Угасание свобод и засилье гламура
Диагнозы и рецепты для саратовской прессы от самих журналистов и представителей власти
«Идите и напишите правду!» – сказала коллегам председатель саратовской организации Союза журналистов России Лидия Златогорская после завершения работы переговорной площадки «СМИ и гражданская стабильность общества».
Из всех дискуссий, проходивших в рамках 2-го гражданского форума, эта, пожалуй, была самой богатой на известные фамилии и должности: Писной, Лосина, Ландо, Курихин, Шутов, Лукашова, Каштанова, Коргунова, Бечвая… Журналистскую братию представляли Рогожин, Колобродов, Есипов, Чуйченко, Чернышов, Гайсин и другие.
Лидия Златогорская называла себя модератором и следила за тем, чтобы выступающие не превышали лимит в три минуты.
Николай Яковлев, редактор газеты «Совфакс», за отпущенное время успел лишь перечислить беды и ужасы современной журналистики: угасание свобод, засилье гламура и фальши, отсутствие свободного диалога с обществом, обмен совести на гранты от властей и т. д. Яковлев едва успел воскликнуть, что за экономический кризис так никто и не ответил, как его прервало сказанное с нажимом «Спасибо!» модератора.
Депутат областной думы, журналист Алла Лосина не согласилась с тем, что всё так плохо. Во всём мире прессе доверяют больше, чем власти, сказала она. А журналистов упрекнула в отсутствии ответственности, искажении фактов. Мол, запугивают народ техногенными катастрофами и засильем преступности: «Я против розовых очков, но с чёрной краской сегодня явно перебор». Алла Вальтеровна упомянула и о беспринципности журналистской братии, намекнув, что знает саратовских журналистов, которые, переходя из одного издания в другое, резко меняли и свои убеждения.
Министр информации и печати Владимир Шутов прямо сказал, что считает саратовские СМИ совершенно независимыми и что между властью и СМИ партнёрские отношения: «Власть не давит на журналистов, власть имеет право излагать свою точку зрения, что и делает». В доказательство министр привёл сам факт этой встречи на «территории правительства» в свободном режиме, а также то, что даже в условиях кризиса финансирование программы взаимодействия СМИ и правительства области не урезали. «Что мы ещё хотим? Выпороть себя?» – вопрошал министр.
В ответ областной депутат Александр Ландо предложил ещё более радикальный способ – ликвидировать министерство информации и печати области, потому что оно «совершенно лишнее». Ту же судьбу Ладно пожелал и местному Союзу журналистов. На эти выпады министр Шутов смолчал, а Лидия Златогорская жёстко не дала развить, как она сказала, «популистские заявления».
За отпущенные три минуты Ландо ещё успел высказать своё фи редактору интернет-газеты «Четвёртая власть» Вадиму Рогожину. И припомнил ему информацию про визит двух депутатов на завод медтехники. Мол, пришли, ничего не решили и уехали. Вы дали одну точку зрения – не спросили ни Галкина, ни меня, кипятился Александр Соломонович.
Вадим Рогожин спокойно объяснил, что новость про завод была взята с пресс-релиза областной думы и дополнена небольшим комментарием «от себя». Да и не каждое мнение нуждается в оппонировании, считает Рогожин, потому что «своими выступлениями вы иногда высмеиваете себя же».
Вадим Рогожин не увидел ничего особенного в существующем медиапространстве: есть СМИ объективные и есть СМИ «крайностей». И привёл в пример две газеты – «Наша Версия» (в народе известная как «газета Фейтлихера») и «Наша версия в Саратове» («газета Чуйченко»), находящиеся в давнем противостоянии и выплёскивающие свою взаимную неприязнь друг к другу на страницы изданий. Рогожин призвал коллег не воевать друг с другом. «Есть спонсоры и учредители, пусть они и разбираются между собой. А журналисты должны быть сплочены!»
Редактор газеты «Репортёр» Денис Есипов всё же решил «разобраться» и назвал газеты, которые, по его мнению, понижают планку журналистского профессионализма: «Политдозор» и «Наша версия в Саратове». Это ненормально, когда журналисты оскорбляют чиновников, других журналистов, сказал Есипов. И пожалел, что партия «Единая Россия» финансирует «такое» издание, имея в виду «Нашу версию в Саратове» (редактор Роман Чуйченко).
В это время в зале не было Романа Чуйченко, и он не слышал мнения Есипова. Появившись позже, Роман жёстко объяснил, что однобокие публикации появляются потому, что есть среди журналистов медийные подонки, «которые на общаках решают, кого мочить будем».
Включился в политическую тему и главный редактор журнала «Общественное мнение» Алексей Колобродов. «У журналистского сообщества нет проблем с властью, есть проблемы с политической надстройкой, которая называется «Единая Россия». Она почему-то считает, что будет решать, кто будет во главе Союза (Союза журналистов. – Прим. авт.), кто будет во главе министерства, сказал Колобродов, видимо, намекая на «популистские заявления» Ландо. «Зато нет ни одного комментария от ЕР ни по аварии на Водоканале, ни по отопительному сезону».
«Журналисты подорвали доверие не только к власти, но и к самим себе!» – заявил депутат областной думы Леонид Писной и добавил, что в Саратове выходит масса газет и их никто не читает. «Сами пишут – сами читают!» Его можно было понять так: хватит и пяи изданий, тех, которые выписывает совет ветеранов Кировского района: «Неделя области», «Взгляд», «Репортёр», «Саратовская областная газета», «Вести».
Совершенно другие темы волновали сотрудников районных газет. Редакторы районок рассказывали о том, как им трудно выживать в рыночных условиях, но удаётся – благодаря корпоративной солидарности, помощи областного министерства информации и печати и Союза журналистов. «Разве могли мы мечтать без их помощи поехать в Великобританию, Норвегию, в Дагомыс на конференции и семинары!» – воскликнула редактор лысогорской газеты Надежда Емелина.
Подводя итоги разговора, Лидия Златогорская свела всё к неоспоримой истине о том, что «самокритичность должна быть в нашем сердце!»; что за себя Златогорская ручается – ни за какие деньги она не напишет неправды, потому что дорожит своим именем и репутацией. «Как говорит наша партия, «дела покажут», – неверно процитировала Лидия Николаевна знаменитое «Верьте только делам». И напоследок зачитала список журналистов, которые пожелали вступить в Союз журналистов. Пятерых из списка приняли тут же.