Витреариуса вызывали?

Оценить
Витреариуса вызывали?
Витреариуса вызывали?
«Большие драгоценности» для вашего дома

«Большие драгоценности» для вашего дома

Всё началось с того, что мы затеяли ремонт в кухне и ванной. Большой, просто грандиозный – с заменой всего и вся. Квартира – старая добрая хрущёвка, и, как в каждой настоящей хрущёвке, между ванной и кухней – застеклённое окно. Мы придумали сделать там цветной витраж.

Оказалось, найти в Саратове место, где делают витражи, не так-то просто. Перерыв массу газет с объявлениями, я нашла в одном журнале, посвящённом строительству, всего два «витражных» предложения. В первом месте мне сообщили по телефону, что предлагаются структурные стёкла (волнистые, зернистые, в рубчик и т. п.) двух-трёх тонов. Во втором сказали – да, мы делаем картины из цветного стекла, приезжайте. В саратовский НИИ стекла, что у Трофимовского моста.

Плыл кораблик, светил парусами…

Понимая, что картина из стекла может влететь в копеечку, я на это и не замахивалась: окно маленькое, да и не во дворец эту картину ставить. Достаточно было бы и абстракции из геометрических разноцветных осколков. С такой идеей я пришла в институт стекла, где обнадёжили, что это обойдётся дешевле, чем полноценный витраж, – ориентировочно 12 тысяч рублей за квадратный метр.

Меня отвели в мастерскую, где девушки-дизайнеры резали стёкла для заказа – большие цветные бабочки на застеленной веранде. Видимо, от хрупких крыльев этих бабочек и мне обломились кусочки. В тон к светло-зелёной плитке нашей ванной мы выбрали розовые, жёлтые, фиолетовые и оранжевые стёклышки. Девушки обещали прислать мне варианты эскизов и рассчитать стоимость витража.

Вскоре по электронной почте пришли два морских рисунка. На одном рыбка, водоросли, волны. На втором – парусник, море, солнце над горизонтом. Мы выбрали парусник. Цену назначили в 3900 рублей. Признаться, рассчитывали на меньшую сумму. Была не была! Зато такого уж точно ни у кого больше не будет. Витраж обещали сделать в течение трёх недель.

Придя забирать свой заказ, я расстроилась. Цветные стёкла казались недостаточно прозрачными, фиолетовые вставки – очень тёмными, с заметными разводами. Чудесное преображение случилось вечером, когда стемнело на улице. Витраж вставили в проём и включили свет в ванной. Из тёмной кухни, а потом и из тёмной ванной это смотрелось так, как будто открыли крышку сундука с драгоценностями. Кораблик плыл по синим волнам на фоне розовых закатных лучей.

Без сквозного света, без подсветки витраж совершенно невыразителен: вся его красота – в игре света, проходящего через разноцветные стёкла. В нашей квартире главное время витража – солнечное утро. Каждое стёклышко горит и переливается на солнце, есть в этом какая-то звенящая красота. В течение дня стёкла меняют цвет: жёлтый кораблик бывает и зелёным, и бурым – в зависимости от света.

И в соборе, и в коттедже

Сейчас в Саратове не меньше семи мастерских, где изготавливают витражи. По крайней мере о стольких знает Валентина Благодарова, дизайнер-художник салона, где я заказывала витраж. Но большинство мастерских работают каждая на одного заказчика, как правило, состоятельного хозяина, который украшает свой дом, коттедж, дачу и т. д.

Витраж и его элементы могут стать изюминкой особняка, квартиры, да и просто обычной комнаты. Валентина показывает мне выполненные заказы – часы, люстра, ночник, оформленные с использованием кусочков стекла. Кто захотел вставить цветные стёкла в стенки шкафов, в серединку двери, а кто-то – украсить спинку кровати.

В салоне выставлена парочка картин-витражей, изнутри подсвеченных электрическими лампочками. На одной картине – дерево с листочками под ветром (размер примерно 30 на 40 см, цена – 7 тысяч рублей), на другой – яркая абстракция (размер 50 на 40 см, 9 тысяч).

Витражом можно оформить даже нишу в квартире. Для красоты, для визуального расширения или углубления пространства. Валентина вспоминает заказ, когда в цокольном этаже загородного коттеджа сделали имитацию окон витражами. Выложили виды окон с природными пейзажами. Сразу исчезло ощущение замкнутого пространства.

«Самую малюсенькую квартиру мы умудряемся оживить дизайнерской вещицей, – говорит Валентина. И открывает в компьютере папку с фотографиями среднестатистических квартир. – Даже решётку окна можно украсить вот такой мозаичной птичкой. И она будет переливаться на солнце. А вот обычная прихожая после ремонта. Отштукатурили стены, выкрасили однотонно. Как-то скучно показалось. Придумали для них выложить на стене цветок из россыпи стёклышек. Клеится это обычным силиконовым клеем. Прихожая сразу заиграла!»

