Артём Чеботарёв: Ради моей победы вся семья может сесть на диету!
Саратовская школа бокса во времена Советского Союза гремела, но после распада великой державы ушла в тень. Талантливые бойцы появлялись в регионе регулярно, однако до взрослого международного уровня не дорастали – уходили в армию и бросали спорт, находили работу вне бокса.
Артём Чеботарёв соблазнам, манящим из неспортивного мира, не поддался. Начав с золота домашнего чемпионата Европы среди кадетов, он преодолевал ступеньку за ступенькой – и стал чемпионом Европы среди взрослых. Счастливым для боксёра оказался московский спорткомплекс «Мегаспорт», на трибунах которого собралась внушительная группа поддержки из Саратова.
Титул и деньги
– Главное, что на финальные бои сумела приехать моя мама, – откровенничает чемпион Европы. – Папа был занят на работе – он трудится вахтовым методом и как раз был в командировке. Но его поддержку я также чувствовал.
– Поделитесь ощущениями от первого золота взрослого международного соревнования.
– Поначалу привыкал к ритму соревнований, их атмосфере. Очень сложный бой провёл с турком. После того как победил, почувствовал уверенность. Отступать было некуда – на меня смотрела вся страна. Буквально спал и видел себя на верхней ступени пьедестала почёта под гимн России. В финале волнение спало – спасибо моей группе поддержки. Бой получился очень ярким, содержательным. Когда судья поднял вверх мою руку, нахлынула огромная радость. В «золотой» эйфории находился, наверное, неделю.
– Чемпиону Европы полагается денежная премия?
– Нет, только золотая медаль, диплом и хрустальная перчатка, которые дома были определены в мой шкаф с трофеями. Там всё: медали, кубки, пояса. Финансово отметить за победу на чемпионате Европы должны со следующего года – двухлетним грантом.
– Какой трофей из выигранных вами наиболее ценен?
– Очень приятно было стать чемпионом Европы на саратовской земле – в 2004-м я выиграл турнир кадетов. В Ростове-на-Дону на чемпионате России получил эксклюзивную медаль из чистого золота и 100 тысяч рублей. А ещё – настоящий кинжал. На двух Динамиадах (чемпионат России среди боксёров, входящих в общество «Динамо». – Прим. ред.) выиграл чемпионские пояса – похожие на те, которые чемпионом среди профессионалов вручают.
Переход без переезда
– Правда, что на чемпионате Европы вы представляли Подмосковье, а не Саратовскую область?
– Да. В Подмосковье есть люди, имеющие серьёзные рычаги влияния, благодаря которым проще избежать конфликтов при попадании в сборную, а также судейских скандалов. Там у меня появился новый тренер – Андрей Баланов. Он совсем недавно сам закончил боксировать и освежил взгляд нашей мини-команды на бокс. Он помогает вырабатывать тактику ведения боёв – с некоторыми ребятами неплохо знаком. Моим личным тренером остаётся Григорий Казиев, мой дядя.
Кроме того, в Подольске предложили заметно лучшие финансовые условия. В Саратове я получал 1500 рублей, в Подмосковье платят 20 тысяч – плюс доплата тренеру. Если бы удачнее выступил на чемпионате мира, мог бы заработать порядка 60 тысяч евро. Могу сказать, что, если бы не было параллельного зачёта с Подмосковьем, не было бы и титула.
– Вы перешли под крыло подмосковной федерации бокса, а саратовцем остались?
– Да, Саратов – это мой дом. Сюда я возвращаюсь со всех соревнований, здесь люблю отдыхать, сюда ко мне приезжают друзья. Очень хочу обзавестись собственным жильём в Саратове. Квартира – моя главная мечта сейчас. С родителями мне хорошо, но возраст уже таков, что можно бы и отдельно жить. Машину спонсоры подарили – отечественную, 14-ю модель «Жигулей». Хотя я бы не отказался от «Порше Кайена»(улыбается)…
В общем, Саратов по-прежнему любимый город. Кстати, может быть, благодаря мне в Саратов приедет федеральный министр спорта Виталий Мутко. Когда он напутствовал сборную перед чемпионатом России, много говорил о развитии спорта в регионах. Называл Самару, Саранск. Стало обидно за родину. Я подошёл к министру и пригласил к нам – посмотреть, как у нас дела со спортом обстоят.
– И как они обстоят в саратовском боксе?
– Плачевно. Раньше многое для бокса делал директор завода «Серп и молот» Алексей Петрович Максимов. В частности, предоставлял специализированный зал – едва ли не единственный в городе. Сейчас мне помогает бизнесмен и депутат гордумы Альберт Старенко – предоставляет время в ФОКе «Солнечный», командирует на сборы и турниры моего личного тренера Григория Казиева. Предлагает даже ринг в ФОКе поставить. Но ведь для полноценных тренировок нужны достойные спарринг-партнёры, а их в нашем городе нет. Приходится просить старшего брата Илью, который пару лет назад закончил боксёрскую карьеру.
Очень многие талантливые парни, как он, повесили перчатки на гвоздь по финансовым причинам. Мне повезло – родители, дядя-тренер удержали в спорте. И сейчас я другой жизни себе не представляю.
Очень обидно, что в Саратове спорт в загоне. В городе немало богатых людей, но вкладывать деньги в спорт они не хотят. Очень надеюсь, что мой титул повысит интерес к боксу в Саратове. Хочется, чтобы больше детей приходило в наш вид спорта, больше было залов. Сейчас вот в ПУ-22, где я начинал тренироваться, зал хотят перепрофилировать в столовую. («Газета недели» недавно писала об этом конфликте. – Прим. ред.) Мальчишки, которые там занимаются совершенно бесплатно, могут оказаться на улице. Разве такое возможно, например, в Татарстане?
