Придуманное в Саратове будет работать на других

Оценить
Область и в нанотехнологиях продолжает ориентироваться на роль поставщика идей и комплектующих

Область и в нанотехнологиях продолжает ориентироваться на роль поставщика идей и комплектующих

Со второго международного форума по нанотехнологиям делегация от Саратовской области вернулась окрылённой. Денег пока не привезли, мирового признания – тоже. Но и то, и другое, судя по настроениям участников форума, не за горами. Своим оптимизмом члены делегации на минувшей неделе пытались заразить приглашённых на отчёт о победах журналистов. Не получилось.

Не тянут саратовские победы на статус судьбоносных для отечества и мировых потребителей. Увы, без сенсационных идей, способных вытащить Саратовский регион из технологической отсталости, все усилия, предпринимаемые и учёными, и областным правительством, под каким углом на них ни смотри, кажутся далёким от науки людям топтанием на месте.

Слово новое, жгутик старый

О ПАН-волокнах и ПАН-жгутиках наша газета писала неоднократно. Да, это уникальный продукт для использования «в военных целях», да, за право быть хозяином ПАН-производства боролись две могущественные в России структуры – Росатом и Ростехнологии. Но почему они снова появились на втором международном нанофоруме как новость?

Как пояснил дотошным журналистам генеральный директор ООО «СНВ» Александр Свиридов, годами рождения ПАН-материалов следует считать 70-е годы двадцатого столетия. Тогда в Саратовской области началось производство углеродных материалов на базе производственного объединения «Нитрон». В это же время на балаковском предприятии «Химволокно» занялись производством углеродных волокон.

«Само производство как бы из области нанотехнологий. Жидкость разная сливается в одну, делается суспензия, потом вытягивается ниточка, частицы которой имеют свою наноразмерность. В пределах от 5 до 10 нанометров, – на пальцах показывал Александр Афанасьевич. – И потом эта ниточка переезжает в Балаково, и там физико-химическими процессами преображается в углеродную нить. Изменением наноразмерности варьируются мощностные характеристики».

Изготовленные на двух предприятиях области нити являются основой материала, который в несколько раз прочнее и в десятки раз легче, чем металл. Но только в 21 веке в России начали цениться скорость, прочность и лёгкость, и производство ПАН-жгутиков попало в целевые федеральные программы.

Теперь, надо думать, производство начнут усиленно развивать, догоняя упущенное за три десятилетия. От Роснано ждут вложений в размере трёх миллиардов рублей. Они пойдут и на расширение производственных площадей, и на новые исследования. Вот, например, после возникновения интереса к саратовскому ПАН-волокну ракетостроителей и прочих военных структур на волокно попробовали воздействовать атомами Бора. И резко сократили энергоёмкость процесса, снизив рабочую температуру с 3000 градусов до 2500.

Мировой рынок ПАН-волокна составляет сегодня около трёх миллиардов долларов в год. Доля России в нём – 0, 25 процента. Прогнозно к 2015 году рынок вырастет до 15 миллиардов долларов. Долю саратовского производства на нём планируется довести до 5–7 процентов. И вот тогда, при годовом доходе в 750 миллионов долларов, саратовское уникальное волокно, возможно, будет более известно в мире, а саратовский бюджет начнёт получать солидные доходы от налогов на прибыль успешного современного производства. Но на этом пока, на данном этапе работы, никто из вышедших к журналистам спецов не заострял внимания.

Опытный образец среди планшетов уже гарантирует внимание

Саратовская команда, съездившая на нанофорум, подсчитала, что за три дня работы выставки саратовская экспозиция заинтересовала более 1,5 тысячи посетителей. При этом никаких сверхновых, не представленных раньше на выставках и салонах идей у саратовцев не было. Этот аншлаг объяснила заместитель саратовского министра промышленности Ольга Лутьянова. «Мы перешли от планшетной выставки к образцам, – сказала она. – У нас у каждого предприятия были образцы, установки. Дисплейчики от НИИ «Волга». Хитозан – уже в форме биопокрытия с результатами проведённых испытаний. Человек с ожогом кожи более 80 процентов живёт».

Директор ООО НПП «Лисскон» Евгений Скиданов представлял на выставке в рамках форума установку, которая с помощью нанотехнологий очищает воду. Одна такая установка позволяет обеспечить питьевой водой высокого качества более 600 жителей небольшого населённого пункта. Учёные не первый год ищут желающих воспользоваться этим гарантированным благом. Но, только когда претворили идею в конкретный образец, у неё начали появляться поклонники.

Евгений Скиданов сообщил, что в ходе нанофорума производством таких установок заинтересовалось правительство…Казахстана. Саратовский директор не стал проводить никаких параллелей, хотя, согласитесь, они так и напрашиваются. Он просто сказал, что если всё сложится, то Казахстан будет хорошим инвестором, и крепить с ним связи НПП будет с удовольствием, и есть надежда, что эти связи окажутся длительными. Потому что проблема чистой питьевой воды в Казахстане стоит остро.

