Крепкие духом
Перелюбские земледельцы доказали: засуха – не повод опускать руки
Засуха нынешнего года, принёсшая столько неприятностей в и без того непростую жизнь саратовских крестьян, остаётся темой для обсуждения. На минувшей неделе правительство Саратовской области в лице заместителя председателя Сергея Горбунова и министра сельского хозяйства Александра Игонькина в очередной раз организовало выездное совещание по стабилизации ситуации в АПК региона. Местом проведения совещания на этот раз был выбран Перелюбский район, как наиболее сильно пострадавший от пагубных явлений природы.
Мы отправились в Перелюб вслед за правительственной делегацией, чтобы на месте оценить катастрофичность сельской ситуации.
Дина Болгова, Вера Салманова (фото)
Тракторы вместо молодёжи
Нас прямиком отвезли в поля. Наши новые знакомые Николай Азарнов и Михаил Коба решили наглядно продемонстрировать, чем они занимаются всю сознательную жизнь.
«Вот, смотрите – ни одного необработанного клочка земли нет, – начал демонстрацию Михаил Коба. – Это вот наш подсолнух, там вон кукуруза, а дальше, видите, зелёное всё – это наши озимые».
Как пояснили наши экскурсоводы, ОАО «Сельхозтехника» объединяет поля семи бывших колхозов. Сегодня в обработке хозяйства находится порядка 80 тысяч гектаров земли.
«Ещё 12 лет назад, когда Сельхозтехника только начинала свою хозяйственную деятельность, у неё было всего 100 гектаров земли, только один бороновальный агрегат и один трактор ДТ-75», – рассказывает нам Николай Азарнов, нынешний генеральный директор предприятия.
Достичь таких масштабов (со 100 гектаров до 80 тысяч) хозяйству, по словам наших собеседников, помогли уверенность и амбициозность прежнего руководителя – Сергея Букина (сегодня главный акционер общества) – и грамотные кадры.
«У нас в хозяйстве на постоянной основе работают 311 человек, – рассказывает Михаил Коба, главный агроном Сельхозтехники. – А в сезон ещё людей нанимаем со стороны, в общей сложности до 500 человек доходит. Вот сейчас в полях задействовано около 250 человек».
Средний возраст механизаторов – 48–50 лет. «Вот в Перелюбе открыли профтехучилище, но нам что-то не видно, чтобы молодёжь туда рвалась учиться, – рассказывает главный агроном. – Сейчас все со школьной скамьи хотят в какой-нибудь хороший вуз, потом сразу в хороший автомобиль…»
Справляться с кадровой проблемой в ОАО «Сельхозтехника» решили с помощью высоких технологий. Не так давно хозяйство закупило четыре «энергонасыщенных трактора». Каждый из них, по словам наших собеседников, заменяет в работе 7–8 «кировцев» (тракторы К-700).
При этом гендиректор Николай Азарнов уверяет, что при сокращающейся таким образом потребности в кадрах расставаться со сложившимся коллективом хозяйство не собирается. Высвобождаемых работников переводят на другие направления.
«Бывает, что, как шарик, человека катать приходится туда-сюда: здесь попробуй, там попробуй. Ищем ему подходящее занятие до тех пор, пока не найдём. У всех же семьи, все должны работать», – убеждён Николай Викторович.
Правительство выравнивает ситуацию
Главной проблемой текущего года Николай Азарнов назвал даже не засуху и не гибель посевов, а отсутствие цен на зерно как таковых.
«Цен на пшеницу – основной наш продукт – сегодня практически нет. Да, объявляли интервенцию сначала в августе, потом в сентябре, потом говорили о начале октября, но до сих пор никто ничего не покупает. Мы в этом году планировали укрупняться – распахать часть наших земель, расположенных в Озинском районе. Но сейчас приходиться говорить не об укрупнении, а о том, как сохраниться в том виде, в котором находимся в настоящее время».
С нетерпением ожидая начала зерновых интервенций и обещанных по ним цен (5,5 тысяч рублей за тонну), ОАО «Сельхозтехника» постепенно отгружает зерно на элеватор: «Мы уже тысяч семь или восемь тонн пшеницы на элеватор выкинули и продолжаем ещё возить».
По словам гендиректора хозяйства Азарнова и агронома Кобы, засушливый 2009 год стал во многом для них показательным. Очевидными стали свои и чужие ошибки в ведении сложной сельскохозяйственной стратегии. По предварительным подсчётам специалистов ОАО, убытки, нанесённые хозяйству засухой, составили порядка 100–150 миллионов рублей. Хотя урожай ещё не собран с 20 тысяч гектаров, так что цифры эти не окончательные.
Как рассказывает Михаил Коба, урожай-2009 формировался в Перелюбском районе в чрезвычайно сложных условиях: «Дождя не было всё лето. Одни суховеи, температура почвы при которых достигала 60 градусов, а температура воздуха – 42». Но духом не упали, и мыслей о том, чтобы «сложить, развалить хозяйство», никто из директоров не допускает.
«Да, туговато работать, но жить-то мы как-то должны, – объясняет общую стойкость духа Николай Азарнов. – Мы в этом году озимые убрали вовремя, да ещё 14 тысяч гектаров озимых посеяли. Хотя влаги в почве у нас практически нет. И не сеяли мы до последнего, это же риск огромный. Да и заложено под озимые у нас изначально было 25 тысяч гектаров. Это значит в прошлом году их вспахали, забороновали, закультивировали, целый год выдерживали эти пары… и в конце концов посеяли только 14 тысяч гектаров».
