Три источника и три составные части

Оценить
Руководители «Единой России» рассказали журналистам о новой идеологии партии

Руководители «Единой России» рассказали журналистам о новой идеологии партии

В бывший красный день календаря – 7 ноября – руководство саратовского отделения партии «Единая Россия» встретилось с журналистами. Накануне намеченного на 20 ноября всероссийского съезда в Петербурге тоже запланирован пресс-форум, вот решили и в Саратове провести нечто аналогичное. Пригласили почти все СМИ, и почти все из приглашённых пришли – не пожалели выходного.

Руководитель регионального отделения ЕР Пётр Глыбочко начал своё выступление с того, что предстоящий съезд будет для партии историческим. По той причине, что на съезде будет определена идеологическая программа партии. И то – партия проводит уже одиннадцатый, кажется, съезд, а политической платформы по сути у неё не было. Ну, если не считать заявлений типа «наша программа – это курс президента». А президент уже другой. Вот единороссы и решили разработать свою политическую программу.

Консервация модернизации или наоборот?

По словам Петра Глыбочко, её основой станут три документа: статья Дмитрия Медведева «Россия, вперёд!», программа-2020 и план Путина. И сразу же возникают вопросы.

Во-первых, план Путина – это, скорее, выборный инструмент, чем конкретная социально-экономическая программа. О нём много говорили, но видеть его не приходилось.

Момент второй: план-2020. Тут такой нюанс: этот план был разработан, что называется, на самом пике тучных лет и содержит ориентиры, которые сейчас представляются труднодостижимыми. Это мягко говоря. Например, средняя продолжительность жизни в 75 лет, минимальная заработная плата 1000 долларов и средняя – 3000.

И, наконец, статья Дмитрия Медведева. Напомним, что в ней, помимо всего прочего, содержится столь полюбившийся либералам посыл о том, что партии у власти должны сменять друг друга. Для обычной политической жизни это предложение не содержит ничего сенсационного, у нас же вызвало ощущение чего-то радикального. Но бог с ними, с оценками. Просто такой ход представляется не совсем логичным: партия власти включает в свою программу документ, где говорится о смене партии власти.

И ещё: ключевым словом статьи Дмитрия Медведева является «модернизация». Модернизация экономики, социальной сферы, политической жизни. Ведущая же партия страны объявляет своим направлением консерватизм.

Правда, Пётр Глыбочко сказал, что под консерватизмом понимается сохранение всех ценностей, которые создал за свою многовековую историю наш народ. Только вот для кого-то самым ценным достижением российской истории является новгородское вече, а для кого-то – опричнина Ивана Грозного. О непримиримости в оценках истории двадцатого века мы уже не говорим.

Но даже и без исторических экскурсов понятия «модернизация» и «консерватизм» никак не синонимы. Скорее – антонимы. Интересно, это стилистические несовпадения или концептуальные?

На дебаты – становись!

Впрочем, по словам Петра Глыбочко, внутренняя жизнь партии как раз не консервируется, а, наоборот, будет модернизироваться. Так, в партии будут созданы дебат-команды. Название несколько неуклюжее и наводящее на определённые ассоциации. Правда, подробнее узнать об этих командах не удалось. Было сказано, что всё о них знает заместитель председателя областной думы Марина Алёшина. Но как-то так получилось, что времени выступить у неё не оказалось.

Следующий модернизационный проект партии, который будет обсуждаться на съезде, – это праймериз, то бишь предварительные выборы. Прежде чем выдвинуть какую-либо кандидату на большие выборы, единороссы хотят обкатывать её на выборах предварительных и внутрипартийных. И тут же выяснилось, что у этой новации есть внутри партии противники.

Против выступают молодые партийцы: они понимают, что не с их популярностью идти на выборы, даже свои, партийные. Впрочем, тут же было сказано, что 20-процентная квота на молодых будет сохранена. Вопрос: тогда зачем нужны праймериз?

