Альберт Старенко: Сильные люди объединились в городской власти

Оценить
Альберт Старенко: Сильные люди объединились в городской власти
Альберт Старенко: Сильные люди объединились в городской власти
Вот уже месяц как в городе творится что-то невообразимое: откуда-то вдруг на улицах появились люди в оранжевой форме и кинулись убирать не только дороги, но и тротуары, и, даже страшно сказать, мыть заборы. Надолго ли хватит запала у городской власти

Вот уже месяц как в городе творится что-то невообразимое: откуда-то вдруг на улицах появились люди в оранжевой форме и кинулись убирать не только дороги, но и тротуары, и, даже страшно сказать, мыть заборы. Надолго ли хватит запала у городской власти, а также чего ждать жителям дальше? С этими вопросами мы обратились к депутату Саратовской городской думы Альберту Старенко.

– Альберт Валерьевич, нам так долго объясняли, что городу не хватает техники, дворников, так что теперь их появление кажется неким ноу-хау. Даже возникают мысли: не к добру всё это…

– Не переживайте: к добру. Вы же знаете, что за несколько последних лет в городе сменилось несколько глав администрации. У каждого был свой опыт предыдущей работы в различных сферах, свой подход к управлению городским хозяйством.

Например, Романова я бы назвал хорошим экономистом, но не хозяйственником. Тульский общественности запомнился лишь тем, что постоянно спал, поэтому в городе ничего и не происходило. Сомов, возможно, было хорошим депутатом, неплохим руководителем газовой компании, но хозяйственными навыками управления городом не обладал.

Городские проблемы нужно решать не сидя в кабинете, а находясь в гуще событий, непосредственно занимаясь решением поставленных задач. Этим должен заниматься хозяйственник.

Всё это время над решением городских проблем бился глава города Олег Грищенко, который вошёл в структуры власти не так давно, но очень быстро обучился, вник во все проблемы, набрал большой политический вес. Причём во власть он пришёл, уже будучи хорошим хозяйственником. Саратовский подшипниковый завод, который Олег Васильевич возглавлял, – это самое крупное предприятие Заводского района. Я бы даже назвал его мини-городом. И решая проблемы предприятия, людей, работающих на нём, Грищенко по сути решал городские проблемы в миниатюре. И добивался очень хороших результатов.

Став главой города, он серьёзно взялся решать проблемы. Но с теми главами городской администрации, о которых я сказал, к сожалению, не всегда получалось найти общий язык. Поэтому навести порядок в городе не удавалось.

Сейчас обязанности главы администрации исполняет Алексей Прокопенко, который на посту главы Заводского района смог превратить его в лучший район города. То есть он назначен не случайно, имеет серьёзный опыт хозяйственной работы.

И самое главное, в настоящий момент между двумя ветвями городской власти есть полное взаимопонимание. Это и дало тот результат, который мы сегодня видим в городе. А видим мы искреннее желание и напор власти умыть город, показать его во всей красе, избавить от всех тех проблем, которые копились годами.

– То есть слова Грищенко о том, что через два-три года мы город не узнаем (он будет чистым, красивым, комфортным), похожи на правду?

– И депутаты, и городская администрация настроены на то, чтобы этого добиться. Олег Васильевич ведёт переговоры и с губернатором о финансовой поддержке города, и с вице-спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Мне кажется, ему удастся найти взаимопонимание. Грищенко – очень целеустремлённый и настойчивый в достижении целей человек.

Если не найдутся те, кому удастся вбить клин раздора между этими политическими силами, то через несколько лет город действительно преобразится.

– А почему во власти так силён человеческий фактор, так многое зависит от личных взаимоотношений? Почему бы каждому на своём месте не делать то, что должно?

– Да в жизни всё взаимосвязано. Кадровая политика в любом управлении, в достижении любой цели имеет главенствующую роль. Если человек находится не на своём месте, каких от него ждать результатов? А если люди идут к достижению цели не в одиночку, а единой командой, конечно, им легче добиться высоких показателей.