Сокращение площади посевов под урожай уже 2010 года объясняется просто – нехваткой семян. Но, как поясняют нам Азарнов и Коба, даже этих 14 тысяч гектаров у Сельхозтехники могло бы и быть, не обрати, мол, областная власть внимание на проблемы селян.
«Сергей Горбунов, который хорошо наши трудности знал, помог нам закупить элитные семена, – рассказывает Николай Азарнов. – На Ершовской опытной станции мы купили тысячу тонн семян. Ими и засеяли 7 тысяч гектаров. Ещё на 7 тысяч га набрали своих семян».
В сентябре в районе прошли дожди. Но мои собеседники продолжают уверять меня, что если б, мол, не помощь правительства, никакого сева не получилось бы. «Сработали быстро, оперативно, – говорит главный агроном Коба. – Знаю, что ни в Самаре, ни в Оренбурге никто по засухе ничего ещё не получил, а Горбунов пробил это дело моментально. Мы сразу семена получили».
А теперь получается по пословице: назвался груздем – полезай в кузов. На помощь правительства, уже зарекомендовавшего себя в глазах сельхозтоваропроизводителей, ОАО «Сельхозтехника» надеется и в решении других проблем. Вот, например, те 10–11 тысяч гектаров неиспользованных, но заложенных под сев озимых незавершёнкой перейдут на следующий год, порождая материальные убытки. Выровнять ситуацию, по словам моих собеседников, может отсрочка по кредитам на 2–3 года. Пролонгация сроком на год, мол, существенная поддержка, но возможности прочно встать на ноги не даст.
Уход от ячменя, овса и пшеницы
«Помощь государства, конечно, играет значительную роль. Во-первых, неоспоримая польза от содействия в покупке семян, во-вторых, пролонгация кредитов. Но, надеясь на государство, мы и сами руки не опускаем», – заявил мне гендиректор ОАО «Сельхозтехника» Николай Азарнов.
По его словам и по словам агронома Михаила Кобы, Сельхозтехника уже лет семь не сеет всё то, что в основной массе сеют другие земледельцы области, – ячмень, овёс, яровую пшеницу.
«Это уже пройденный этап, – заявляет агроном Коба. – Ячмень в этом году у некоторых хозяйств дал полтора центнера с гектара, овёс у всех абсолютно – 3–4 центнера. Другими словами, посеяли 200 килограммов, а убрали 150. Яровая пшеница – полцентнера с гектара. То есть убрали просто, чтобы была солома. Просо тоже даст около 4 центнеров, не больше. Всё. Надо возделывать нут, только нут. У нас средняя урожайность нута последние пять лет составляет 17 центнеров с гектара».
Из дальнейшего рассказа выяснилось, что нут сегодня очень востребованная на рынке культура. У Сельхозтехники её активно закупают турки, индусы, израильтяне.
«Они ещё зимой приезжают, договариваются с нами об объёмах поставок, о ценах, – рассказывает Михаил Коба. – У нас в этом году около 13,5 тысяч гектаров нута было посеяно. Прекрасные были всходы, семена были элитные, думали, что мы этим нутом закроем все свои кредиты, все свои потребности, заработную плату людям хорошую выплатим. Но погода подвела».
Сегодня на полях Сельхозтехники нут не собран с 5 тысяч гектаров. И убрать его на этот раз мешает влажность: «Была бы пшеница, её и влажную можно собрать. У нас огромная сушилка стоит – за час можно пропускать 60 тонн. А нут – он в коробочке, и если она влажная, то мнётся и не вымолачивается. Вот если мы нут теряем, то убытки составят порядка 15 миллионов – всё, что было потрачено на его возделывание».
И всё же мои собеседники уверены, что за нутом будущее земледелия: «На нут цена есть всегда. Если у пшеницы она сильно плавает (сегодня 6 рублей, а завтра 2 рубля), то нут в цене устойчив – ниже 6 рублей за килограмм не опускалась ни разу. А в этом году наши закупщики (турки, индусы) приезжали и называли цены от 10 до 13 рублей.
Индия каждый год закупает, и им сколько ни привези, они купят всё. Они и сами нут выращивают, но первосортный. Свой нут они отправляют в Европу, а сами едят второсортный нут, то есть тот, что мы выращиваем. Он тоже хороший, просто меньше размером и массой в два, а то и в три раза. Чего они только из нута не делают – пасту, лепёшки, нут такой, нут эдакий».
Патриоты и энтузиасты
Кроме нута и привычных уже пшеницы, кукурузы и подсолнечника экспериментаторы-земледельцы из ОАО «Сельхозтехника» пробуют возделывать на своих полях чечевицу и лён. «Тренируем их первый и второй год, а ещё эксперимент проводим – пробуем сеять сафлор», – рассказывает Николай Азарнов.
Свой энтузиазм и активность Азарнов и Коба объясняют просто: «Мы перенимаем опыт у наших предшественников, которые в своё время подняли земледелие в районе на высочайший уровень. Тем хозяйствам, которые не могут похвастаться такими же полями и результатами, либо просто не у кого учиться, либо у них народ ленится».
А ещё, по словам Николая Викторовича и Михаила Алексеевича, людям в Перелюбе просто некуда деваться: «Мы живём за 400 километров от Саратова, как на острове. Да и кому и где мы нужны? Только самим себе, а значит, мы для себя же и должны стараться работать».