Молодым. Вместо напутствия

Оценить
Многие события ушедшей недели были связаны с журналистикой. Ну, не совсем с написанием очерков и репортажей, а всё больше крутилась карусель вокруг уже написанного и сказанного.

Многие события ушедшей недели были связаны с журналистикой. Ну, не совсем с написанием очерков и репортажей, а всё больше крутилась карусель вокруг уже написанного и сказанного.

Продолжилось судебное заседание «Единая Россия» против Татьяны Никитиной, Ивана Брянцева и газеты «Коммерсантъ». Защищать своё издание в Саратов приехали столичные юристы. Думаю, знакомство с местной Фемидой может очень их удивить. И даже потрясти.

Начало этого процесса не очень-то активно обсуждалось в области, но кто-то сказал, что вот западные политики не судятся с прессой. Считают, что такой процесс нанесёт их репутации ещё больший ущерб, чем предыдущее выступление СМИ. Это не совсем так: приходилось читать об исках, поданных к газетам и журналам, телевизионным каналам. Но никогда не слышал, чтобы в таких исках фигурировали значительные суммы. Да не просто значительные, а способные разорить издание, загнать в долговую яму журналиста. Миллион, пятьсот тысяч, опять миллион.

Есть подозрение, что это своего рода отхожий промысел. Например, вы делаете какое-то неоднозначное заявление, дожидаетесь ответной реакции, а потом – быстренько в суд. Суды у нас чутки к политическим веяниям, и, если вы являетесь членом правящей партии, ваши шансы на выигрыш значительно вырастают. А вместе с ними и личное благосостояние. Хотя, например, Александр Ландо заявил, что из выигранных им в судах средств он намерен создать фонд помощи журналистам. Но лично я сомневаюсь, что кто-то из нас позарится на деньги, отсуженные у наших же коллег.

Ну и дальше о Ландо. На состоявшемся на прошлой же неделе диспуте «СМИ и гражданская стабильность общества» Александр Соломонович удивил публику несколькими резкими заявлениями. Для начала он в очередной раз предложил ликвидировать министерство печати.

Г-н Ландо не первый раз выступает с предложениями разогнать то или иное министерство областного правительства. И каждой раз с одной и той же аргументацией: первое – оно (министерство) ничем не руководит, второе – на него тратятся народные деньги. Конечно же, можно предложить Александру Соломоновичу с тех же – не сомневаюсь, принципиальных – позиций посмотреть на комитеты областной думы. Все ли нужны, все ли чем-то управляют, не уходят ли народные деньги на кормление думских чиновников?

Но речь идёт не об этом предложении г-на Ландо, а о другом – несомненно, новаторском. На том самом форуме он предложил ликвидировать саратовское отделение Союза журналистов. Круто, ничего не скажешь. У меня тоже есть вопросы к СЖ, но вот чтобы так решительно, радикально… Подтекст-то понятен: Александр Николаевич обиделся на Лидию Николаевну Златогорскую за её открытое письмо и интервью, где она, скажем так, Ландо не пожалела. В первооснове всего – предложение Ландо ограничить присутствие журналистов в областной думе. Златогорская с этой новацией решительно не согласна, о чём не промедлила сказать.

А теперь посмотрим, как это выглядит со стороны. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своём знаменитом письме «Вперёд, Россия!» призывает развивать институты гражданского общества. Член правящей партии, которая во всём должна президента поддерживать, предлагает один из этих институтов закрыть к чёртовой матери. Нет ли в этом опасного вольтерьянства и отклонения от генеральной линии? Мнение ли это одного Александра Ландо или всё региональное отделение считает точно так же? Конечно, правящую партию можно понять: вроде бы всё под контролем, и только газетёнки продолжают мутить воду. Их уж и лаской, и таской, и по судам, а они всё не утихомирятся.

Я вообще заметил у членов ЕР болезненное отношение к печатному слову. Вспоминаю, как осенним вечером Павел Леонидович Ипатов пригласил меня – тогда редактора областной газеты – к себе и молча положил на стол номер нашей газеты с отчётом о заседании областной думы. Отчёт был щедро раскрашен разноцветными фломастерами. Я вгляделся в пометки: они касались тогда областного депутата Юрия Зеленского. Все выражения вроде «Зеленский резко возразил» были как раз и отмечены.

– Но все же знают, что Зеленский – человек темпераментный, – попытался разъяснить ситуацию.

– Мне он сказал, что был спокоен как удав, – отвечал губернатор. – Постарайтесь впредь не допускать никаких оценок...

Говорят, на этой неделе пройдёт то ли слёт, то ли съезд молодых журналистов. Совсем молодых, которые только хотят ещё стать профессионалами. Думаю, им надо знать, что их ждёт.