Кстати, чуть позже Вячеслав Володин рассказал о том, как на праймериз в Нарьян-Маре действующий мэр оказался на тринадцатом месте. Но в окончательном списке кандидатов, поданном местной ЕР руководству партии, стал вторым. То есть и выборам внутри партии свойственны все те черты, которые приобрёл наш избирательный процесс в последние годы. Как говорит наш президент, процесс – «не совсем стерильный».

За личные мнения не в ответе

Под конец своего выступления Пётр Глыбочко обратился к нашим региональным делам. В частности, он заметил, что никакой работы по определению кандидатур на пост губернатора области партией не ведётся. По-моему, аудитория была озадачена.

Потом, демонстрируя максимальную открытость, Пётр Витальевич предложил задавать ему вопросы. Никак нельзя сказать, что собравшиеся журналисты проявили бешеную активность. И даже сказать, что они были просто активны, тоже нельзя. Солировали двое – Александр Крутов и автор этих строк. О полемике Крутова с руководителем регионального отделения писать не будем: Александр, думаю, сам расскажет о ней.

Нашу газету интересовало два момента, даже полтора. Безоговорочная поддержка, которую ЕР оказывает главе городской администрации, и отношение к идее А. С. Ландо упразднить региональный союз журналистов. Инициатива Ландо была определена как его частное мнение. Но о городе поговорили.

По мнению Петра Витальевича, в городе происходят позитивные перемены. Конспективно: дороги, благоустройство, медицина, образование, детские сады. Насколько эти перемены связаны с деятельностью Вячеслава Сомова, осталось спорным вопросом. При нём? Да. При его активном участии? Вопрос. Но вообще, как оказалось, партия не смотрит на работу Сомова сквозь розовые очки.

– Мы его критикуем и часто на заседаниях фракции, – сказал Глыбочко.

– А как же слова депутата городской думы Ванцова, что Сомов лучший мэр Саратова со времён Маликова? – спрашиваю я.

– Это личное мнение Александра Николаевича Ванцова, – отбил мою подачу Глыбочко.

И осталось только порадоваться, как много членов партии имеют вопреки расхожим домыслам своё личное мнение по тому или иному вопросу. Ванцов имеет, Ландо вот – тоже.

Затем председатель областной думы Валерий Радаев рассказал о параметрах будущего бюджета области. Но вопросов ему не задавали, чувствовалось, что все чего-то ждали. Вернее, так: все знали – кто должен приехать.

«Как бы одна семья»

Вице-спикер Госдумы и секретарь генсовета президиума «Единой России» явил аудитории исключительную доброжелательность и невиданную в наших краях политкорректность.

Сходу отбрил вопрос о том, как он оценивает деятельность Павла Ипатова. Видно, предполагал, какой ответ от него ждали. Сказал, что с Ипатовым работают вместе и часто встречаются. Подчеркнул, что не вмешивается в хитросплетения местной политики и уж тем более не вмешивается в кадровые вопросы областной власти. Ни у кого не возникло и тени сомнения.

Говорил о выборах, но отметил, что смотреть друг на друга сквозь прорезь прицела недопустимо. И в качестве примера рассказал, как на дне рождения Примакова общался с Зюгановым и Жириновским.

Володин говорил много – и об экономике, и о политике. Но представляется, что его больше интересовало само общение с журналистами. Прозвучало даже утверждение, что все мы как бы одна семья; что за исключением того, что «за гранью», запретных тем нет и не может быть; что партия даже рада будет критическим статьям, которые помогут ей быть в тонусе.

Ещё Вячеслав Викторович предложил сделать такие встречи регулярными – раз в квартал, и тематическими – чтобы не обо всём сразу, а по конкретной теме.

Сейчас наши аналитики начнут искать скрытый смысл субботней встречи, её второе дно и так далее – так нам привычно. Могу предложить свой вариант ответа: ЕР ищет коммуникативные каналы, ибо то, чем партия располагает сегодня, годится только для местечковых войн. Но никак не для пропаганды её новой идеологии и агитации за неё.