«Всеми методами лечения»

Оценить
Во время Сталинградской битвы на одного врача в саратовских госпиталях приходилось по 200 раненых

Во время Сталинградской битвы на одного врача в саратовских госпиталях приходилось по 200 раненых

В годы Великой Отечественной войны Саратовская область стала мощным госпитальным центром, спасшим не одну тысячу солдатских жизней. Уже через два дня после нападения Германии на СССР в Саратове сформировалось специальное управление местного эвакуационного пункта. По первоначальному плану в городе должны были открыться 36 госпиталей. Но год спустя их насчитывалось уже более 80, а количество коечных мест составляло почти 9 процентов от их общего числа в тыловых областях страны.

Наталья Копылова, Мария Палькина, Екатерина Рябинцева

Формирование госпиталей шло с большим напряжением: уложиться в установленные сверху сроки удавалось далеко не всегда, так как на освобождение, перестройку и оснащение помещений требовалось всё больше сил и ресурсов.

Госпитали размещались в лучших и наиболее удобных помещениях. Крупный госпиталь №3932 с сентября 1941-го по 1943 год был развёрнут в городском дворце пионеров (ныне дом творчества детей и молодёжи). При этом дети были переведены в областную библиотеку имени Пушкина, и занятия в кружках продолжались.

Многие эвакуационные пункты открылись в зданиях учебных заведений, располагавших просторными территориями и подходящей планировкой, – в школах и институтах.

Число саратовских школ, открывших в годы войны свои двери в качестве эвакуационных госпиталей, было настолько велико, что многие задумались, случаен ли был такой выбор помещений для этих медицинских учреждений. Стали поговаривать о том, что школы якобы изначально строились с такой специальной планировкой, чтобы в случае чрезвычайной ситуации их легко можно было переоборудовать под госпитали. Ведь широкие коридоры и большие рекреации учебных заведений как нельзя лучше подходили для этих целей.

Официально эта версия так и не была подтверждена. Однако остаётся фактом, что здания школ были наиболее подходящими для расположения в них госпиталей.

В здании школы № 42 на следующий день после начала войны открылся челюстно-лицевой госпиталь № 1304, действовавший там до 1 октября 1945 года.Средняя школа № 18 не только взяла шефство над госпиталем № 1676, но и сама принимала раненых солдат. Медицинские эвакуационные пункты находились также в зданиях школ № 2, 7, 8, 9, 14, 22, 34, нынешних гимназии № 4 и физико-технического лицея.

Военный эвакогоспиталь № 3931 работал в военные годы в здании средней школы № 19 (ныне гимназия № 1).

В конце лета 1941 года бюро Саратовского обкома ВКП(б) и исполком Саратовского областного совета депутатов трудящихся постановили освободить помещение средней школы и в течение трёх дней передать в распоряжение гороно.

Архивная справка, присланная лишь в 1990 году военно-медицинским музеем министерства обороны на запрос Алексея Пенькевича, члена совета школьного музея, явилась по сути первым официальным документом, подтверждающим, что с 16 сентября 1941 года в здании школы действовал эвакуационный госпиталь.

Около 600–700 раненых единовременно могли получать там медицинскую помощь по нескольким профилям – общехирургическому, травматическому, грудному и терапевтическому. Начальником госпиталя был назначен военврач 2-го ранга Моисей Павлович Славутский. Спустя два года (в июле 1943 года) ему было присвоено звание полковника медицинской службы.

Сотрудникам школьного музея в 2007 году удалось разыскать начальника медицинского отделения эвакогоспиталя – Анну Николаевну Есипову, которая проработала в нём всю войну, вплоть до декабря 1945 года. Выпускница саратовского медицинского университета, она в 1941 году была мобилизована в ряды Красной армии.

Безмерная благодарность солдат за спасённые жизни звучит в их письмах Анне Николаевне. Одно из этих писем было опубликовано в книге Владимира Вардугина «Во благо народного здравоохранения»:

«На память о госпитале 3931, март 1943 года. Какая радость! Я снова высматриваю человеком-воином – способным убивать гансов и фрицев. И я их буду убивать, гробить беспощадно. Своим настоящим состоянием и настроением я обязан вам, Анна Николаевна. С чувством глубокой благодарности в жарких боях и на отдыхе буду вас вспоминать».

