Легенды и мифы регламента ГИБДД

Оценить
Сотрудникам Госавтоинспекции нужно выучить новые правила дорожного поведения

Сотрудникам Госавтоинспекции нужно выучить новые правила дорожного поведения

Регламент действий сотрудников ГИБДД, вступивший в силу 1 сентября, породил смятение в рядах автомобилистов. Пошли разговоры о том, что новый документ, содержащий 272 пункта, вносит поправки в Правила дорожного движения и ещё больше развязывает руки милиционерам.

На деле новый регламент не несёт почти никаких нововведений. Все его пункты основаны на Правилах дорожного движения, Конституции РФ, кодексах, федеральных законах, указах, распоряжениях и постановлениях президента.

Любой автомобилист, как и всякий гражданин РФ, должен жить по законам, к которым свод правил для инспекторов ГИБДД не относится. Однако иметь представление о его основных положениях вам нужно – для собственного спокойствия.

Даже опытные автомобилисты, сведущие в юриспруденции, нашли некоторые пункты регламента неоднозначными и даже непонятными.

Подготовили Екатерина Кочкина, Мария Палькина

Внимание, уважение и терпимость

Теперь, остановив вас на дороге, сотрудник Госавтоинспекции не будет отдавать вам честь. Однако он «обязан быть вежливым, объективным и тактичным», обращаться на вы, «свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку».

При обращении к вам «сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения».

То есть одинокий инспектор на дороге может остановить вас, только если у него есть веская причина, например, нарушение вами правил движения. Проверять документы без конкретного повода могут лишь на посту дорожно-патрульной службы.

Вы можете попросить инспектора показать служебное удостоверение. Он предъявит его в развёрнутом виде, но из рук не выпустит.

«Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности». Если вдруг забыл – имеете полное право спросить его об этом.

Разъяснять суть вашего нарушения инспектор должен «без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов».

Чудеса толерантности на этом не заканчиваются: «Если участник дорожного движения на сообщение о совершённом нарушении реагирует возбуждённо, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий».

«Я всегда с собой беру видеокамеру»

Отныне при общении с вами сотрудник ГИБДД имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру. Записывать общение с инспектором можете и вы, точнее, он «не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры», если это не запрещено законодательством. Об имеющемся запрете, со ссылкой на нормативный акт, вам должен сообщить сам сотрудник ДПС.

Разрешение видео- и аудиозаписи, с одной стороны, лишает вас возможности уговорить инспектора простить вам все ваши грехи, показав «волшебную бумажку» или сделав «звонок другу». С другой – это заставит если не всех, то хотя бы некоторых гаишников не пытаться намекнуть на возможность договориться без протокола или обманом втянуть вас в опасную авантюру, особенно когда вы едете один по ночному городу. Так что возьмите в привычку начинать общение с инспектором с сообщения о съёмке.

«Цветы и конфеты не пью»

Инспектор должен бережно относиться к вашим документам, «не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах».

Примечательно появление в регламенте такого пункта: «Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг».

При этом за попытку положить что-то в документы никакого наказания не предусматривается.

Кстати, предлагать инспектору запрещается не только деньги и ценные бумаги, но и «материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы за исключением необходимых для осуществления административных действий».

Поиграем в прятки?

Позволить или не позволить гаишникам использовать укрытия для поимки не соблюдающих ПДД водителей, в МВД определились не сразу. Сначала новый свод правил разрешил сотрудникам ГИБДД «прятаться» от участников дорожного движения и отслеживать нарушителей из засады. Причём при использовании радаров и других технических средств предлагались как естественные, так и искусственные укрытия.

Однако нововведение сразу не прижилось. Генпрокуратура РФ установила, что данный пункт регламента противоречит федеральному закону «О противодействии коррупции», который гласит, что деятельность органов государственной власти должна быть публичной и открытой. В генпрокуратуре посчитали, что разрешение инспекторам использовать укрытия было направлено на «выявление и пресечение административных правонарушений в ущерб их профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий», что противоречит закону «О милиции» и федеральному закону «О безопасности дорожного движения». Теперь МВД готовит приказ о внесении соответствующих изменений в регламент, но, пока они не вступили в силу, «игры в прятки» официально разрешены.

