Андрей Новицкий: «Нам приходится креативничать»

Оценить
Андрей Новицкий: «Нам приходится креативничать»
Андрей Новицкий: «Нам приходится креативничать»
Хотя весна уже вовсю хозяйничает на улице, жители области ещё не скоро забудут минувшую зиму с её минусовыми температурами и невероятными снегопадами. Тем не менее, отопительный сезон область пережила и, кажется, вполне спокойно. О том, чем запомнилс

Хотя весна уже вовсю хозяйничает на улице, жители области ещё не скоро забудут минувшую зиму с её минусовыми температурами и невероятными снегопадами. Тем не менее, отопительный сезон область пережила и, кажется, вполне спокойно. О том, чем запомнился отопительный сезон в условиях экономического кризиса и погодных катаклизмов, мы поинтересовались у генерального директора ООО «Саратовская газовая компания», ОАО «Саратовоблгаз», ОАО «Саратовгаз» Андрея Новицкого.

– Андрей Борисович, отопсезон/2009–2010 благополучно завершён. Как бы вы оценили его итоги? Суровая зима и кризис сделали его «особенным»?

– Безусловно, кризисные явления отразились в первую очередь на платёжной дисциплине. Снизился уровень платежей у предприятий коммунального комплекса – это почему-то традиционно проблемные организации в Саратовской области. Если по итогам отопительного сезона/2008–2009 уровень платежей составлял 84 процента, то результатом нынешнего стали 78 процентов. Задолженность всех предприятий коммунального комплекса составляет 539 миллионов рублей. По сравнению с тем, что в прошлом году мы имели 393 миллиона задолженности, это очень много. Даже предприятия промышленности, которые всегда демонстрировали достаточно высокий уровень оплаты, очевидно, почувствовали эти кризисные явления: в прошлом году оплата составляла 94 процента, в этом – 91.

Что касается населения, то оно платит исправно. В этом году уровень оплаты составил 98 процентов. Население вообще оказывается в привилегированном положении. Мы имеем право отключить абонента только в том случае, если срок задолженности составляет свыше трёх месяцев. Но и здесь руководство Саратовской газовой компании приняло решение и даёт возможность населению реструктуризировать задолженности. Если человек оказался в тяжёлой жизненной ситуации и понимает, что выплатить большую сумму у него не получится, то он может написать заявление и получить отсрочку до трёх месяцев.

Мы идём навстречу нашим абонентам и не применяем крайние меры сразу, как только сформировался долг. Главное, чтобы абонент понимал – это не отсрочка наказания. Это возможность рассчитаться с долгами. И если мы увидим динамику платежей, естественно, отключения у таких людей производиться не будут. В отличие от тех, кто считает, что не платить за газ – это какая-то заслуга. С такими недобросовестными абонентами мы поступаем очень сурово.

– Насколько сурово?

– Например, в первом квартале 2010 года мы отключили 1309 абонентов, накопивших общую задолженность свыше 10 миллионов рублей. Другим должникам было сообщено, что все сроки оплаты вышли, и нам не остаётся ничего другого, кроме как отключение, и 925 абонентов сразу же погасили долги. При этом хочу заметить, что в период отопительного сезона мы к таким мерам не прибегали. Мы понимали, что в такую зиму люди просто замёрзнут. А при наступлении тёплого времени года работа по отключению неплательщиков усилится.

Надо учитывать, что среди должников очень небольшой процент тех, кто действительно попал в трудную жизненную ситуацию. Среди недобросовестных абонентов есть и высокопоставленные персоны, которые, очевидно, считают, что высокое должностное положение позволит не оплачивать газ. Я вас уверяю: неприкасаемых нет, для нас они просто абоненты, и закон должны исполнять все.

– Вы работаете с потребителем на договорных отношениях. Получается, что потребитель-неплательщик свои обязательства по договору не выполняет. Не возникало желания ответить тем же?

– Даже несмотря на все задолженности и неплатежи, мы на протяжении всего отопсезона исполняли наши обязательства – обеспечивали бесперебойную подачу газа. И администрации районов, и сами теплоснабжающие организации давали нам определённые гарантии. Но даже если они их не выполняли, подачу газа мы не прекращали. Не ставили перед собой задачу получить деньги любой ценой, понимая, как это может отразиться на населении в условиях такой зимы. И надо сказать, правительство Саратовской области проявило волю в решении этого вопроса.

В отопсезон с большими проблемами входили Балашовский и Красноармейский районы. Организации коммунального комплекса накопили огромные долги. Нами было предложено региональному правительству решение, казалось бы, тупикового вопроса, и власть его поддержала. Таким образом, впервые в России были выданы муниципальные гарантии для организаций-должников. И на основании этих гарантий мы вошли в отопсезон. Поэтому особенностью этого отопительного сезона можно назвать то, что власть взяла на себя ответственность деньгами. Эта схема сработала, и область нормально вошла в отопсезон.

– Как вы считаете, что может помочь воспитать в потребителе культуру оплаты? Ведь, как известно, все ресурсопоставщики страдают от массовых неплатежей.

– К сожалению, только неотвратимость наказания. Почему ни у кого не вызывает вопросов то, что за хлеб в магазине надо платить? А вот за газ, электричество и другие ресурсы можно не платить, пользуясь тем, что всё равно не отключат. Недобросовестные абоненты, таким образом, перекладывают свои проблемы на плечи властей. Мы тоже стараемся воспитывать наших потребителей.

Например, у нас есть такая эффективная мера, как «автодозвон». Представьте, когда неплательщику начинают звонить ночью и методично раз в час сообщать: «Ваша задолженность составляет…» В саратовском отделении такая система уже работает. При этом на подобные «воспитательные» меры расходуются средства, которые могли бы быть направлены на развитие компании.

