Недолгая сказка про златые горы
Зарплата учителей в некоторых районах области снизилась на 20 процентов – и это только начало
Новый учебный год для большинства педагогов Саратовской области начался с неприятностей. Заработная плата, возросшая до 15–16 тысяч в январе 2009 года после введения новой системы оплаты труда, так же стремительно упала вниз в сентябре. Между тем учителя забили тревогу ещё в мае, когда стало известно о грядущих понижениях, но услышаны чиновниками они были только сейчас.
С чего начиналось:
ИЗБАВИМСЯ ОТ УРАВНИЛОВКИ!
В сентябре прошлого года учителя Саратовской области праздновали маленькую, но победу. Чиновники от многолетних и порядком надоевших разговоров о важности качественного образования и необходимости повышения учительской зарплаты перешли-таки к активным действиям. В рамках комплексного проекта модернизации образования, реализуемого в большинстве регионов России, часть школ Саратовской области в режиме эксперимента была переведена на новую систему оплаты труда и подушевое финансирование. Целиком же область перешла на новую систему в январе 2009 года.
Суть нововведения – в отказе от единой тарифной сетки с последующей дифференциацией учительской зарплаты. Проще говоря, чиновники попытались избавиться от предыдущей всеобщей уравниловки, когда зарплата учителей-передовиков ничем не отличалась от зарплаты большинства. Для этого фонд оплаты труда педагогов разделили на две части – базовую и стимулирующую. Базовая часть стала складываться из аудиторной/неаудиторной нагрузки учителей и компенсационных выплат (сюда вошли доплаты за квалификационные категории, сложность и приоритетность предмета и т. д.), стимулирующая часть – из поощрительных выплат по результатам труда.
Первые полгода новая система оплаты труда работала без сбоев: обещанные 13–15 тысяч рублей после 6–8 казались для учителей сказкой, которая, надо сказать, закончилась быстро. В начале нового учебного года заработная плата педагогов резко пошла вниз.
К чему привело:
УЧИТЕЛЯ НА ЗАРПЛАТЕ ТЕХНИЧЕК
В одной из ершовских школ с сентября 2009 года зарплата учителей сократилась в два раза. Причина – перерасход фонда оплаты труда. Дело в том, что с сентября 2008-го по декабрь 2009 года педагоги школы ежемесячно получали около 13–16 тысяч, замдиректора – 26–30, а директор – около 32 тысяч рублей. Глава школы, подбадриваемый экономистами, использовал все возможности новой системы оплаты труда для повышения зарплаты учителям: прибавлял количество кружков, специальные части доплат. А в январе был удивлён, когда узнал о перерасходе.
Устранить проблему экономисты предложили путём «оптимизации», то есть сокращения ставок логопеда, психолога, социального педагога и избавления от тех злополучных кружков, которые по их же рекомендации были введены в сентябре. Профсоюз идею не поддержал, и перерасход тянулся с января по май. В новый учебный год учителя вошли отнюдь не с радостным настроением: учитель с нагрузкой в 18 часов и техничка стали получать равные зарплаты.
В школе села Березина Речка Саратовского района в новом учебном году сократили заработную плату на 50 процентов, сняли все надбавки, доплаты, в том числе за вредность у учителей информатики, физики, химии, мотивируя тем, что школа не укладывается в фонд заработной платы. Об этом сообщили учителя школы на сайте областной профсоюзной организации работников образования.
По их словам, средняя зарплата учителя по школе снизилась до 7000 рублей. Учитель математики старших классов с высшей квалификационной категорией стал получать 4100 рублей. «О каком качественном учебном процессе при этом может идти речь?» – задаются вопросом педагоги.
В школе села Пионерское Советского района весь фонд оплаты труда был исчерпан за четыре месяца. Причина – банальный просчёт экономистов. Стоимость ученико-часа была доведена до 11 рублей, поэтому учителя в течение трёх месяцев получали долгожданные 15–17 тысяч рублей и не чувствовали подвоха. После того как была найдена ошибка и произведён перерасчёт, оплата труда в школе резко упала, стимулировать работу педагогов стало неоткуда.
