Партсписками по одномандатникам
В СМИ появилась информация, что Кремль готовит решение об отмене одномандатных округов на региональных выборах. Этот законопроект может больно ударить по единороссам. Зато за переход к выборам исключительно по партийным спискам очень ратуют оппоненты ЕР.
Сейчас выборы в регионах проводятся по смешанной системе: 50 процентов по партийным спискам и 50 процентов по одномандатным округам.Политтехнолог Денис Ястребов отмечает, что слух о голосовании по партийным спискам возникает в СМИ периодически. С точки зрения региональных элит, эта ситуация довольно забавна, и она, как ни странно, будет работать против «Единой России».
Парламентское большинство в субъектах находится в руках партии власти. Добирается это большинство за счёт одномандатников. Простой пример: на мартовских выборах, проходивших в этом году в восьми региональных законодательных собраниях, единороссы за некоторым исключением набрали по спискам чуть более 40 процентов. Стать большинством в региональных думах ЕР помогли товарищи по партии, победившие в мажоритарных округах.
Такая же ситуация и в Саратовской области. Доминирующей позиции «медведей» в областной думе помогли одномандатники. На выборах в 2007 году единороссы победили в 19 из 20 округов. По спискам же они набрали тогда 60,8 процента. Такой высокий результат единороссы получили благодаря тому, что выборы в областную думу были совмещены с выборами в Государственную думу. «На граждан воздействовал мощный федеральный каток, и ситуация больше напоминала референдум по доверию Путину», – замечает Ястребов
По словам политтехнолога, многие опросы показывают, что реальный процент голосов, набираемый в последнее время ЕР по партспискам, составляет 43–50 процентов. Поэтому пропорциональные выборы в региональные парламенты не выгодны ЕР. Партия может потерять не только большинство в заксобрании, но и уменьшить численные показатели. Ведь бизнесменывступают в «Единую Россию», чтобы попасть во власть и участвовать в номенклатурных делах. В случае введения пропорционального голосования места в списке станут дороже, далеко не все смогут в него пройти. Из тех же, кто прошёл, не все получат места в парламенте. Поэтому бизнесмены, не найдя места в списках ЕР, по мнению Ястребова, пойдут в другие организации. И остальные партии, имея деньги вступивших в них бизнесменов, из маргинальных могут стать более влиятельными.
Если идея о списочном голосовании получит одобрение, то уже на следующих выборах единороссы могут лишиться своей доминирующей позиции. А это значит, что они не смогут продавливать свои законопроекты, отметать идеи оппозиции, а главное – потеряют возможность единоличного выдвижения кандидатов в губернаторы. Вопрос в том, позволят ли представители ЕР, коих в Госдуме большинство, пройти подобному законопроекту. Ведь если его завернут, это будет означать, что единороссы не поддержали идею Кремля, а значит, президента.
Две системы: плюсы и минусы
Споры о том, какая выборная система наиболее демократична и адекватна, идут среди юристов и политтехнологов давно. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, объясняет Ястребов.
При мажоритарной избиратели голосуют за определённого кандидата. Здесь важна именно личность человека, а не его партийная принадлежность. Одномандатники вынуждены общаться с народом, стараться для территории, от которой избираются. Плюс системы – в прямой связи с избирателем. Правда, в округ может зайти почти любой кандидат, имеющий деньги, и скупить голоса. Ещё один минус – в том, что граждане, голосовавшие за других, не победивших кандидатов, вообще никак не будут представлены в законодательных органах власти.
Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам. Граждане отдают голоса не за конкретного человека, а за партии. Потери голосов избирателей получаются минимальными, и связаны они с избирательным барьером. В первую тройку списка ставят самых весомых кандидатов, поэтому главным недостатком системы считается то, что под флагом политических тяжеловесов в заксобрание можно провести кого угодно. Минусом называют независимость депутатов от округов и невозможность в этой связи выражать интересы определённых территорий во власти.
Три думы: партийные расклады
Нынешняя областная дума четвёртого созыва избиралась в 2007 году по смешанной системе. Состоит она из 36 депутатов: 18 мест отдано одномандатникам, ещё столько же – списочникам. Подавляющее большинство депутатских мандатов, а именно 31, принадлежит партии власти. Остальные пять представляют КПРФ и «Справедливую Россию».
Всего на выборах 2007 года было выдвинуто семь списков: КПРФ, «Яблоко», ЛДПР, «Единая Россия», «Справедливая Россия», Партия социальной справедливости, «Зелёные». Последние две зарегистрированы не были. Для списочников действовал семипроцентный заградительный барьер. По данным областной избирательной комиссии, единороссов поддержали 60,78 процента граждан, коммунистов – 14,19, эсеров – 13,52, либерал-демократов – 5,99, «Яблоко» – 2,55.
Предыдущие созывы избирались по-другому. И депутатов в них было меньше. До 2007 года в парламент выбирали 35 человек.
Первый состав думы был избран в 1994 году. Выборы проводились по смешанной системе. По партийным спискам распределялось 10 мест, одномандатникам отдавали 25 кресел. В тот год граждане отдали преимущество списку блока «За народовластие». Следом шла Аграрная партия. Они делегировали в думу по три кандидата. По одному месту в парламенте получили ДПР, Союз офицеров запаса, «Демократический выбор» и блок Явлинского.