Пункт о том, что контролировать дорожное движение гаишники могут только с использованием патрульных автомобилей, никаких возражений не вызвал. Не нужно также забывать, что осуществлять свои полномочия они могут только в форменном обмундировании и при наличии служебного удостоверения.

«Остановиться нельзя проехать»

После какого из слов в этом предложении по новому регламенту нужно поставить запятую, путаются многие. Связано это с тем, что пункт 66-й гласит: «Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения».

Возникает вопрос: если инспектор указывает вам остановиться в зоне действия знака «Остановка запрещена», нужно проигнорировать инспектора и ехать дальше? Такие действия, во-первых, обернутся для вас штрафом за невыполнение требования сотрудника милиции об остановке (2000–2500 рублей или лишение прав на 1,5–2 года), во-вторых, могут повлечь за собой погоню в лучших традициях американских боевиков.

Это инспектор нарушит свой регламент, остановив вас в неположенном месте. Вы же должны действовать по правилам движения, а именно: остановиться в указанном вам месте, ведь инспектор – это в данном случае тот же регулировщик, распоряжения которого нужно выполнять, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

В пункте 66-м есть интересное продолжение: автомобили нельзя останавливать там, где это запрещено правилами, «за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения».

Нарушение вами Правил дорожного движения, в общем-то, и есть «реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью» людям в других автомобилях и на тротуарах. Получается, что инспектор может остановить вас, где захочет и когда захочет, главное – придумать обоснование. И первую часть этого пункта можно было вообще не писать.

Осмотр и досмотр

Переполох среди водителей вызывает право инспектора на осмотр и досмотр автомобиля. Интернет уже полон анекдотов на эту тему:

Один гаишник говорит при понятых другому:

– Вась, ты в бардачке смотрел?

– Да.

– И что?

– Пока ничего…

– Смотри ещё раз! Только внимательно! По всем признакам там должен быть танк Т-80...

Осмотреть вашего железного коня могут лишь в случае оснований полагать, что он «эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена». Осмотр должен проводиться при участии водителя. Сам инспектор может оценивать состояние вашего авто только внешне, ни к чему не прикасаясь. Если он попросит, вы сами открываете капот, багажник, вынимаете аптечку.

Если у вас имеется непросроченный талон техосмотра, то инспектор не имеет права проверять техническое состояние машины, наличие огнетушителя и т. д., так как талон, по крайней мере теоретически, выдаётся только тогда, когда никаких нарушений нет.

Если вы отказываетесь от осмотра, то инспектор проводит досмотр. Эта неприятная процедура проводится также в том случае, если у гаишника есть основание предполагать наличие в вашем автомобиле «оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, других вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота и находящихся у граждан без специального разрешения, орудий совершения либо предметов преступления».

Досмотр должен проводиться в присутствии двух понятых (как, кстати, и освидетельствование на состояние алкогольного опьянения) и владельца. При досмотре могут применяться фото- и киносъёмка.

Инспектор может проводить и личный досмотр водителя, то есть обследование вещей, проводимое «без нарушения их конструктивной целостности». Осмотр осуществляется «лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола».

Но есть в регламенте любопытный пункт: «В исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых». И здесь уже уповайте на честность сотрудников ГИБДД.

Чего нам ждать

Введение документа, регламентирующего действия сотрудников ГИБДД, хорошо уже тем, что автолюбители могут знать, каких действий им ожидать при общении с инспектором. Будут ли сами гаишники соблюдать предписанные правила? Общественность в это явно не верит и хором заявляет, что «менять надо не регламент, а весь состав ГИБДД, потому что новые инструкции должны выполнять те же люди, которые работали до этого по своим собственным правилам».

Если при чтении регламента обнаруживаются спорные моменты, то тем более они возникнут на практике.

Тем не менее, будем надеяться, что принятие новых правил сможет навести хоть какой-то порядок на дорогах. А можно постараться уважать самого себя и попробовать ездить так, чтобы поводов встречаться с инспектором тет-а-тет возникало как можно меньше.

***

Три заветных слова для гаишника

Саратовскую прессу научили бороться с коррупцией на дорогах

«Против коррупции на дорогах» – так называется одна из акций депутатско-журналистского проекта «Гражданский контроль». Её презентовали на минувшей неделе журналистам Саратова депутат Государственной думы, председатель комитета по безопасности Владимир Васильев, журналист, ведущий программы «Автоликбез» на «Авторадио» Юрий Гейко и известный российский адвокат, постоянный участник телепрограммы «Федеральный судья» на Первом Александр Трещев.