Похожая ситуация сложилась в школе села Духовницкое: учебно-вспомогательному персоналу сообщили, что их ставки будут снижены до 0,75 процента до января 2010 года, поскольку школа не укладывается в фонд заработной платы. И обнадёжили: в январе, когда будет закладываться новый бюджет, возможно, ставки будут восстановлены в полном объёме.
Подобных «районов-аутсайдеров» в Саратовской области немало. Критическая ситуация сложилась в Озинском, Ершовском, Советском, Пугачёвском и Аткарском районах области.
Кто виноват:
ВЫБИРАЙ НА ВКУС
Причин массового снижения зарплаты называют множество, от правдоподобных до весьма абсурдных.
Версия № 1.В школах стало меньше учеников.
Наиболее упоминаемая версия в речах чиновников. Действительно, по официальным данным, количество школьников в области снизилось. 1 сентября образовательные учреждения недосчитались порядка 5,5–6 тысяч учащихся, а учительская зарплата по новой системе оплаты труда прямо пропорциональна наполняемости классов.
Версия № 2. В проекте не учли повышение минимального размера оплаты труда.
С 1 января 2009 года МРОТ был увеличен до 4330 рублей. При этом дополнительные субсидии из федерального и областного бюджетов выделены не были, и вся ответственность за выполнение федерального закона легла на муниципалитеты. В школах это привело к тому, что, по предварительной тарификации, обслуживающий персонал должен был получать около 2–3 тысяч рублей. Чтобы не идти вразрез с федеральным законом, директорам пришлось выделить часть денежных средств из фонда оплаты труда (читай: из зарплаты учителей) и доплатить обслуживающему персоналу.
Версия № 3.Сократилась индивидуальная нагрузка учителей.
Версия существует как самостоятельная по непонятной причине. Скорее, это следствие уменьшения количества учащихся (см. версию № 1).
Версия № 4. В школах раздут административно-управленческий аппарат и штат вспомогательного персонала.
На него в большинстве школ приходится около 40 процентов от всего фонда оплаты труда, хотя по рекомендациям должно быть не больше 30. Оставшиеся 70 должны тратиться непосредственно на педагогов. Между тем выполнить этот норматив практически невозможно.
Чтобы как-то приблизиться к рекомендуемым показателям и не вылезти за рамки фонда, директорам приходится прибегать к сокращениям. Причём стараются обойтись «малой кровью» – психологами, логопедами, социальными педагогами. Наличие этих специалистов сегодня в школе считается непозволительной роскошью.
Версия № 5.Самая тёмная и непонятная: произошёл перерасход фонда оплаты труда.
До сих пор остаётся загадкой, почему экономисты, зная об огромном перерасходе фонда, в течение нескольких месяцев упорно молчали и не информировали об этом директоров, по сути подставляя их. Ведь по закону директор не имеет права снизить зарплату учителям, не сообщив им об этом за два месяца до понижения. Таким образом, перерасход вместо 2–3 месяцев тянулся 5–6, при этом затронул в большинстве случаев небольшие районные школы, где заработная плата педагогов по определению не может быть высокой из-за небольшой наполняемости классов.
Закрадывается даже мысль, что сделано это было намеренно и по указанию сверху, чтобы «подтянуть» зарплаты районных учителей к городскому уровню. Возможно, чиновникам было выгодно на начальном этапе искусственно поддерживать высокую учительскую зарплату в течение нескольких месяцев, дабы создать видимость благополучной реализации новой системы оплаты труда. Ведь финансирование из федерального центра могло прекратиться, если бы выяснилось, что область не справляется со взятыми на себя обязательствами.
Версия № 6. Отсутствие финансовой самостоятельности у школ.
