Художнику бог поможет

Оценить
Трудные подарки к юбилею Саратовского отделения СХ России

Трудные подарки к юбилею Саратовского отделения СХ России

Саратовскому отделению Союза художников России в нынешнем году исполняется 70 лет.

В июне и июле саратовские художники успешно участвовали в масштабной выставке художников Приволжского федерального округа «Большая Волга в Москве».

В открытии выставки участвовал полномочный представитель президента Григорий Рапота. В кулуарах шли разные беседы с участием полпреда и других высоких гостей – беседы не только творческие, но и житейские: у кого как дела обстоят, в частности, с творческими мастерскими.

«И выяснилось, что в Саратове положение едва ли не самое худшее из всего Приволжского округа», – говорит председатель Саратовского отделения Союза художников Павел Маскаев, заслуженный художник России.

«В порядке, предусмотренном законодательством»

«Газета недели» уже рассказывала о том, как отбирали у художников мастерские в старом доме по адресу улица Московская, 125 (материал «Живописцы, уносите ваши кисти», «Газета недели в Саратове», № 37 от 02.12.2008 г.). Красивое двухэтажное здание на центральной улице приглянулось частной компании, которая захотела сделать там гостиницу. А художники не платили арендной платы, вот их и выселили, а здание продали фирме ЗАО «Сарград».

Павел Маскаев показывает документ, принятый ещё в пору областной администрации под руководством Юрия Белых, но, по словам Маскаева, никто не отменял это «Положение об индивидуальных творческих мастерских художников Саратовского отделения Союза художников России. Утверждено постановлением администрации области от 11.07.95 № 220».

Кроме таких замечательных положений, как «деятельность художника находится под защитой государства», в положении есть и более конкретные.

В пункте 1.1. сказано, что мастерские «переданы Саратовской организации Союза художников России в бессрочную аренду, собственность и не могут быть перепрофилированы».

Правда, в пункте 3.1. есть, как это обычно бывает, та «мерзкая подробность», которая, согласно Ильфу и Петрову, мешает полному счастью:

«Индивидуальная творческая студия может быть изъята только в случаях и порядке, предусмотренных договором аренды и действующим законодательством».

Именно так всё и произошло: мастерские были «изъяты» на основании решения суда.

Однако в том же пункте 3.1. двумя строками ниже есть ещё одна подробность, на этот раз более утешительная: «с предварительным предоставлением равноценного помещения и оплатой всех расходов, связанных с перевозкой имущества, находящегося в творческой студии, ремонтом, приспособлением и оборудованием студии на новом месте».

Художникам действительно взамен было предоставлено помещение в бывшем заводском корпусе на Астраханской, там же, где размещается Губернский рынок. Помещение гораздо более просторное, но совершенно не приспособленное – пустой заводской цех.

По этому поводу областной министр культуры Владимир Синюков заявил в интервью нашей газете (материал «Владимир Синюков: Я пришёл не за погонами», «Газета недели в Саратове», № 26 от 21.07.2009 г.):

«Мы туда выезжали. Привлекли фирму, купившую у города помещения, где раньше находились мастерские художников, и вместе посмотрели, как благоустроить помещение».

По словам министра, на благоустройство потребуются 15–18 миллионов рублей. «Это вполне подъёмная сумма для областной, городской власти и спонсоров», – заключил Синюков.

Но через три месяца после этого июльского интервью Павел Маскаев констатирует: «Там ничего не делается».

Кто должен финансировать, согласно упомянутому постановлению, переезд и обустройство художников на новом месте? О том в постановлении ничего не сказано.

Время не разбрасывать камни

Владимир Лубков, заместитель генерального директора ЗАО «Сарград», купившего здание на Московской, 125, заверил нашу газету, что фирма не отказывается от помощи художникам:

«Мы – социально ответственный бизнес, и при любой просьбе со стороны художников готовы идти и помогать. Если названа реальная цена вопроса: надо понимать, что хотят люди.

Учитывая, что вопросы решены на юридическом уровне, у нас с художниками претензий друг к другу нет и у нас полное взаимопонимание. Художники – не коммерсанты, поэтому этой стороной вопроса должны заниматься областное правительство, мэрия. Мы предоставили помещение, теперь нужно определить, сколько нужно денег.

