Рублём по лошадиной силе

Оценить
Федеральное правительство предложило регионам пополнять бюджеты за счёт автомобилистов

Федеральное правительство предложило регионам пополнять бюджеты за счёт автомобилистов

С нового года может вырасти в десять раз транспортный налог – одна из статей расходов автовладельцев: частных лиц, коммерческих предприятий, бюджетных учреждений. Транспортный налог платят все.

На минувшей неделе правительство РФ одобрило поправки в Налоговый кодекс, которые увеличивают с 2010 года базовую ставку транспортного налога в два раза. Поскольку транспортный налог – сугубо региональный (им пополняются бюджеты регионов), повышение ставки якобы направлено на помощь этим бюджетам.

Этим налогом играют. В тучные времена его уменьшают, в худые – увеличивают. Сегодня базовая ставка, на которой основывается сумма налога, зависит от мощности двигателя автомобиля.

Согласно Налоговому кодексу, стоимость одной лошадиной силы для автомобиля с мощностью двигателя до 100 этих самых лошадиных сил составляет 5 рублей, от 100 до 150 л. с. – 7 рублей, от 150 до 200 л. с. – 10 рублей, от 200 до 250 л. с. – 15 рублей, свыше 250 л. с. – 30 рублей. У регионов существует возможность повысить или понизить эту базовую федеральную ставку в пять раз.

В Саратовской области базовая ставка на разные виды транспортных средств уже повышена относительно федеральной в 1,5–5 раз. Только владельцам мотоциклов и мотороллеров удалось сэкономить: региональные власти понизили базовую ставку налога на этот вид транспорта в два раза.

Федералы поступили хитро. Они дали региональным властям одинаковое право как повышать, так и понижать ставку транспортного налога. По закону понизить её можно даже в 10 раз. Но в Саратове как эксперты, так и автолюбители уверены, что местные власти возможностью снижения налогового бремени не воспользуются.

Андрей Данилов, частный предприниматель, председатель гильдии автоперевозчиков областной торгово-промышленной палаты, авторитетно поясняет, что на уровне региона ставки поднимут максимально. «Бизнесу надо помогать, а они налог повышают, – рассуждает Данилов. – К тому же перевозчикам, работающим на рынке Саратова, необходимо постоянно обновлять автобусный парк. А это значит, что надо приобретать автобусы не ниже «Евро-3», то есть мощность двигателя уже будет не ниже 100 л. с.».

Андрей Данилов считает, что повышение заметят перевозчики, занимающиеся регулярным обновлением передвижного состава, и владельцы грузового автопарка. Мы берём с ним к примеру, автобусный парк, состоящий из наиболее распространённых ЛиАЗов и икарусов. Сегодня владелец автопарка выкладывает восемь тысяч рублей за один автобус. Если парк большой (автобусов 20), то транспортный налог, и без того составляющий кругленькую сумму, вырастет до небывалых размеров. Повышение может стать серьёзной проблемой и для владельцев грузового транспорта. Если за один КамАЗ сегодня владелец также выкладывает восемь тысяч рублей, то в случае предельно максимального повышения согласованного депутатами областной думы транспортный налог за одну машину составит 40 тысяч рублей.

Ещё одно новшество состоит в том, что регионам предоставлена возможность варьировать ставки в зависимости не только от мощности двигателя машины, но и от её возраста и экологического класса. Понятно, что если депутаты ухватятся и за этот налоговый поводок, то хуже всего придётся владельцам низкоэкологичных «старушек». А это, как не трудно догадаться, в основном люди небольшого достатка.

Региональные власти пока предпочитают не делать поспешных заявлений. Александр Ульянов, министр экономического развития и торговли области, успокаивает, что принятые правительством РФ поправки ещё будут рассматриваться в Госдуме. Тем не менее, уже сейчас в облправительстве ведутся предварительные обсуждения возможных поправок в региональный закон о транспортном налоге. По мнению Александра Ульянова, поправки в Налоговый кодекс Госдума всё-таки примет, а поскольку это решение привязано к региональным бюджетам и направлено на их пополнение, повысятся ставки и в Саратовской области.

Федеральное правительство уверено, что удвоение базовой ставки транспортного налога принесёт региональным бюджетам 7,5 миллиардов рублей. А если регионы, воспользовавшись данным им правом, осмелятся повысить ставку ещё в пять раз, то потенциальные дополнительные доходы могут достигнуть 37,5 миллиардов рублей.

Мощность двигателя

От 100 л. с.

100–150

150–200

200–250

От 250

Налог (за л. с.)

сейчас

будет

сейчас

будет

сейчас

будет

сейчас

будет

сейчас

будет

Легковые

7

50

30

70

50

100

75

150

150

300

Автобусы

20

100

40

200

Грузовые

15

50

30

80

30

100

40

130

50

170

В таблице представлен наиболее пессимистический сценарий, который будет реализован, если региональные власти воспользуются своим правом повышать ставку в 5 раз (базовая ставка умножается на 2 федералами и на 5 – регионом).