Чаще всего образовательные учреждения имеют только формальную финансовую самостоятельность. Большинство из них зависят от централизованной бухгалтерии и администрации муниципального образования. Экономисты же центральной бухгалтерии районов не заинтересованы в информировании директоров о происходящих изменениях в оплате труда. Отсюда – позднее выявление перерасхода фонда оплаты труда и невозможность проверить экономистов и наказать за неправильный расчёт ученико-часа. Держать же собственную бухгалтерию школе сегодня не по карману.
Версия № 7. Неофициальная, но наиболее правдоподобная: непрофессионализм и отсутствие должной подготовки у экономистов к новой системе оплаты труда.
Учителя:
ТЕПЕРЬ КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ
Сами же учителя в большинстве своём хранят молчание, нарушать благополучную статистическую картину «почему-то» не решаются: то ли не хотят подставлять директора, то ли боятся лишиться малооплачиваемого, но постоянного места работы. И только из кулуарных разговоров да учительских интернет-форумов становится понятно, что ситуация практически критическая.
Помимо явного недовольства и непонимания происходящих изменений в оплате труда, в коллективах царит полный раздор. Да и сами школы борются между собой за учеников отнюдь не на условиях честной конкуренции.
– Я работаю в школе более 20 лет, но такого ещё не видела, – поделилась Ирина Викторовна, учитель математики одной из ершовских школ. – Коллектив после снижения зарплаты раздробился на какие-то группировки. Мы перестали себя считать единым целым: теперь каждый за себя. Учителя стали больше завидовать друг другу и тихо ненавидеть администрацию школы. Когда в сентябре прошлого года учитель получал 15–16 тысяч, никто не заглядывался на 30-тысячную зарплату директора. Но после уменьшения оплаты труда в два раза (в школе произошёл перерасход. – Прим. авт.) все стали возмущаться. К тому же бумажная работа с нововведением увеличилась в два, а то и в три раза. В школе началась самая настоящая холодная война. Никого не интересуют причины происходящего, главным стало ответить на извечный русский вопрос – кто виноват. Перефразируя Булгакова, можно сказать, что учителей испортила новая система оплаты труда, а точнее, неумелое введение её в действие.
Чиновники:
ШКОЛЫ САМИ ВИНОВАТЫ
Оптимизму саратовских чиновников можно только удивляться. Они свято верили в лучшее, когда пол-Саратова на две недели осталось без воды, а долг области за тепло- и энергоресурсы перевалил за миллиард рублей, обещали избавить население от корректировок и бродячих собак лет эдак 10 назад… Вот и на этот раз, посовещавшись, решили, что волноваться не стоит – масштаб обсуждаемой в прессе проблемы не так уж и велик.
По словам министра образования области Михаила Горемыко, благодаря внедрению комплексного проекта модернизации образования «реально произошло увеличение заработной платы», а если в каких-то районах и наблюдались случаи её снижения, то совсем незначительные – менее трёх процентов. Председатель саратовского комитета образования Марина Епифанова в интервью одной из саратовских газет клятвенно заверила читателей, что комплексный проект модернизации образования – «это здорово, потому что позволил значительно увеличить зарплату учителей… Делать шаг назад мы просто не имеем права».
Губернатор Павел Ипатов и профсоюзные организации оказались как никогда единодушны, посчитав, что плюсов у программы гораздо больше, чем минусов, и совместными усилиями даже нашли виновных в понижении зарплаты. Ими оказались директора школ, которые по неопытности да экономической неграмотности «раздули административно-управленческий персонал».
– Директора в некоторых школах имеют по 6–7 заместителей, получают по 50–60 тысяч рублей, – негодовал Павел Леонидович после очередного заседания областной думы. При этом глава региона утверждает, что каких-то объективных причин, связанных с недостатком финансирования, которые могли бы привести к массовому снижению учительской зарплаты, нет.
В целом же реализация комплексной программы чиновниками оценивается на отлично. Саратовская область, по их словам, для остальных регионов является образцом для подражания. Страшно представить в таком случае, что же творится в других регионах.
