Упали зарплаты? Сами поднимайте!

Оценить
Чиновники советуют учителям «включать мозги и думать, как эффективно использовать бюджетный рубль»

Чиновники советуют учителям «включать мозги и думать, как эффективно использовать бюджетный рубль»

По цифрам областного министерства образования выходит, что по сравнению с прошлым учебным годом учителя не так уж сильно и пострадали.

В саратовских школах средняя сентябрьская зарплата учителя составила около 12 тысяч рублей. Весной была такая же.

В школах области сейчас средняя зарплата 13 тысяч 300 рублей. Весенний показатель – 13 тысяч 800 рублей.

Председатель областного комитета профсоюза работников образования и науки Николай Тимофеев назвал плюсом комплексного проекта модернизации образования переход на нормативно-подушевое финансирование.

Но он же привёл данные о том, что произошло снижение зарплаты в 13 из 23 районов, которые представили отчёты. В числе явных аутсайдеров Ершовский, Озинский, Аткарский, Пугачёвский районы и Саратов.

Учителей саратовских школ заставляют писать заявления о добровольном отказе от 10-процентной части заработка. Об этом на последнем заседании областной думы в минувшую среду сообщила депутат Ольга Алимова, которой пожаловались учителя. Алимова спросила у министра финансов Александра Ларионова, заложены ли в областной бюджет-2009 деньги на учительские зарплаты в полном объёме. Министр ответил утвердительно.

В тот же день в саратовском институте повышения квалификации работников образования прошла встреча заместителя председателя правительства области Наталии Старшовой и министра образования Михаила Горемыко с учителями Саратова и области. Темой беседы стал комплексный проект модернизации образования, в который Саратовская область включилась год назад.

По словам Наталии Старшовой выходило, что участие в проекте модернизации для Саратовской области – благо и развитие: «Любой ученик (малокомплектной школы в селе или элитной гимназии в Саратове) должен получать одинаково качественное образование. Мы хорошо понимаем, что без изменения системы образования этого не достичь».

Учителей и директоров, собравшихся на круглый стол, просили говорить честно и «без официоза». Те нашли в проекте массу положительного. Общая тональность разговора свелась к «как здорово, что все мы здесь вступили в КПМО!». О недостатках говорили робко и осторожно.

Педагоги из Балашова рассказали, как они модернизировали образование, объединив в одно учебное заведение школу № 18 и лицей. Освободившееся помещение отдали под детский садик, сохранили оба коллектива, подняли учительские зарплаты до 13 тысяч рублей. И родители без всяких жалоб возят детей в новую школу. Правда, есть проблема – необходимо общежитие, а то некоторым детям из отдалённых районов приходится жить у родственников или родители снимают им квартиру.

Приглашённые на круглый стол родители школьников подтвердили положительное действие проекта модернизации образования. Собираемое учеником портфолио (грамоты, победы в олимпиадах, иные достижения) поможет ребёнку осознать свои возможности и найти себя в жизни, сказала одна мама.

В комплексном проекте много направлений, и неправильно говорить только о новой системе оплаты труда педагогов, сказала Наталия Старшова. «Есть факты, но они не носят систематический характер!» Это всё СМИ, мол, пишут только о снижении зарплат, нагнетают обстановку.

«Наконец-то мы дожили до того дня, когда труд учителя оценивают не по каким-то тарифным сеткам! – считает Старшова. – Разделив зарплату учителя на базовую ставку и стимулирующую доплату, мы сегодня вправе требовать с педагога качественно оказываемой (хоть и не люблю это слово) услуги. Зарплата педагога может снижаться, может повышаться – это заложено в проекте».

Наталия Ивановна назвала массу причин, по которым сейчас уменьшились учительские зарплаты. В некоторых саратовских школах слишком многочисленные администрации (по 5–8 заместителей директора), не организована доставка и система обучения детей из малокомплектных школ в базовые (а это невыполненные нормативы, следовательно, и снижение зарплат) и т. п.

Никакого волнения по поводу снижения зарплат не выказал и министр Михаил Горемыко. Он нашёл это явление логичным и ожидаемым.

Вывод напрашивался такой: школы, в которых уменьшились учительские зарплаты, сами виноваты! Не выполняли рекомендации министерства образования и не выдерживали нормативы.

А некоторые школы перестарались и выбрали, по мнению чиновников, не ту тактику и стратегию. В пользу учителей они начали сокращать уборщиц, лаборантов, количество групп продлённого дня и т. д. «Это всё от лукавого! – сказала Наталия Старшова. – Надо включать мозги и думать, как эффективно использовать бюджетный рубль!» В качестве удачной находки Наталия Ивановна выдвинула предложение: нанимать некоторых специалистов (например, электрика или слесаря) не на постоянной основе, а «по вызову».

Говорили на круглом столе и о возникших из-за новой системы оплаты труда разобщённости в школах: между учителями и руководством, между учителями и непредметниками (социальными педагогами, психологами), учителями и техническим персоналом. Во всех случаях яблоком раздора служит высокая, по сравнению с другими, зарплата учителей. Из-за этого из районных и городских комитетов образования начали увольняться методисты.

Николай Тимофеев упомянул и о том, что потеряно чувство меры того, что должен делать учитель. Теперь ему нужно оформить слишком много документов (отчёты, написание своих программ и пр.), подтверждающих высокие баллы, а значит, высокую зарплату. «Как нам мешают ученики!..» – привёл Тимофеев слова, которые слышал от учителей.

В защиту проекта модернизации образования высказалась директор гимназии № 1 Саратова Мария Стрункова. «Мы 20 лет шли к нынешнему дню, давайте же похвалим себя!» – сказала она. Тревожит её будущее: будет ли продолжаться проект? Ведь некоторые регионы, попробовав, не выдержали и отказались от участия в нём.

На что Наталия Старшова процитировала губернатора Павла Ипатова: «Дальше – только вперёд!»