Попутно получаю краткий курс искусства изготовления витражей. Известно около 30 способов. Остатки наиболее древних витражей археологи нашли в Африке – им около 5,5 тысячи лет. Древнейшим же европейским витражам, раскопанным в Риме, больше двух тысяч лет.

Лучшими в мире считаются французские витражи эпохи готики. Например, в Шартре и в соборе Парижской Богоматери, в соборах Реймса, Амьена, Бурже. Сначала окна лишь освещали интерьер, а потом, с появлением в них витражей на сложные религиозные, политические, аллегорические сюжеты, стали украшать помещения, а также служить просвещению и воспитанию прихожан. Французам полюбились и огромные круглые окна (разноцветные «розы»), и высокие стрельчатые «ланцеты».

Дорогой эксклюзив

Насколько я поняла, самые распространённые сейчас в Саратове техники витража – тиффани, фьюзинг и пескоструйная.

Метод тиффани состоит в том, что торцы стёкол оборачиваются медной самоклеющейся фольгой, затем фрагменты витража раскладываются на кальке в соответствии с эскизом и спаиваются между собой оловянным припоем. Сверху всё покрывается патиной (особая плёнка). За счёт использования большого количества мелких деталей такие витражи отличаются более тонким и изящным рисунком.

Впервые подобным образом сборку витража осуществил американский художник и дизайнер Луи Комфорт Тиффани (1848–1933 гг.). Именно он инициировал массовое производство изделий из художественного стекла. Сам Тиффани оклеивал торцы стеклянных фрагментов тонкими полосками свинца, а затем спаивал их.

Заказчику могут предложить стёкла собственного производства (в саратовском институте стекла их запекают в печах, добиваясь нужного цвета), из которых составляют рисунок. Очень качественным считается цветное стекло производства Германии, Италии, Бельгии, Чехии, Франции. Но оно и стоит дорого. Расценки на тиффани – 12–15 тысяч рублей за квадратный метр. Впрочем, в салоне сказали, что цена сложится индивидуально, в зависимости от заказа.

Ещё одна распространённая техника – фьюзинг (от английского fusing – плавка, плавление, слияние). Здесь не используют металлических перегородок. Рисунок составляют на цельном стекле, накладывая на него цветные кусочки, стеклянные гранулы, шихту, и помещают в печь. Там разогретый до 850 градусов двух-, трёхслойный «пирог» спекается в единое целое.

В зависимости от особенностей технологии, слои могут растекаться или нет, пятна смешиваются или остаются чётко очерченными, оказываются объёмными или едва выпуклыми. Появляется желаемая фактура, создаются нужная толщина и рельеф. На вид такие запечённые кусочки очень похожи на разноцветные леденцы.

Цену на саратовский фьюзинг мне так никто и не назвал. Она зависит от сложности рисунка, использованных материалов, размера изделия. Я видела великолепные работы саратовской мастерицы фьюзинга – панно, плафоны, вазы и т. д. Судя по тому, что каждая такая работа – штучная, авторская, стоят они недёшево…

В витражные изображения можно включать фрагменты, выполненные в технике росписи силикатными красками или лаками по стеклу. Или просто заказать картину красками по стеклу. Лаки эти (например, итальянские) весьма дороги: маленький флакончик – несколько тысяч рублей. В зависимости от плотности и сложности рисунка цена колеблется от 12 до 35 тысяч рублей за квадратный метр росписи.

Считается, что изделия, выполненные с помощью пескоструйной обработки, дешевле других. На стекле, на зеркале по трафарету в пескоструйной машине «выбивается» рисунок. Художники либо создают матовый рисунок на прозрачном стекле, либо вытравливают более прозрачный рисунок на матовом стекле.

Элементы пескоструйной техники широко используют в мебели: матовыми делают стенки шкафов, кроватей, столов и т. п. В зависимости от сложности работы, использования материалов и оборудования (отечественное дешевле, иностранное дороже), цены на этот вид работы разнятся от 500 до 2500 рублей за квадратный метр.

Судя по тому, какое оживление наблюдается в салоне (приходят-уходят заказчики, постоянные телефонные звонки, общение), спрос на эксклюзивное оформление интерьеров в Саратове есть. Не только на витражи. Например, на металлическую художественную ковку – витые скамейки, вешалки для одежды, фонари, каминные решётки. При мне мужчина заказывал кованые лестничные перила (6 метров – 100 тысяч рублей). Тут же купил кованую розу (2 тысячи штучка).

Перед уходом я ещё немного поглазела, как художник Ольга Щербакова вылепляет на стене гипсовый барельеф башни «Ласточкино гнездо». Краем уха услышала, как кто-то по телефону обсуждал оформление душевой кабины. Да, пожалуй, нет такой вещи, которую нельзя было бы украсить.

***

Vitrum – стекло (лат.), vitre – оконное стекло (фр.), витреариус – средневековое название витражных дел мастера.

Витра́ж – произведение декоративного искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

***