– А ну как Грищенко и Прокопенко поссорятся, что тогда? Новый виток противостояния?

– Это тот случай, когда люди друг друга слышат и ставят общие цели. Они оба настроены не пыль в глаза пускать, а работать на результат.

Конечно, есть политические силы, которых не совсем устраивает нынешний порядок, есть просто завистливые люди, которым не нравится, как быстро набирают политический вес Олег Грищенко и Алексей Прокопенко. И им будут стараться мешать. Но и Грищенко, и Прокопенко – разумные люди, прошедшие серьёзный путь, они прекрасно знают, чем заканчиваются противостояния, как политические войны отражаются на жителях города. Поэтому, мне кажется, вбить клин между ними будет очень сложно.

– Противостояние в городской думе между депутатами тоже закончилось?

– Городские депутаты тоже поняли, что первые лица города совместными усилиями действительно настроены навести порядок в городе. Депутаты слышат не просто лозунги, символизирующие начало очередной пиар-кампании, а видят реальное движение вперёд. Есть сложности, но вода камень точит, было бы желание.

– В Саратове проводились опросы, согласно которым жители по-прежнему не верят в перемены.

– Разочаровались во власти. Сильные люди, готовые работать на благо жителей города, могут изменить сформировавшееся мнение общества. Эти люди как раз и пришли сегодня к власти.

– О проблемах. По сути городская инфраструктура находится в упадке. Состояние жилого фонда, несмотря на федеральные программы, ужасающее, дороги далеки от идеала. Как депутаты совместно с городской администрацией собираются решать проблемы?

– Вы знаете, что закон о местном самоуправлении разделил полномочия, и у города, к сожалению, нет той полноты власти, чтобы решить все городские проблемы самостоятельно. Кроме того, у города очень ограничен бюджет.

Например, расселение людей из ветхого, аварийного жилья невозможно провести силами только городской власти. Или взять дворовые территории. Граждане на депутатских приёмах постоянно жалуются на то, что невозможно пройти к домам, под ногами – лужи, ямы. Нет детских площадок, лавочек. Подъезды разбиты, а во многих домах просто уже нельзя жить. Это то наследие, которое получили люди после развала Союза.

Сейчас всё это разбитое хозяйство отдано в распоряжение ТСЖ. Федеральная власть, прежде чем передавать это хозяйство собственникам жилья, должна была привести его в порядок. Конечно, люди не в состоянии сделать это самостоятельно. И городская власть помочь им не может – нет такой строчки в городском бюджете.

– Назад-то не вернуть.

– Ну, в нашей стране законы при желании переписываются быстро. Но смысла нет. Необходимо создать федеральную программу, чтобы выделить средства конкретно на ремонт дворовых территорий. Отремонтировать их и забыть на ближайшие 10-15 лет.

– Насколько я знаю, свыше 70 процентов обращений граждан к депутатам связаны с жилищно-коммунальными проблемами. Управляющие компании, собирая деньги, увиливают от ответственности перед гражданами, а муниципалитеты уверяют, что потеряли рычаги воздействия на эти компании. Но это не совсем так: 15 процентов жилфонда – в собственности у муниципалитетов, однако чиновники «умывают руки». Как воевать с управляющими компаниями?

– Действительно, некоторые ТСЖ даже создавались без ведома самих жильцов. Выход прост. Нужно только понять, что любое ТСЖ можно сменить, можно переизбрать председателя. Если есть незаконные решения, их можно обжаловать в суде. Других вариантов нет. Надо только проявлять инициативу.

Кто лучше, чем сами жильцы, знает проблемы, знает обо всех несправедливых действиях со стороны ТСЖ или управляющих компаний? Но почему-то жители привыкли жаловаться, а конкретные действия предпринимать не хотят.