О личном
– О своей семье задумываетесь?
– У меня есть девушка, с которой дружу. Она встречала меня в Саратове на вокзале после победы на чемпионате Европы, её знают мои родители. Однако пока в голове в основном спорт, бокс. Очень хочется пробиться на Олимпиаду, на чемпионате мира лучше, чем в прошлом году, выступить.
– В России вы уже привыкли к роли первого номера?
– Выигрыш в прошлом году на «Турнире сильнейших» и чемпионате России не принёс мне места в сборной. Пришлось отвоёвывать его на сборах – сначала в Кисловодске, потом в подмосковном Чехове. Не могу сказать, что ощущал полное доверие тренеров. Оно возрастало по мере прохождения этапов чемпионата Европы. Тех, кто до финала дошёл, старались всячески беречь, подкармливали – сверх меню давали чёрную икру.
– Кстати, как должен питаться боксёр высокого класса?
– В еде я непривередлив. Мама готовит вкусно, причём то, что мне полезнее. Чтоб нужное количество калорий получать и чтобы при этом пища не была тяжёлой.
– А сколько часов в день спортсмен вашего уровня должен тренироваться?
– В Саратове по ходу сезона я тренируюсь два раза в день. До завтрака – час общей физподготовки: бег, турник, брусья, «бои с тенью». Вечером – двухчасовая специализированная работа в зале. Режимлю не слишком – могу попозже домой вернуться. Но в семь утра – подъём.
На сборах перед соревнованиями и по три тренировки бывает. Весь день расписан по минутам: тренировка, завтрак, отдых, тренировка, обед, тренировка, ужин, свободное время – немного телевизор посмотреть. И так по восемь-девять месяцев в году. Но без нагрузок уже чувствую себя дискомфортно. Организм привык.
– У вас есть увлечения, хобби?
– С компьютером я на «вы». Машину водить люблю, но в её устройстве не разбираюсь. Музыку слушаю разную. Немного знаю английский, немного испанский. Кое-что выучил, когда на сборах на Кубе был.
– Как отдохнули после чемпионата Европы?
– Вернувшись домой, был нарасхват. Встречался с областным министром спорта, городским руководством. Ездил в Степное – мы жили там, до того как переехали в Саратов. В Степном меня чествовали как героя(смеётся). Потом спонсоры организовали поездку в Крым – чтоб забыть о боксе, развеяться.
К концу июля возобновлю тренировки. В сентябре в Санкт-Петербурге чемпионат России, на котором предстоит отстаивать титул. Знаю, что взойти на вершину тяжело, но удержаться – ещё тяжелее. Буду ещё больше тренироваться – хоть такое выражение мне не нравится. Как будто раньше я не работал и только сейчас буду по-настоящему вкалывать.
Семейные секреты
Секрет подготовки чемпиона раскрыли его родители:
– Кое-кто из соперников Артёма использует для достижения победы чёрную магию, –рассказывает Дина Чеботарёва. – На прошлогоднем «Турнире сильнейших» в Чехове боксёры видели, как неизвестный мужчина что-то подкладывал в вещи Артёма. Его поймали, поговорили серьёзно, он исчез. У нас – другие победные секреты.
Наша семья – маленькая команда, в которой всё подчинено единой цели – успеху сына. Следим за тем, чтоб Тёма вовремя покушал, не проспал тренировку, не разленился. Может быть, ему это не нравится. Он парень добрый, готов с друзьями дни напролёт проводить(улыбается). Но спортивный режим очень важен, и за ним слежу я. Порой жёстко.
Когда сын был маленький, приходилось тратить особенно много сил. Тренер Артёма, мой брат Григорий, говорил: надо за день набрать тысячу отжиманий. Приходилось будить в шесть утра, в девять вечера загонять домой. Все мальчишки – на улице, а наши ко сну готовятся. Не нравилось им, конечно, но режим и строгость своё дело сделали.
– Ваш брат в работе с Артёмом так же строг?
– Без этого нельзя. Но и он, и Артём видят, как работают в других видах спорта. Например, нередко приходится тренироваться на одной базе с гимнастами, которые в совсем юном возрасте на высокий уровень выходят. Так детишки плачут, но делают то, что тренер сказал. Целеустрёмленность, упёртость – это у Артёма есть.
– Чем кормите чемпиона Европы?
– Его уже ничем не удивишь. Когда маленький был, много моих блюд любил. Сейчас предпочитает то, что в духовке готовится. Ещё – морепродукты.
– Какие волшебные слова говорите сыну перед боями?
– Что я ему могу сказать? Тактику лучше тренеры распишут. Я стараюсь не говорить о том, что он должен выиграть. Наоборот, расслабляю, стараюсь снять обычное предстартовое волнение. На всех российских соревнованиях стараюсь быть рядом, но за границу пока ни разу не ездила.
– Сын сам просит, чтобы мы приезжали на соревнования, – делится Николай Чеботарёв. – Наше присутствие помогает стряхнуть нервозность. Он прекрасно понимает, на что мы идём ради него. Когда в Саратове проходило первенство Европы среди кадетов и у него были проблемы с весом, вся семья села на диету. Очень порой вкусненького хотелось, но ради победы отказывались.
Или вот ещё пример. Перед финалом чемпионата Европы общался с сыном по телефону и почувствовал – нервничает. Поговорили о погоде – у него настроение сразу поднялось.
– Медали и титулы поменяли характер Артёма, его отношение к вам?
– Нет. Он такой же улыбчивый, общительный, добродушный. На сайте федерации бокса вывесили фоторепортаж с прогулки, которую организовали сборной в выходной день чемпионата Европы. Так сын на всех фото – рот до ушей. Но в нужный момент может собраться. Особенно когда публика его очень поддерживает.