Нужно делать проект, после проекта должно быть выделение средств. Если город пошёл художникам навстречу и предоставил это помещение, нужно идти дальше, включать их в бюджет, выделять бюджетные деньги, привлекать инвесторов».

По предварительной оценке нашего собеседника, ремонт и оборудование мастерских на Астраханской может обойтись примерно в 20 миллионов рублей. А ремонт на Московской, 125, требует «под сотни миллионов».

В заключение Владимир Лубков ещё раз заверил, что если раньше и «было время разбрасывания камней, мы ругались, то теперь мы с художниками нашли общий язык».

Хорошо бы если так. Особенно если этот общий язык удастся найти и с властями. Но художникам пока приходится искать общий язык ещё с одним арендодателем.

Использовать по назначению

Теперь аналогичная история разворачивается вокруг других мастерских художников – по адресу Московская, 70, на верхнем этаже научно-исследовательского института геологии и геофизики (НИИГГ).

Павел Маскаев рассказывает, что эта история началась в 1962 году, когда Саратовским горисполкомом было принято решение о распределении рабочих площадей НИИГГ. Кроме художников, помещения там были обещаны ещё и Союзу архитекторов, но те по каким-то причинам ничего не получили. А художникам выделили, правда, не 560 квадратных метров, как сказано в распоряжении, а 360.

«Здание было только что построено, шла перепланировка, – продолжает Павел Александрович. – Художники вкладывали средства в эти работы, ставили двери, перегородки…»

В 1991 году при распределении собственности по разным категориям здание НИИГГ было занесено в реестр федеральной собственности. Художников это напрямую никак не коснулось. Они продолжали работать в своих мастерских.

А в 1999-м всё здание было передано в хозяйственное ведение НИИ, и в 2000-м поступило распоряжение федеральных властей: имущество, находящееся в хозяйственном ведении, использовать по назначению.

Но и это ещё не стало причиной гонений на художников. Всё началось, по мнению Павла Маскаева, после того, как с 1 января 2008 года институт получил право оставлять в своей казне доходы от сдаваемых в аренду площадей. Содержать на своей территории неплатёжеспособных художников стало невыгодно.

«Общая площадь помещений института – около 8 тысяч квадратных метров, из них 2 тысячи сдаются в аренду, – утверждает Маскаев. – Это им очень нравится».

А говорят, геологи – романтики…

Павел Александрович поехал в Москву, в Роснедра (Федеральное агентство по недропользованию), встретился с его руководителем Анатолием Ледовских.

«Он при мне вызвал зама по хозяйственным вопросам, – рассказывает Маскаев. – Говорит: нужен какой-то компромисс. Можете вы устраивать художественные выставки на территории института? – Конечно! На том и расстались».

Но через некоторое время в саратовский Союз художников пришло из Роснедр странное, по словам Маскаева, письмо: «Там говорилось, что основной вид деятельности института – извлечение прибыли, поэтому они не могут нас оставить».

Председатель отделения Союза художников отправился на личный приём к вице-губернатору Александру Бабичеву. Тот приободрил художников: «Ну, раз по распоряжению вам полагалось более 500 метров, а получили только 300, значит, надо 400». Но и это закончилось ничем. Обращался Маскаев и к Александру Харитонову, руководителю территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Получил ответ: всё делается по закону.

Вообще, как замечает Павел Александрович, позиция чиновников вписывается в такую формулу: сначала недоумение – «Разве я вас выгоняю?», – а потом, когда руководство НИИГГ уже начало выгонять, – «Что же, вам надо было раньше работать». А один из чиновников сказал в кулуарах: «Бог им поможет!»

«НИИГГ включён в план приватизации на 2010 год, – говорит Павел Маскаев. – Речь идёт о переходе в частную собственность. Неизвестно, кто за этим стоит. Поэтому помочь никто не может».

***

Саратовскому отделению Союза художников России в нынешнем году исполняется 70 лет. «Советский Союз перестал существовать как раз накануне своего семидесятилетия, – мрачно шутит Павел Маскаев. – Нехорошие ассоциации возникают».