– То есть вы находитесь в постоянном контакте с абонентами? В таком интерактивном общении?

– Наша цель – быть максимально открытыми для потребителя. Мы всегда готовы отвечать на вопросы. У нас работает горячая линия, на которую абонент может позвонить, задать все интересующие его вопросы и получить исчерпывающие ответы. В средствах массовой информации открыты рубрики, в которых любой желающий может задать вопрос. Мы планируем завести блог генерального директора в Интернете. В каждом районе области есть наш центр обслуживания населения, организованный Саратовоблгазом, куда каждый может прийти и получить всю информацию и полную услугу. Кстати, мы первые в России создали такую систему центров. Наши организации прикладывают все усилия, чтобы стать более прозрачными и понятными потребителю.

С 5 апреля по 5 июля мы проводим акцию «Газовая амнистия», предлагаем потребителям, которые самовольно установили и не зарегистрировали газовое оборудование, возможность его легализовать. Специалисты Саратовгаза и Саратовоблгаза оценят состояние оборудования, дадут консультации по его эксплуатации, помогут с оформлением всей технической документации, бесплатно проведут выполнение проектных работ и оформление документов. Кроме этого, гражданам, добровольно обратившимся для оформления оборудования, мы не будем производить доначисления за потреблённый газ за предыдущие шесть месяцев.

Кстати, «Газовая амнистия» – это тоже наше ноу-хау. Я не слышал, чтобы в каком-то ещё регионе проводилась подобная акция. Ведь это большая проблема: в обществе бытует стереотип, что у газовиков ничего нельзя получить и вообще контактировать с нами тяжело. Но ведь мы продаём газ, и чем больше у нас потребителей, тем лучше. Заказчик – наш король. И это относится и к физическому лицу, и к юридическому.

– Давайте всё-таки вернёмся к проблемам области. Совсем скоро начинается защита лимитов поставки газа для организаций региона. Какова ситуация с Саратовской областью, учитывая наши долги?

– Согласование лимитов пройдёт 9 июня, и его главным условием, естественно, будет уровень оплаты потреблённого газа в 2010 году. Все долги, возможно, и не будет погашены до 9 июня, но в таких случаях мы традиционно подписываем соглашение с правительством области, в котором региональная власть берёт на себя обязательства организовать погашение задолженности бюджетных организаций и организаций коммунального комплекса в условленные сроки. Конечно, никакого коллапса не случится, если защита пройдёт не в полном объёме: все газ получат сколько потребуется. Другой вопрос в том, что должники, которым будут выделены меньшие лимиты, будут приобретать его по другой, более высокой цене – с коэффициентом. Потому это важный вопрос для регионального правительства, который нужно совместно решить, чтобы сохранить экономику коммунального хозяйства.

– Оцените, пожалуйста, реализацию программы газификации регионов в Саратовской области. Какие планы в этом году?

– Сейчас уровень газификации Саратовской области составляет 92,5 процента. Города газифицированы на 97,3 процента, село – на 82,8. При этом за последние несколько лет уровень газификации села вырос на 8,7 процента. В прошлом году мы завершили газификацию Перелюбского района, газ пришёл в дома тысячи абонентов. Наша совместная с правительством работа была отмечена заместителем генерального директора ООО «Межрегионгаз» Анатолием Мариничевым, который курирует программу газификации регионов. Наверное, это и есть оценка нашей работы.

На 2010 год мы запланировали строительство шести межпоселковых газопроводов в Саратовском, Аркадакском, Вольском и Балашовском районах. Но, безусловно, уровень платежей может сильно сказаться на выделении средств для Саратовской области по программе газификации. Ведь газификация регионов не приносит компании никакого экономического эффекта. На газификацию тысячи абонентов в Перелюбском районе было потрачено порядка 450 миллионов рублей. То есть газификация одного абонента обошлась в 450 тысяч рублей. Поэтому эта программа несёт не экономическую, а социальную направленность. А Газпром несёт эту социальную нагрузку, не имея прибыли. И если в стране реализуются национальные проекты, то газификация регионов – это супернациональный проект.

То, что мы пришли в сёла сами, дали возможность людям не выезжать за пределы района, максимально упростили для населения процесс газификации и предложили абонентам авансовую систему оплаты оборудования, – это тоже наше ноу-хау. То есть сама организация была на должном уровне. Я думаю, что, когда при выделении средств будет оцениваться данный критерий, он не даст повода не включить Саратовскую область в программу газификации.

– Вы уже несколько раз упоминали, что саратовские газовики делают что-то «впервые в России». Неужели, действительно, есть необходимость креативничать?

– Нам приходится креативничать. Наша цель – сделать так, чтобы людям было удобно и выгодно с нами сотрудничать. Для этого необходимо двигаться вперёд, отсюда и появляются акции, программы. Кстати, один из показателей эффективности такой политики – это прибыль. По итогам 2009 года и Саратовская газовая компания, и Саратовоблгаз, и Саратовгаз сработали с прибылью. Если раньше на фоне других регионов по платежам Саратовская область находилась в отстающих, то теперь – в уверенных середняках. Это говорит о том, что мы знаем, что делаем. Думаю, что мы и дальше сохраним эту динамику, основанную на взаимном доверии. В преддверии годового собрания акционеров ОАО «Газпром» можно отметить, что в прошлом году прибыль компании увеличилась более чем в три раза. А ведь этот показатель складывается из результатов и нашей работы. Наша прибыль легла в финансовый результат Газпрома. Это говорит о том, что направление, взятое группой компаний Газпром на территории Саратовской области, верное.