело, добредут до судебного решения, ответчик уже продал свой нестационарный объект третьему лицу, которое может спокойно торговать и богатеть до новой судебной процедуры.