Страсти на пустом месте

Оценить
Депутаты посчитали ростки гражданского общества нежизнеспособными

Депутаты посчитали ростки гражданского общества нежизнеспособными

Заседание Саратовской городской думы получилось на минувшей неделе внеочередным. Сроки заседания сдвинули, чтобы успеть выполнить требование закона о рассмотрении инициативы по проведению общегородского референдума.

У Саратова не будет Лужкова

Инициаторами референдума выступила группа граждан. На суд саратовцев предлагалось вынести четыре вопроса:

Считаете ли вы необходимым принятие правового акта для обеспечения свободного и бесплатного доступа граждан к береговой полосе Волгоградского водохранилища (река Волга) на территории города Саратова?

Считаете ли вы необходимым принятие правового акта для прекращения и перерасчёта проведённой оплаты за сверхнормативное потребление жилищно-коммунальных услуг и предотвращения её начисления в дальнейшем?

Считаете ли вы необходимым снизить количество депутатов Саратовской городской думы с 41 до 35 человек?

Считаете ли вы, что глава города Саратова должен избираться на муниципальных выборах и возглавлять администрацию города Саратова?

Депутатам предстояло решить, можно ли в принципе голосовать по таким вопросам. До этого заковыристые формулировки изучали в правовых отделах администрации и думы. Юристы сошлись на том, что три вопроса из четырёх вполне имеют право на жизнь. Про корректировки, по мнению юристов, спрашивать у горожан было бессмысленно. Это не муниципальный уровень компетенции.

Лишившись одного вопроса в списке, инициаторы проведения общегородского референдума не отступились. Они пришли в зал с намерением заявить о своём праве.

Депутатские мнения разделились. Глава города Олег Грищенко высказал сомнения в том, что выход к Волге освободит ещё один документ муниципального значения. Есть федеральный Водный кодекс, есть Правила использования водных объектов общего пользования на территории Саратова, принятые решением городской думы, и есть практика их исполнения. Причём городская власть абсолютно никакой ответственности за эту практику не несёт. «Это вопрос к другим органам совершенно», – сказал Олег Грищенко.

Этой же позиции, в общем-то, придерживается и коммунистический депутат Андрей Карасёв. Ему по-человечески жалко людей, которые месяц пикетировали здание думы с требованием дать людям выход к Волге. Но зачем проводить референдум, если «есть закон, есть силовые ведомства, которые могут взять бульдозер и сбросить в воду те строения»? «Достаточно законов для того, чтобы эти заборы поснимать. Ничего не надо для этого! Никаких референдумов», – сказал Андрей Карасёв.

Против выноса вопросов инициативной группы на референдум высказался и депутат-единоросс Александр Ванцов. Первые два вопроса он квалифицировал как шумиху, созданную членами КПРФ. Третий вопрос его не устраивает, потому что городские депутаты работают в основном на бесплатной основе, а если они не стоят ничего бюджету, то их вполне можно выбрать хоть 135. Но наиболее негативную реакцию у Ванцова вызвал четвёртый вопрос. Депутат-единоросс однозначно убеждён, что глава города должен подчиняться депутатам. «Если этого не будет происходить, он перед кем отчитываться будет? Перед городом? Каким образом?» – недоумевает Ванцов.

Активно за референдум высказался на заседании городской думы лишь депутат Виктор Марков. Марков хотел поддержать инициативу президента Дмитрия Медведева по поддержке гражданского общества. Он сослался на то, что в своём выступлении «Россия, вперёд!» президент как раз говорит о незрелом гражданском обществе и о том, что надо его поддерживать и развивать.

«В данном случае мы как раз видим, что не патернализм присутствует, а желание решить вопросы вот этой инициативной группой. Такие ростки народной инициативы надо поддерживать», – сказал депутат, недавно ставший членом партии «Справедливая Россия».

Марков считает, что вопрос выхода к Волге вполне справедлив. Да и сегодняшняя система управления городом далека от идеальной. Глава администрации должен действовать на принципах единоначалия. Этого в Саратове нет. И значит, при желании саратовцы могут изменить Устав города и ввести в него новые принципы выборов одного руководителя.

Мирное обсуждение вопроса нарушил член инициативной группы Владимир Маслов. Он попытался усилить значение поднятых вопросов, но на самом деле всё испортил. Почему-то решив сосредоточиться на политических вопросах, оратор вспомнил недавние выборы в Московскую городскую думу.

– На 12 миллионов жителей города Москвы приходится 35 депутатов. И неужели они хуже вас работают? Или у них нагрузка меньше на одного депутата? Кто живёт лучше – москвичи или саратовцы? Давайте посмотрим! Кто слышал о главе городской думы города Москвы Платонове? Никто! А о Лужкове все слышат! Опыт Москвы говорит о том, что не суть важно, сколько будет депутатов, а суть в том, как они работают! И надо, чтобы за главу голосовали люди! Москва – это пример городской думы, где 35 депутатов замечательно справляются со всем хозяйством города. А у нас и 41 не могут справиться.