Это было бы смешно, если б не было так грустно. И конечно, хочется надеяться, что ситуация в ближайшее время изменится и «всё будет хорошо». Но вера в светлое будущее – прерогатива чиновников. Поэтому остаётся только опираться на факты. А они таковы: демографического подъёма и дополнительного финансирования со стороны государства не предвидится, к тому же зарплату бюджетникам в следующем году индексировать не собираются (об этом заявил вице-премьер РФ Александр Жуков ещё в августе).
В общем, сдаётся, что учителей ждёт «достойный» год – Год учителя.
***
Чему мы научим детей за «без копейки 2 рубля»?
По официальным данным, переход на новую систему оплаты труда в большинстве регионов России прошёл безболезненно: заработная плата педагогов, как и обещали, возросла в два раза, творческая активность увеличилась, а качество образования невероятно повысилось.
Но стоит заглянуть на учительские форумы, становится понятно, что далеко не всё так радостно и безоблачно. Больная тема зарплаты – одна из самых обсуждаемых на всероссийском образовательном портале Zavuch.info.
Новосибирск:
«5 августа была разослана по школам телефонограмма, в которой предписывалось СОКРАТИТЬ специалистов: педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей групп продлённого дня и ОПТИМИЗИРОВАТЬ количество заместителей директоров (один по административно-хозяйственной работе, один по учебно-воспитательной и один по воспитательной работе) с 1 сентября. Людей – на улицу. Это после того, как Медведев объявил о введении религии в школах! Церкви строят, школы закрывают (из-за ветхости!). Религию вводят, социальную службу закрывают!
Неужели не понятно, что творится: ВПЕРЁД В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ!»
Самарская область:
«Я работаю в школе Волжского района. У нас уже второй год действует НСОТ. Только почему-то в этом году при оплате пропал коэффициент сложности предмета. Я – учитель физики. Получается, что провести урок пения и физики (математики, русского языка) стало равнозначным. Не хочу обидеть коллег, но ведь подготовка и проведение уроков существенно различаются по сложности. Неужели справедливо такое упразднение коэффициентов?»
Воронежская область:
«Сегодня узнала, что зарплата с сентября будет... 5300 руб. Я преподаю английский, семнадцать лет стажа, первая категория, выиграла 100-тысячный грант и т. д. и т. п., и всё это государство оценило в 5 тысяч рублей. Скорее всего, из школы уволюсь, буду заниматься репетиторством. Что ж... Если в школе не нужны опытные учителя, владеющие компьютером, работающие с интерактивной доской. Ученико-час стоит 1 руб. 99 коп. Интересно, родители своих детей научат чему-нибудь за «без копейки 2 руб.? Учителя немецкого и французского будут получать ещё меньше, так как у них малокомплектные группы».
Новосибирская область:
«В апреле 2009 года учителя нашей школы подали претензию в государственную инспекцию труда Новосибирской области по поводу снижения зарплат (отменили доплаты за категорию и т. п.). И вот сегодня пришёл ответ, что главная причина – перерасход фонда оплаты труда, который произошёл из-за снижения нормативов финансирования образовательных учреждений области с «20100» до «18180». Соответствующий указ губернатора был подписан ещё в марте 2009 года. Интересно, статистики покажут опять увеличение заработной платы у учителей за 2009 год?»
***
Ольга Куренкова, начальник отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в непроизводственной сфере Государственной инспекции труда в Саратовской области:
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ НЕ ОБЯЗАН ЗАНИМАТЬСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
– За текущий год мы рассмотрели около 9 тысяч письменных и устных тысяч обращений, из них только 17 заявлений, касающихся выплаты заработной платы от педагогических работников, что удивительно. Причина нередко кроется в недостаточном знании трудового законодательства педагогов и боязни навредить самому себе. В текущем году нами проведено 48 проверок школ области, было выявлено 296 нарушений, 83 из которых касались выплаты заработной платы.
