Путешествие «Гусёнка» сквозь время

Оценить
В Саратовском театре кукол и сейчас идёт спектакль, с которого семьдесят два года назад началась его история

В Саратовском театре кукол и сейчас идёт спектакль, с которого семьдесят два года назад началась его история

Сделаны человечки всего из папье-маше

Трепетные сердечки, буря страстей в душе.

Смело усатый и смуглый в битву идёт солдат,

Очи картонной куклы по-человечьи грустят.

Будет она томиться у короля-глупца.

Будут в тревоге биться в зале живые сердца.

Славные добрые звери,

Коварен злодей и бесстыж.

В сказки ожившие веря,

Замер глазастый малыш.

Какая же власть у картонок,

У кукол, нелепых на вид:

Впервые плачет ребёнок

Не от своих обид.

Неизвестный поэт

Саратовскому театру кукол уже за 70 – возраст для театра солидный. Нельзя сказать, что история его была такой же сложной, как у нынешних молодых коллективов и студий: с «квартированием», но без выселений, со своими внутренними склоками и сварами, но при этом с дружбой внутри актёрского коллектива, со своими забавными историями. К сожалению, история же съела многие знаковые имена до инициалов, и расшифровать их бывает почти невозможно – уходят люди, стирается память. И смотрят на нас с фотографий счастливые лица актёров и кукол с неизвестными именами.

Анна Мухина

Довольно странно, но в самом театре мало что можно узнать о его истории. Старые артисты пеняют нынешнему руководству – мол, не заботится оно должным образом о памяти. Завлит «Теремка» Евгения Якимова, бережно разворачивая передо мной газетные вырезки тридцатилетней давности (те, что остались), сетует – что в наследство получила, то и храню.

«Каморка папы Карло»

У истоков театра стояли энтузиасты, молодые актёры А. Чижиков, И. Мишин, Н. Потасуев, А. Ларина, В. Мацкевич, В. Цедлер, Н. Ершевич, К. Богомазова.

4 ноября 1937 года состоялась премьера первого спектакля Саратовского театра кукол. Это был спектакль «Гусёнок» Нины Гернет. Пьеса, написанная в 1932 году, стала «Чайкой» кукольных театров.

Уютный маленький зал «Теремка» располагался на третьем этаже Театра юного зрителя.

– Зал был очень красивый, – вспоминает Юрий Преображенский, служивший в театре с 1948-го по 1958 год. – Он был оформлен яркими рисунками по мотивам русских сказок. Знаете, такая живопись в стиле Палеха. Там же, на третьем этаже помещались дирекция, бухгалтерия, скульптурный цех.

Во время Великой Отечественной войны, когда многие театры были закрыты, «Теремок» перешёл на хозрасчёт. Актёры выезжали в госпитали, на военные заводы и в воинские части с острополитическими концертными номерами, поднимали боевой дух воинов и вселяли уверенность в победе.

В послевоенные годы театр вновь вернулся в свою «каморку папы Карло» в ТЮЗе. Художественным руководителем была Татьяна Никитина. Состав труппы был уже достаточно пожилой, поэтому активно привлекалась молодёжь. Так, например, Юрий Преображенский, пришедший в театр 16-летним мальчишкой, вскоре из рабочих сцены переквалифицировался в артисты.

– Заведующим постановочной частью в то время работал Тимофей Миронович Сомов, вспоминает Юрий Владимирович. – А его жена Мария Эдуардовна Бострэм была кукольником. Очень хорошие куклы делала – сама лепила головки и шила платья. Очень любила, когда её работу оценивали до того, как куклы «выйдут на сцену».

В 1949 году из Омска в Саратов приехал артист Роман Ренц. Он был ранен во время войны – немного хромал, поэтому в драматический театр его не взяли. Пришлось идти в куклы.

– Может, так оно и лучше, – говорит Юрий Владимирович. – Он очень любил кукольное дело.

Впоследствии вся жизнь Романа Борисовича будет связана с театром кукол. Но уже в Саратове он стал членом Международного союза деятелей театра кукол (UNIMA), благодаря участию в студии Сергея Образцова. На семинары в Москву тогда ездили и худрук Татьяна Никитина, и другие артисты театра. Роман Ренц, по воспоминаниям, был в образцовской студии не последним человеком.