Я как депутат могу, конечно, предоставить юриста, чтобы тот отстаивал интересы жильцов, но я не могу за них принять решение на собрании. Счастье – в их руках. Пусть организуют собрание и большинством голосов принимают решения, которые им будут выгодны. Пусть осуществляют контроль за тратой средств. Идея создания ТСЖ как раз и заключалась в том, чтобы люди сами управляли своей собственностью.

Что касается администраций, то они далеко не всегда имеют 15–20 процентов жилья в собственности (таких домов осталось очень немного) и, являясь акционером, не имеют права решающего голоса.

– Что с ремонтом городских дорог?

– Будет проводиться в этом году. Но нельзя объять необъятное. Я сторонник того, чтобы этим вопросом заниматься поэтапно. У нас же как: отремонтировали дорогу, следом вскрывают и прокладывают сети. Дорога проваливается.

Дороги должны ремонтироваться в комплексе. Лучше сделать десять километров в год, но с заменой коммуникаций, хорошим дорожным покрытием, в конце концов, а не заниматься ямочным ремонтом бесконечно. И уж если дают разрешение на вскрышные работы, надо жёстко принимать качество нового покрытия. И строго отслеживать качество всех работ.

Неплохо было бы и установить длительный гарантийный срок на дорожные покрытия. И сроки гарантии сделать одним из конкурсных условий при объявлении тендера на подрядные работы.

Самая большая проблема даже не с разбитыми дорогами, а с пробками на дорогах. Надо реально расширять имеющиеся дороги, прокладывать новые, в том числе объездные. Потому что наступает уже автомобильный коллапс. Но всё упирается в деньги.

– Будет как-то меняться ситуация с бесхозными канализационными, водопроводными, тепловыми сетями?

Понятно, что ни «Саратовводоканал», ни СПГЭС, ни «Тепловые сети» не горят желанием брать на себя ветхие, отслужившие срок сети. Проблема всё та же – деньги. Но я знаю, что уже принято волевое решение, и «Водоканал», например, взял на баланс массу сетей, пытается бороться с проблемой, чтобы избежать повторения ситуации с аварией на насосной станции.

– Последняя громкая акция городской власти – снос незаконно установленных ларьков. Кто, по-вашему, виновен в том, что в городе незаконно работало множество ларьков? И чем закончится эта кампания?

– Виновато законодательство, которое не позволяет муниципальной власти воздействовать на незаконные строения. Незаконное строение можно сносить только через суд. Но если мы проедем по крупным российским городам, то увидим, что ларьков нет, и это правильно. Для торговли существуют специально отведённые торговые места – рынки, торговые центры, универсамы, которые являются налогоплательщиками, качество продукции которых проверяется различными службами. На любом рынке работают лаборатории ветеринарных служб, имеется водоснабжение, канализация.

Что такое незаконно установленный ларёк? Антисанитария, отсутствие документов и налоговых отчислений. Конечно, необходимо их убрать. Исторический центр города однозначно следует от них очистить. Ну, уж если кто-то оформил отвод земли, придётся мириться. Закон обратной силы не имеет.

– До выборов в гордуму осталось меньше года. Как вы оцениваете работу этого созыва и что нужно сделать, чтобы сохранился позитивный настрой власти, который мы сейчас наблюдаем?

– Депутатский корпус последнего созыва был достаточно весёлым, демократичным. Каждый открыто высказывал своё мнение, спорил. В результате удавалось принимать оптимально взвешенные решения. Несмотря на конфликтные ситуации, я считаю, что этот состав сильно закалился, стал глубоко вникать во многие проблемы, искать грамотные решения этих проблем. Думаю, если процентов семьдесят депутатов будут избраны в новую думу, мы сможем многого добиться.

И то, что сейчас городская власть сформировалась, администрация города и депутатский корпус нашли взаимопонимание, – это очень серьёзное достижение. Повторю, много значит, что у первых лиц города есть обоюдное желание – навести в Саратове порядок.