В 1997 году сформировалась дума второго созыва. Партийный списки упразднили и область поделили на 35 одномандатных округов. На выборах третьего созыва, проходивших в 2002 году, система одномандатных округов сохранилась.
Сменится ли система, будет зависеть только от Кремля
Мы решили узнать мнение партфукционеров по поводу ввода пропорциональной выборной системы. И попросили дать прогнозы о результатах следующих выборов в облдуму.
Сергей Афанасьев, депутат Саратовской областной думы, КПРФ:
ПРАВИЛЬНЫЙ ХОД, НО РЕАЛЬНЫЙ ЛИ?
– Было много аналогичных проектов в Госдуме по поводу проведения выборов в органы государственной власти по партспискам. Идею о том, что не стоит выделять отдельные округа, что интересы всего региона должны представлять партии, мы поддерживаем. Для развития гражданского общества и политической системы это правильный ход. Голосование по партспискам приведёт к расширению политической системы.
Вопрос в том, насколько это реально. В марте на выборах в регионах «Единая Россия» по партспискам набрала не более 50 процентов. Поэтому единороссы будут всячески стараться противиться осуществлению этой идеи. Не случайно пока президент этот проект не внёс. Когда внесёт, будет достаточно интересно посмотреть на взаимодействие между Путиным и Медведевым. Путин, будучи лидером «Единой России», склоняется к позиции партии. Медведев – ярко выраженный западный либерал, старается внедрить в политическую карту России правое крыло. Насколько я знаю, ЕР своё соглашение на поддержку этого законопроекта не даёт.
Антон Ищенко, координатор саратовского регионального отделения ЛДПР:
ПРАВЯЩАЯ ПАРТИЯ МОЖЕТ ПОТЕРЯТЬ СВОЁ БОЛЬШИНСТВО
– На данный момент в России уже сложилась развитая партийная система. Идея Кремля своевременна, и я её полностью поддерживаю. Партии имеют возможность эффективно влиять на политическую систему и процесс принятия политических решений. Кандидаты, выбранные по одномандатным округам, такого потенциала не имеют. Эта инновация должна позитивно сказаться на развитии партийной системы и дать существенный толчок для развития полноценного гражданского общества. Введение пропорциональной системы на региональном уровне требует совершенствования избирательного законодательства в части порядка формирования партийных списков и ответственности партии за депутатов, избранных по её спискам.
Введение пропорциональной системы может существенно обновить состав областной думы на грядущих выборах. Правящая партия может потерять своё большинство. На мой взгляд, голосование за списки способствует установлению нормальной конкуренции и демократизации избирательных процедур. В долгосрочной перспективе переход на пропорциональную систему в регионах положительно скажется на социально-политическом и экономическом развитии области.
При принятии этого решения в первую очередь должна быть проявлена воля президента страны, который стремится навести порядок в политической сфере и предоставить всем партиям возможность в равной мере участвовать в формировании выборных органов власти. Если президент доведёт до конца все те меры, которые были названы в послании Федеральному Собранию и на заседании Госсовета 22 января, то он станет родоначальником новой страницы в истории становления и развития партийной системы России.
Олег Галкин, депутат Саратовской областной думы, ЕР:
СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ТОЖЕ НЕПЛОХА
– Слухи о различного рода изменениях структуры региональных выборов ходят давно. Существующая структура неплохая. Она позволяет набирать партиям вес и способствует партстроительству. Баланс, который имеется сейчас, достаточно эффективен. Но право на жизнь имеет и тот порядок, который предлагает выборы только по партспискам. С одной стороны, одномандатники являются основными коммуникаторами по работе с населением. С другой – в «Единой России» чётко используется механизм, когда списочники тоже закреплены за определёнными территориями.
Областная дума, если голосование будет по спискам, безусловно, претерпит некие изменения в партийном составе. Сейчас в думе все одномандатники, за исключением одного избирательного округа, от «Единой России». Поэтому в будущем достичь такого представительства нам будет несколько сложнее. Появится больше представителей от других партий.
Владимир Пожаров, депутат Саратовской областной думы, СР:
ЭТО РАЗРУШИТ МОНОПОЛИИ В ПАРЛАМЕНТАХ
– Отношусь к идее положительно. Партия «Справедливая Россия» сама выступала инициатором того, чтобы федеральные и областные законодательные органы избирались только по партспискам.
Можно применить списки и в крупных городах. Это повысит статус партий как политических институтов. Попасть во власть теперь можно будет только через партию. Такое голосование приведёт к разрушению монополии в парламентах и сделает выборы оптимальными. Ведь монополия в политике ведёт к монополии в экономике, а значит, неблагоприятным последствиям. Всеобщий одобрямс на определённом процессе развития страны нужен, но потом он заканчивается плохо.
Насколько реальными могут стать планы по смене системы, будет зависеть только от Кремля. К чему изменения приведут на областных выборах, судить пока не берусь, до 2012 года далеко, и за это время много воды утечёт. Принципиально понятно то, что оппозиционные партии получат больше голосов.