В то время как днём и ночью медики спасали тысячи жизней наших солдат, учителя и ученики школы концертами художественной самодеятельности старались поддержать их, поднять боевой дух. Школьники ухаживали за больными, помогали им писать письма домой. В школьном музее гимназии № 1 сохранились и воспоминания учителей – очевидцев и участников этих событий: Елены Леопольдовны Ягелло, Ольги Алексеевны Соболевой, Нины Михайловны Рассказовой, награждённой медалью «За оборону Сталинграда».

Неоценимую помощь раненым, находившимся на лечении, оказал саратовский авиационный техникум, который летом 1941 года взял шефство над эвакогоспиталем. «Ежедневно девушки I-II курсов уходили в госпиталь на дежурство, выступали с концертами художественной самодеятельности перед ранеными бойцами», – напишет впоследствии В. И. Спиридонов в «Очерках истории авиационного колледжа».

Наиболее напряжёнными для всех госпиталей Саратова оказались дни Сталинградской битвы. В октябре – декабре 1942 года количество поступающих раненых превышало все разумные пределы, госпитали были переполнены. На одного врача приходилось часто по 200 раненых солдат. В ноябре 1942 года только в нашу область поступило около 24 тысяч пострадавших.

Солдат привозили с тяжелейшими ранениями – первичными и вторичными кровотечениями, ранениями грудной клетки, осложнёнными ранениями головы. Но высококвалифицированный медицинский состав творил чудеса. Сергей Христофорович Архангельский – один из самых известных и уважаемых хирургов того времени – за год войны сделал около 3000 операций.

По официальным данным советского времени, благодаря стараниям таких врачей-чудотворцев смертность в госпиталях не превышала одного процента.

«В строй вернулось около 85 процентов раненых бойцов, – напишет Д. Ванчинов в историческом очерке о саратовском Поволжье в годы Великой Отечественной войны в 1976 году. – В госпиталях боролись со смертностью всеми современными методами лечения, как оперативного, так и медикаментозного».

Позже статистика постепенно менялась, цифры потерь становились более реальными. Однако главное остаётся: за годы войны в госпиталях Саратова и области вылечено около 300 тысяч наших солдат и офицеров.

***

Антонина Фёдоровна Салманова, ветеран Великой Отечественной войны:

БЫЛО СТОЛЬКО РАНЕНЫХ, ЧТО МЫ С НОГ ВАЛИЛИСЬ

– В госпиталь я попала сразу после школы, а закончила я её в 1942 году. Ещё в 10 классе у нас были специальные курсы медсестёр, и после окончания школы большинство из нас направили в госпитали. Я хотела учиться дальше, но приказ есть приказ.

Когда я пришла в госпиталь – он находился на углу Мичурина и Горького, – оказалось, что медсестёр там достаточно, но нет специалиста по лечебной физкультуре. Меня этому научили, потом за мной были закреплены раненые, которых мы и ставили на ноги.

Все мы, и врачи, и младший медперсонал, были одной семьёй. Помогали друг другу. Я же была совсем молодой, и ко мне относились как к несмышлёной девчонке. В общем, я такой и была. Другие медсёстры, которые были постарше, к раненым относились не только как к людям, нуждающимся в помощи. Случались любовные истории – мужчин-то было совсем мало, все были на фронте.

Очень много раненых у нас было, когда шли бои под Сталинградом. Все тогда с ног валились. Но ничего, справлялись.

Немногим позже, когда уже обстановка была полегче, я опять начала проситься на учёбу, в институт. Но меня до 1945 года так и не отпустили.

Уже в наше время, когда я оформляла документы, чтобы получить звание ветерана войны, выяснилось, что все мои бумаги утеряны. Но нашли госпитальные журналы дежурств, в которых записывали, когда и кто дежурил. Оказывается, в то сложное время документацию вели строго и аккуратно. Так что справедливость была восстановлена.