А минтранс не предупреждает!..
Безопасность автобусных пассажирских перевозок в Саратовской области стала «весьма сомнительной»
Увеличить стоимость проезда в городских автобусах с восьми до десяти рублей с 1 декабря и до двенадцати рублей с 1 июня, а также погасить долги по льготным перевозкам.
Такие требования заявлены на внеочередном пленуме областной организации профсоюза работников автотранспорта. Обращение к исполнительным и законодательным властям региона подписали более 2,5 тысяч работников 22 предприятий области.
Сколько именно областной бюджет задолжал перевозчикам за обслуживание льготников, неизвестно. Чиновники называют цифры от 55 до 130 миллионов рублей. Как заявили в пресс-службе бывшего министерства транспорта, ведомство не в состоянии прокомментировать ситуацию из-за собственной реорганизации.
Как заявлено в обращении, отрасль находится в «бедственном положении», безопасность перевозок становится «весьма сомнительной», коллективы «на грани социального взрыва». Причинами названы низкий тариф, делающий работу предприятий практически нерентабельной, а также то, что региональное правительство на несколько месяцев задержало выплату компенсации за обслуживание льготников и в связи с кризисом уменьшило её величину на треть.
«Мы хотим привлечь внимание руководства области: посмотрите на нас, услышьте нас! –говорит руководитель профсоюза Наталья Джуманян. – Мы возим людей. Нам не хватает денег на ремонт автобусов, на топливо, на зарплату водителям. Что произойдёт, если наши предприятия встанут?»
Балашов
«Сохранять сегодняшний размер тарифа и компенсации–значит, угробить отрасль», – говорит директор балашовского ОАО «Балпасс» Сергей Калиниченко (100 процентов акций компании принадлежит региону).
В январе нынешнего года по постановлению губернатора стоимость проезда на городских маршрутах была повышена с восьми до десяти рублей. Через две недели, опасаясь народных волнений, губернатор вернул 8-рублёвый тариф. Однако, по словам Калиниченко, бюджетные дотации на возмещение убытков были рассчитаны исходя из цены билета 10 рублей, их размер не поменялся, а себестоимость перевозок составляла уже двенадцать рублей.
По подсчётам балашовских перевозчиков, льготными проездными пользуются более половины пассажиров. С 1 июля сумму компенсаций срезали на треть. «Министерство транспорта высчитало, что льготники совершают только двадцать поездок в месяц. На самом деле–минимум сорок, – говорит Сергей Калиниченко.–Сейчас мы просто экономим на безопасности. Не покупаем запчасти, авторезину, не повышаем зарплату». Водители получают в среднем 9,5 тысяч рублей. Штаты недоукомплектованы на 20 процентов.
«В нынешнем году не смогли купить ни одной машины. Те ПАЗы и ЛиАЗы, которые были приобретены в 2005–2006 годах, уже изношены на 50 процентов. У нас есть автобусы ещё 1991–1992 годов выпуска. Они прошли больше миллиона километров. При СССР водителям, намотавшим такой километраж, давали орден Ленина», – говорит директор.
«Балпасс» обслуживает девять городских, десять пригородных и шесть междугородных маршрутов. Ранее предприятие имело статус ГУПа. В 2002 году обанкротилось именно из-за бюджетных неплатежей за перевозку льготников. «Родина сделала нам 40 миллионов рублей долгов. Сейчас нас опять к этому ведут тем же самым способом»,–опасается Калиниченко.
Ершов
Как рассказал директор Ершовского АТП Владимир Варзин, «в нынешнем году зарплата водителей снизилась на одиннадцать процентов, в прошлом году получали 10–12 тысяч рублей, сейчас – 8–10». Квалифицированные работники уезжают в Москву, Петербург, Сочи, Западную Сибирь. По словам директора, нужно повысить цену билета «хотя бы до четырнадцати рублей».
«В месяц мы перевозим 3 тысячи льготников. В нынешнем году их стало почти вдвое больше, потому что вступил в силу закон о ветеранах труда Саратовской области. На городских маршрутах доля пассажиров с социальными проездными составляет до 40 процентов, на пригородных – до 50 »,–говорит Варзин.
Красноармейск
По словам директора Красноармейского АТП Александра Зотова, здесь водители получают 13–14 тысяч рублей, все вакансии закрыты, в нынешнем году даже купили один новый автобус китайского производства (всего здесь двадцать машин). Как отмечает Зотов, отечественные автобусы приходится останавливать на ремонт минимум раз в неделю (это помимо плановых ТО-1 и ТО-2): «Качество сборки российских машин не на уровне».
Предприятие обслуживает двенадцать пригородных маршрутов, где основную массу пассажиров составляют ветераны труда. «Да ещё военкомат! За ним с прошлого года висят долги, а сейчас опять пришли, просят отвезти призывников в Саратов», – говорит директор.
Ещё одной проблемой он считает частников, которые «вероломно заходят на наши маршруты с «Газелями» и «Фордами», а ведь никаких разрешительных документов, никакого контроля за состоянием машин и водителей у них нет».
Саратов
«Как не будет аварий, если подвижной состав изношен на 81 процент? Железо устало возить, – говорит директор саратовского ОАО «ПАТО № 1» Владимир Чеботарев.–Второй момент – моральное и профессиональное состояние водителя. За ним сидит до 100 человек, а в голове у него одна мысль: как прокормить семью. В среднем водители получают 12 тысяч рублей, уходят из дома на работу в четыре утра, возвращаются в восемь вечера. Сказать по-русски, кто сегодня согласен на такую работу?»
Как отмечает директор, за полтора года новый ПАЗ «Аврора» подорожал с 900 тысяч до 1,8 миллиона рублей, двигатель к нему – с 90 до 200 тысяч.
«Власти удерживают цены на проезд, опасаясь возмущения жителей. Но разве у нас работают не такие же люди, разве они не ходят в магазин, не платят за квартиру? –говорит генеральный директор ОАО «САП» Александр Казыев. –Зарплата водителя 8 тысяч рублей, слесаря – на 20 процентов меньше. Особенно тяжело было перед 1 сентября, когда люди не могли ни обуть, ни одеть детей в школу». По его словам, последнее масштабное обновление парка было здесь в 2006 году на бюджетные средства (100 процентов акций предприятия принадлежат региону). В нынешнем году «САП» взял в лизинг только один автобус.
«В последние годы тарифы на электричество, тепло, воду, без которых не может работать производственная база, росли быстрее, чем на проезд, – говорит заместитель генерального директора ОАО «Межгородтранс» Михаил Любарский. –Топливо, несмотря на падающую в цене нефть, не дешевело».
Весной предприятие уже переводило инженерно-технический персонал на четырёхдневную неделю, «сейчас мы вновь на пороге таких мер».
«Долги бюджета по компенсациям сказываются на содержании подвижного состава. Мы проводим только те ремонтные работы, которые напрямую влияют на безопасность движения. Капитальные ремонты кузовов и салонов пришлось отложить»,–говорит Любарский. По его подсчётам, цена новой «Газели» выросла за последний год на 20 процентов, нового «ЛиАЗа–5256» – на 10–12 процентов. В нынешнем году здесь провели «частичное обновление парка» благодаря инвестициям владельцев машин, которых компания привлекает по партнёрским договорам для обслуживания маршрутов.