Для того чтобы всё в этом проекте состыковалось, нужна положительная экспертиза из Роснано. Потому что Роснано абсолютно всё равно, откуда будет соинвестор одобренного экспертным советом проекта. Саратовскому правительству, выходит, тоже. Оно предпочитает радоваться чужому интересу.

Дисплеи для LG

«Вектор задан, и идёт структурирование, – попытался донести до журналистов основу текущего момента министр промышленности Александр Никонов. – Большинство учёных имеют широкий спектр разработок. В Саратовской области есть био-, нано-, лазерные, IT-заделы. Надо их использовать. Ещё сильнее замешать процессы, чтобы шёл выброс энергии в нужном направлении».

Министр считает, что сфокусированную энергетику нужно подпитывать финансово. И тогда, вполне возможно, у Саратовской области появятся радужные перспективы, связанные с четырьмя кластерами (или техногенными парками?). Во всём, что касается светлого будущего и нанотехнологий, у обывателей и у журналистов ещё мало ясности.

Отчасти вина за это лежит и на чиновниках, курирующих создание условий для нанопроцветания. С людьми, далёкими от технологий, говорить всё-таки стоит на понятном им языке. Вот, например, самым главным пропагандистским прорывом на конференции по итогам нанофорума мне показались разъяснения директора ФГУП НИИ «Волга» Николая Жукова. Объясняя невидимость нанопродуктов, он сказал, что сегодня в базе процесса развития лежат материалы. Наноисследователи заняты свойствами порошков, нитей, композитов, жидкости. Всеми этими материалами наш регион занимается не первый год.

После этого экспертного введения сразу стало понятно, в чём недоработка саратовских инноваторов. Мы опять – и с нанопродуктами, и с нанотехнологиями – идём по проторенному пути. Мы снова делаем составляющие, комплектующие какого-то изделия. А все лавры достанутся тому, кто сделает вещь целиком.

Не могу быть точно уверена, но, по-моему, именно об этом пытался сказать генеральный директор ФГУП НИИ «Волга». «Инновационной идеологией все должны заниматься. Пока этого подъёма нет», – заключил Николай Жуков.

«В любой инноватике есть определённый процесс. Был опытный процесс, сейчас уже опытное производство. Надо убрать иллюзию, что каждый год будут совершенно новые открытия. Жизнь – она же течёт как река», – высказал свою позицию министр промышленности Александр Никонов.

Но похоже, что производственников давно перестала устраивать наблюдательная позиция чиновников. Основной проблемой инновационного производства Николай Жуков называет «невостребованность этого дела». И ещё – стоимость материала. «Когда вы хотите вместо чего-то что-то делать, то первый вопрос: сколько стоит», – сетует директор производства, который уже в десятках вариантов пытался продвинуть на рынок новые технологии изготовления дисплеев. На нанофоруме ими как будто заинтересовались такие покупатели, как LG. Но почему-то кажется, что до славы саратовских дисплеев, что прогремит на весь мир и прибавит к бренду LG российскую «Волгу», ещё далеко. Хотя бы потому, что дисплей – это тоже всего лишь узел, часть изделия.

Вот и директор петровского завода автозапчастей Анатолий Портнов рассказывает о строительстве в Петровске на базе действующего производства нового завода по производству амортизаторов. На обновлённом заводе будет совершенно новое высокотехнологическое оборудование, у завода появятся новые партнёры в лице РАН и предприятия из города Дзержинска, которое будет делать наноструктурированное покрытие. В итоге произведённые на петровском заводе амортизаторы будут служить дольше и лучше в 2,5 раза.

В век массового потребления, когда машины меняют как перчатки, это не главное свойство. Но это со сторонней точки зрения. А вот Роснанотех заинтересовался. И примерно через месяц состоится заседание последнего экспертного совета, пройдя который, петровский завод может рассчитывать на финансовые вливания в размере 1,5–2 миллиардов рублей.

По мнению министра промышленности Александра Никонова, для улучшения работы автомобиля ежегодно предлагается масса новых технологий. Продвинуться на автомобильный рынок непросто. Петровским амортизаторам повезло из-за синергетического эффекта. Продукт получился конкурентным. Теперь можно подсчитывать: рынок амортизаторов по России – 40 миллионов штук. Петровский завод намерен довести свою долю до двух миллионов.

Наше дело маленькое

Кандидат физико-математических наук из СГУ Андрей Стародубов придумал, как изменять структуры водонефтяных эмульсий с помощью высокочастотного и сверхвысокочастотного излучения. Он предполагает, что с помощью его изобретения можно решить задачу получения высоковязких сортов нефти. На московском форуме перспективность работы молодого саратовского учёного отметили бронзовой наградой в соответствующей номинации. То есть, понятно, что для сырьевой державы данное изобретение может оказаться важным и бюджетно значимым. Получается, что и Андрей Стародубов сработал для страны в целом.

Ну что ж. Что могут, то и изобретают. В конце концов, государственного заказа на конкретные предметы, которых ещё нет в природе, пока не сформировали. А холодильники, автомобили и ракеты делаются всё лучше и лучше коллективными усилиями.