Логика выступления Владимира Маслова смутила даже выступающего за «ростки народной инициативы» Виктора Маркова. Он счёл своим долгом пояснить инициативному гражданину, что город Москва является субъектом Федерации и Московскую городскую думу правильнее было бы сравнить с региональным парламентом. Помимо этого уровня представительного собрания, в Москве ещё существует муниципальный. И депутатов муниципальных в Москве намного больше, чем в Саратове.

Уровень обществоведческой подготовки заявителей референдума оказался настолько слабым, что отказ депутатского собрания поддержать четыре вопроса для саратовцев вполне объясним. В следующий раз, в надежде достучаться до депутатов с московскими примерами, членам инициативной группы хорошо бы затвердить, что бюджет Москвы составляет почти триллион рублей. А бюджет Саратова только в нынешнем году впервые превысил 10 миллиардов рублей.

Солисты без поклонников

Бюджетные дела волновали депутатов Саратовской городской думы на этот раз, правда, мало. Можно даже сказать, что они бюджет оголяли. Не стали повышать, например, базовую ставку арендной платы на 2010 год. Оставили на уровне текущего года – 2021 рубль за квадратный метр. Мотивация понятна. Дать вздохнуть бизнесу, не обременяя его дополнительными расходами. При обсуждении этого вопроса не обошлось без самопиара склонных к этому депутатов.

Андрей Карасёв допытывался, подчиняется ли этой тенденции частный бизнес, когда сдаёт свои площади в аренду. Александр Ванцов вдруг взялся подробно выяснять, является базовая ставка минимальной или максимальной. Как могли убедили, что базовая ставка изменяется коэффициентами, которые связаны с географией арендованного места и видом деятельности арендаторов. Абсолютной неспособностью к самостоятельному мышлению отличился депутат Ванцов и при обсуждении фиксированной арендной платы для ЗАО «СПГЭС». Ему объясняли, что повышать ставку нельзя, потому что повышение ляжет на плечи людей.

– Каким образом? – не унимался дотошный депутат.

Объяснения про тарифную политику прервал председательствующий на депутатском собрании глава города Олег Грищенко. Он посоветовал депутату Ванцову ходить на заседания фракции, где этот вопрос обсуждался.

– Имею право, – сказал Ванцов.

– Ну-ну, – усмехнулся Грищенко.

О солировании к месту и не к месту на заседаниях думы депутатов Ванцова и Карасёва журналисты поинтересовались у главы города во время подведения итогов собрания. Олег Грищенко ответил, что депутаты по регламенту имеют право задавать по два вопроса. Частоту депутатского желания высказаться он связывает с подготовкой к следующим выборам.

Милиционеры могут забрать у избиркома детекторы

Объективно же до выборов ещё далеко. Иначе горизбирком вряд ли отказался бы от металлодетекторов. 375 комплектов стоимостью один миллион 612 тысяч рублей без дела стоят между выборами на балансе избирательной комиссии. Депутаты решили передать эти высокоценные приспособления для наведения порядка милиционерам. Управление внутренних дел по городу Саратову пообещало, что интересы муниципального образования ущемлены не будут. В дни выборов милиция окажет содействие избирательным комиссиям.

Будничность депутатских решений сквозила практически во всех вопросах. Согласились ликвидировать МУ ДЕЗ по Фрунзенскому району. Из бюджета 2010 года придётся оплатить издержки его работы в сумме 3 миллионов рублей. Но если тянуть с МУ ДЕЗом дальше, то издержки будут только увеличиваться. Домов на обслуживании у МУ ДЕЗа нет уже два года. Но директор в МУ ДЕЗе есть. И ему начисляется заработная плата. Которой набежало уже сотни тысяч рублей.

Озаботившись эффективностью функционирования муниципальных учреждений, депутаты соединили в одну две школы. Формально перестаёт существовать 28-я школа. Старшеклассники очной формы обучения пойдут в 8-ю. А заочники из 10–12 классов перейдут в 9-ю школу. В дальнейшем здание 28-й школы собираются отдать младшеклассникам.

На этом же думском заседании был принят порядок квалификационного экзамена для чиновников из городской администрации. По итогам экзамена им будет присваиваться классный чин. От этого чина будет зависеть зарплата чиновника. Вопрос об экзамене имел все шансы пройти тихо и спокойно. Но этому помешало стечение субъективных обстоятельств. У депутата Леонида Фейтлихера возник вопрос к поведению чиновников мэрии. Ответ он хотел получить одновременно от стоящего на трибуне руководителя аппарата администрации Виктора Артёмова и главы администрации Вячеслава Сомова. Олег Грищенко попросил депутата Фейтлихера потерпеть с этими вопросами до раздела «разное». Но тот не смог. И ушёл из зала заседания вместе с депутатом Ахременко, который тоже во что бы то ни стало хотел получить ответ на свой вопрос здесь и сейчас.

Между тем «разное» получилось чуть ли не конструктивнее основной повестки дня. Депутатам даже удалось договориться убрать забор вокруг фонтана напротив консерватории. Работники Саратовводоканала поставили его с тайной надеждой выбить из депутатов финансирование ремонта. Однако финансирования так и нет, а забор стоит и стоит. Теперь уже вроде для того, чтобы избежать людских жертв в случае внезапного обрушения ванны. Решили, что достаточно просто закрыть фонтан по периметру. И вид будет поприличнее, и никто туда не свалится.