Жизнь удивительно смешна
Премьера в Театре драмы им. И. А. Слонова
Наша жизнь – удивительно смешная, только мы этого не замечаем. С такими мыслями я вернулась домой после премьеры в академдраме сентиментальной комедии «Частная жизнь», поставленной молодым режиссёром Даниилом Безносовым по пьесе молодого драматурга Ксении Степанычевой.
Маша Гетрова
Едва сбросив туфли, заявила мужу: «Не любишь ты меня». «Ну конечно, люблю, я тебе уже говорил», – не отрываясь от телевизора, пробурчал он. «А чего тогда не ревнуешь?» – «К кому?» – удивился он. «Ну, к Вадику ушастому ты можешь меня не ревновать, – задумалась я, – у нас с ним ничего не было, мы просто гуляли». «Это что ещё за хмырь?» – моментально закипел муж. Я расхохоталась.
Наш диалог почти повторил диалог Светы и Коли (героев Зои Юдиной и Андрея Казакова) из только что увиденной «Частной жизни». Пока шёл спектакль, я совершенно точно осознавала: всё, что играют актёры на сцене, со мной уже было. И будет ещё тысячу раз. Полагаю, это чувствовали все зрители, буквально умиравшие от хохота при очередной фразе, брошенной кем-нибудь из героев. Это нашу частную жизнь ставили на сцене, только до этого момента мы не отдавали себе отчёта, насколько она забавна и прекрасна, даже когда кажется скучной, нудной или несправедливой.
Вот героиня Татьяны Родионовой Соня, представляющая себя маленьким солдатиком со шпажкой в руке («машу-машу, а проблемы не убавляются»), пытается предаться тишине с удочкой в руке. Побыть в одиночестве у неё не получается, каждый появившийся у речки считает своим долгом спросить: «А на что вы ловите?» Ответ «на хлеб» рождает естественный вопрос: «Почему не на червей?» И когда она наконец сообщает, что ловит «на хер», зрители понимают, что это единственно правильный ответ.
В благополучной семье Игнатовых тоже не всё гладко. «Двадцать лет воспитывал дочь, а воспитал сына», – подводит итог своего отцовства герой Виктора Мамонова Сергей Николаевич Игнатов, узнав о том, что его единственная дочь Анюта (героиня студентки театрального факультета Анны Могуевой) любит свою подругу, с которой собирается снимать квартиру.
Это всё потому, приходит к выводу его жена, которую сыграла Эльвира Данилина, что муж, мечтавший о сыне, неправильно сформировал у дочери образ отца. Всё верно: всё хорошее в детях – от нас самих, всё худшее – от супругов. «Твою мать», – то и дело произносят знакомую до зубовного скрежета каждому родителю фразу супруги Игнатовы.
Ну ничего, приходят они к выводу, скарлатину пережили, татуировки пережили, буддизм пережили, и ЭТО переживём. «Твою мать», – хохочет вслед за ними зал.
Все ситуации будничны, все герои узнаваемы – либо в близких людях, либо в собственном отражении в зеркале. Молодая женщина Полина (Дарья Родимова) доводит до бешенства своего возлюбленного Виталика (Григорий Алексеев), делающего ей предложение: и свадьбы не хочу, но и без свадьбы не хочу тоже.
Или ещё знакомая картинка. Ну кто из мужчин не знает о запрете трогать что-либо на праздничном столе, пока не придут гости. «Хочу яблоко», – клянчит в ожидании Нового года Андрей Седов, которого Андрей Седов же и сыграл (режиссёрская шутка), у своей подруги Тани (Ольга Милованова), пока та неистовствует в желании организовать всё идеально, одновременно паникуя – а вдруг никто не придёт? Подруга должна быть всегда во всём права, прекрасно осознаёт герой Седова, иначе придёт в недоумение: как же так?
Вообще, я бы сказала, что женские характеры у автора на большом подозрении. Героини взбалмошны, капризны, эгоистичны, не знают, чего хотят. И может быть, в другом случае не вызывали бы симпатии, если бы их слабости и капризы не были так узнаваемы и дороги себе любимым, не вызывали бы желания спросить: «А ты помнишь?»
«Так же, как все, как все, как все», – звучит рефреном песня Пугачёвой. И это очень верно: герои спектакля живут так же, как все, так же, как мы.