Ренц работал не только в качестве артиста, но и сам ставил спектакли, чему худрук очень способствовала. Ему принадлежит постановка «Галатеи» – спектакля, который стал для многих знаковым, вместе с Никитиной ставили они и «Божественную комедию», и «Ночь перед Рождеством». «Божественная комедия» была одним из первых спектаклей для взрослых.

И всё же в Саратове Ренц не остался. Выжила его отсюда (как, кстати, и многих) бытовая неустроенность. Несмотря на то что он был ведущим артистом театра, режиссировал спектакли, жить ему с молодой женой, тоже актрисой, было негде – скитались по квартирам. Поэтому, когда Ренца пригласили в Оренбург на должность главного режиссёра с предоставлением нормальных жилищных условий, он незамедлительно уехал. Звание народного артиста он получил уже в Куйбышеве (Самаре), где был худруком местного театра кукол.

Бывшая кирха с хорошей акустикой

В 1959 году кончилось и «квартирование» «Теремка» – театр получил своё помещение. Им стала бывшая лютеранская церковь, или кирха, как звали её в Саратове. Располагалась она на улице Радищева (сейчас на этом месте стоит корпус СГАУ им. Вавилова).

– Вы думаете, у нас были какие-то машины для перевозки? – улыбается Валентина Николаевна Афанасьева, 41 год прослужившая в театре. – Ничего подобного. Весь реквизит, все материалы и инструменты из ТЮЗа на Вольской мы сами, своими собственными руками, переносили на новое место.

Кирха оказалась удобным помещением для театра, с хорошей акустикой. Внизу располагался зал на 350 мест, а на втором этаже была галерея, куда выходили двери служебных комнат.

Там появлялись новые режиссёры, приходили новые артисты, получались новые спектакли. История железного мальчика Кьодино, поставленная режиссёром Валентином Куликовым, прошла на ура. Многим эта история напомнила бы историю Буратино, однако в сказке про Кьодино было сильно пропагандистское начало – добро тут побеждает зло, но в классовой борьбе.

Артисты вспоминают Куликова как очень хорошего режиссёра, только вспыльчивого.

– Я играла в «Приключениях Кьодино» девочку Перлину, – рассказывает Валентина Николаевна. – Был момент, в котором моя героиня должна заплакать, а я ну никак не могла себя заставить. И тут Валентин Аркадьевич как взвился, как взлетел на сцену да как стукнул указкой об ширму – указка напополам, а я в слёзы. «Вот чего мне от тебя надо!» – кричит.

Тогда, в 60-е годы, директором театра была запоминающаяся личность – Наталья Дмитриевна Макота. Только воспоминания о ней у артистов не самые лучшие.

– Театр очень много гастролировал по области, – вспоминает Валентина Афанасьева. – Где только не работали: и в районных центрах, и в совсем глухих деревнях. Иной раз спектакли начинали в 10 вечера, после того как наши зрители справятся по хозяйству, коров подоят да придут.

Аншлаги в деревнях были такие, что зрители, по воспоминаниям актёров, «стояли в проходах, висели на окнах».

Между тем сами артисты вместе со своим реквизитом обычно располагались на ночлег там же, где играли, – в сельском клубе. Директор была очень экономная, никаких гостиниц не признавала.

– Спали где кто приткнётся, – вспоминает Афанасьева. – Кто на бильярдном столе, кто на стульях, раскладушки с собой возили.

Не обходилось на гастролях и без забавных ситуаций.

В одном из спектаклей актёр Николай Потасуев играл короля, и, водя куклу, приговаривал «Опа! Опа!». Марья Васильевна Уступкина (актриса театра) его всё время предостерегала: «Ты так, Коля, не говори, а то тебе из зала ответят». Так и случилось. Гастроли. Спектакль идёт в сельском клубе. Выходит король, приговаривая «Опа!», а ему из зала «…опа!». Так и перестал.

«Такого режиссёра саратовская труппа ещё не знала»

– За 40 лет моей службы в театре сменилось 12 режиссёров, а директоров и того больше, – вспоминает Валентина Афанасьева. – Но об одном из режиссёров забывать никак нельзя.

Александр Семёнович Чертов приехал в саратовский «Теремок» в 1965 году. На тот момент у него за плечами уже была такая творческая судьба, которой можно позавидовать.