К примеру, в средней школе № 3 Ртищева работник не получал доплату за работу в праздничные дни, в ночное время, сверхурочную работу. В школе Ленинского района Саратова работнику в течение трёх месяцев не выплачивалась стимулирующая часть заработной платы. В энгельсской школе неверно были подсчитаны баллы для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда. В итоге фонд был распределён неправильно и некоторые работники пострадали при определении размера премии. Директорам школ были выданы предписания для устранения нарушений.
Безусловно, не везде новая система оплаты труда легко внедряется в деятельность учреждений. К примеру, школы отвыкли от разработки своих положений об оплате труда, локальных нормативных актов, поскольку раньше они всегда пользовались типовыми, утверждёнными министерством образования. Сейчас же они должны иметь своё положение об оплате труда. Но проблема заключается в том, что при его составлении нет никакой конкретики. Поэтому в прессе пошли разговоры о том, что зарплата учителей отдана на откуп директору. Чтобы не получилась ситуация «нравишься – не нравишься», все критерии должны быть чётко прописаны в положениях об оплате труда.
Обсуждаются ситуации, когда директора самостоятельно начисляли себе премии, что само по себе неправильно, так как этим должны заниматься комитеты по образованию. Ведь новая система оплаты труда была введена для того, чтобы сделать из директоров управленцев с широкими административно-управленческими функциями. Директор школы не обязан заниматься педагогической деятельностью. Поэтому его зарплата рассчитывается по-другому, нежели зарплата педагога, и зависит от работы школы в целом, в отличие от зависящей от личного вклада в учебный процесс заработной платы учителей.
Если по предыдущей системе оплаты труда директор получал за педагогическую деятельность, то теперь нет. Поэтому и премировать сами себя они не имеют права.
Николай Тимофеев, председатель саратовской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки:
БЕДА НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ – В ЕЁ ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАПОЛНЯЕМОСТИ КЛАССОВ
– Новая система оплаты труда, которая была введена в январе 2009 года во всех образовательных учреждениях Саратовской области, является нетрадиционной. Связана она со стоимостью одного ученико-часа, то есть зависит от количества учащихся в школе, от нагрузки учителей и многих других факторов, которых раньше, в старой системе, не было.
Да, действительно, с 1 сентября 2009 года в ряде образовательных учреждений произошло незначительное понижение заработной платы. По данным нашего мониторинга, зарплата у учителей упала в 24 из 39 районов. Причём снижение произошло и у руководителей, и у учителей, и у непедагогических работников.
Так, в Саратове зарплата у педагогов снизилась с 11868 до 11840 рублей, в Озинском районе – с 11399 до 11330, в Аткарском районе было 14486, стало 12609 (сравниваются февраль и октябрь 2009 года. – Прим. ред.).
Одна из причин понижения – непонимание руководителями школ системы оплаты труда и, как следствие, перерасход фонда. В ряде школ, к примеру, неправильно подсчитали стоимость одного ученико-часа. Мы сегодня всё чаще и чаще говорим директорам: «Отойдите от былого правила, когда необходимо было ссылаться на экономистов: что они сделают, то и будет». Ведь сегодня главный распорядитель кредита – это директор. И в тех учреждениях, где он правильно всё рассчитал и взвесил, идёт рост зарплаты.
В школе села Пионерское Советского района директор говорит: «Ну я же чувствовала, что что-то не так. Я всем кругом об этом говорила». А ей дано право – приостановить и сделать всё по-своему. Теперь школе отдают деньги по нормативам, теперь школа распоряжается ими, она составляет смету, распределяет эти средства, поэтому снять ответственность с руководителя ни в коем случае нельзя. И директора должны понимать, что изменить стимулирующие выплаты можно, а вот выйти за рамки фонда оплаты труда нельзя. Месяц прошёл – ну, умножьте зарплату на двенадцать и подсчитайте, вышло ваше учебное заведение за рамки годового фонда или нет, это же не трудно!