Те строки, что взяты эпиграфом к этому материалу, были написаны журналистом и поэтом из Читы и посвящались кукольному театру под руководством Чертова. В Чите кукольный театр Чертов буквально воссоздал из пепла, и он, театр, засверкал, о нём заговорили. А ведь кроме Читы была работа в Тифлисе, Иванове, Воронеже, других городах.

В 65-м году он попал в Саратов по направлению, но город не был для него чужим. В сороковых Чертов вёл здесь театральную студию. Поэтому предложение стать режиссёром в нашем театре кукол он принял с воодушевлением.

Всего два года он прослужил в театре, поставил два спектакля – но каких! «Царь Водокрут» Евгения Шварца и «Иван-царевич и Серый Волк» стали жемчужинами в репертуаре «Теремка». «Иван Царевич…» шёл более 200 раз!

«Такого режиссёра саратовская труппа ещё не знала, – пишет в воспоминаниях о муже Татьяна Чертова. – Это был режиссёр-философ, режиссёр-педагог. Для него важна была атмосфера творчества, в которую он погружал актёра, чтобы тот был пропитан ею, чтобы потом через него дыхание этой атмосферы передавалось зрителю. <…> Ему хотелось, чтобы актёры были не просто ремесленниками, чтобы они понимали философский афористичный язык театра кукол, чтобы они были его единомышленниками в полном смысле этого слова».

Однажды произошла такая история. В один из дней в театре должен был идти «Царь Водокрут». Чертов, который не мог видеть сцены, но знал, что по времени спектакль уже должен был начаться, услышал полную тишину.

– В чём дело? – спросил он у администратора. – Кто сорвал спектакль?

– Никто не сорвал. В зале полный аншлаг, – отвечали ему.

Чертов выглянул в зал: все 350 мест были заняты. Но там стояла оглушительная тишина. Даже дыхания не было слышно – так поглощены были дети происходящим на сцене.

В 1967 году из-за внутренних интриг Чертов вынужден был покинуть Саратовский театр кукол и полностью посвятил себя педагогической работе в театральном училище им. Слонова. В числе его учеников – Зоя Спирина, Валентина Ермакова, Татьяна Кондратьева (служит в «Теремке» и сегодня).

Зимний сад на Бабушкином взвозе

В том же году театр наконец перебрался в собственное здание на Бабушкином взвозе – с хорошим оборудованием, сценой, мастерскими для изготовления кукол, зимним садом и уютным зрительным залом на 336 мест.

Не одно поколение сменилось в театре за десятки лет. Сегодня здесь работает интересный ансамбль актёров. Более двадцати пяти лет на сцене «Теремка» опытные кукловоды: Анастасия Александрова, Ольга Михайловская, Татьяна Бердникова, Людмила Рослякова. Был в «Теремке» и период застоя, когда театр кочевал со спектаклями по детским садам и школам. В 1999 году эта «традиция» ушла в прошлое. Главным режиссёром театра стал заслуженный деятель искусств РФ Геннадий Шугуров. Начался поиск новых решений, появилось огромное количество спектаклей в живом плане, когда актёр и кукла на сцене работают вместе, на равных. Зрителям посчастливилось увидеть лица тех, кто прятался за ширмой. Парадокс на сцене, метафора, знак, образ – вот язык, которым театр заговорил со зрителем.

Своими постановками, адресованными как детям, так и взрослым, Шугуров доказывает, что театр кукол – искусство философское, обладающее своим особым языком. Театр стал работать не только на маленького зрителя, стали появляться спектакли для взрослых. В 2002 году в «Теремке» был поставлен один из лучших спектаклей Саратова – «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса. Роль сына в нём сыграл выдающий актёр, заслуженный артист России Ринат Файзулин.

К сожалению, лучшие уходят молодыми. Летом Рината не стало. Это огромная потеря не только для «Теремка», в котором Файзулин играл в большей части постановок, но и для всей театральной общественности в Саратове.

Однако театр живёт, продолжаются гастроли, теперь не только по Саратовщине, но и по другим областям и странам. Ведётся педагогическая деятельность – отделение театра кукол на театральном факультете готовит новых кукольников.

Наряду с новыми спектаклями в репертуаре театра идут и старые. «Гусёнок» Нины Гернет, который был первым, до сих пор радует маленьких зрителей.