Проект, созданный по инициативе нескольких депутатов Госдумы и поддержанный журналистским сообществом, призван восполнить недостающее и очень существенное звено в деятельности СМИ и родить реакцию на слово.

По словам московских визитёров, проект «Гражданский контроль» невозможен без региональных средств массовой информации, «как одной из наиболее активной и влиятельной части гражданского общества».

«Реакция на слово» должна осуществляться следующим образом. Журналисты-волонтёры ищут в Интернете журналистские расследования из регионов. Или авторы журналистских расследований присылают их на сайт проекта. У наиболее значимых работ есть шанс оказаться на столах депутатов, которые начнут «реагировать и обращать внимание органов исполнительной власти» на то или иное правонарушение. Одно из главных условий – наличие конкретной доказательной базы.

Почти год акция «Против коррупции на дорогах» проводится совместно с «Авторадио» под руководством Юрия Гейко. Обиженные гаишниками водители звонят на радио с жалобами на неправомерные, по их мнению, действия сотрудников ГИБДД, представляют доказательства (документы, фото-, видеосъёмку). Юрий Гейко направляет обращение к Владимиру Васильеву, тот пишет депутатский запрос, полученный ответ публикуется на сайте «Гражданского контроля».

За неполный год Юрию Гейко пожаловались около двух с половиной тысяч «обиженных» водителей со всей страны. И всего только полтора десятка обращений обработано и передано в Госдуму. Именно столько депутатских запросов направила инициативная группа депутатов в органы исполнительной и законодательной власти, прокуратуру и правоохранительные органы.

Хотя каждый третий водитель считает претензии инспекторов необоснованными, на самом деле они являются таковыми лишь в 7–9 случаях из 100. За всё время существования проекта «Против коррупции на дорогах» было наказано всего 5–6 инспекторов. Но этого, по мнению журналиста, вполне достаточно, чтобы возродить доверие народа к действиям власти. «Мы отдаём себе отчёт в том, что не исправим ситуации в стране, – говорит Гейко. – Но думаем, что веру людям даём».

Вера народа в силу слова, по мнению авторов проекта, уже начинает проявляться. Если водителя останавливают и он считает, что это незаконно, оказывается, достаточно просто сказать три заветных слова: «Напишу Васильеву и Гейко». «Плюются, но отпускают», – заверил Юрий Васильевич.

У саратовских журналистов возник закономерный вопрос: если закон не может в полной мере защитить интересы тех же водителей, не разумнее было бы изменить такой закон, а не создавать общественные организации?

Правозащитник Александр Трещев заверил, что сегодня закон защищает граждан в полной мере. Другой вопрос, что граждане привыкли жить не по закону, а по «понятиям», поэтому зачастую игнорируют законные способы разрешения ситуации. Нагляднейшим примером выступают те же взятки на дорогах. «Мы работаем на то, чтобы «понятия» ушли из нашей жизни», – поддержал адвоката депутат Васильев.

Сделать это будет ой как непросто, считает председатель ассамблеи народов области Борис Шинчук. Саратовские дороги сами по себе провоцируют взяточничество. Если водитель в цейтноте попадает в пробку, ему видится в первую очередь самый простой и не самый законный выход – объезд по обочине. И здесь его обязательно встретят бдительные милиционеры.

Депутат Васильев оправдания такому поведению не нашёл: «В Европе пробка семь километров, и никто не поедет по обочине, все стоят и ждут, когда она рассосётся».

Как быстро мы доберёмся до европейских стандартов, остаётся загадкой. Сейчас очевидно, что акция не способствует увеличению числа законопослушных водителей и не сокращает количество голодных инспекторов ГИБДД. Зато проект дал людям надежду, а точнее, три заветных слова.

***

Майор Алексей Иванов, начальник смены контрольного пункта милиции:

СИТУАЦИЮ НА ДОРОГАХ НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ НЕ ИЗМЕНИТ

– Административный регламент МВД – это документ, объединивший в себе те нормативные акты, которые существовали ранее, но с небольшими поправками и уточнениями. Таким образом, всё, что касается действий сотрудников ГИБДД при исполнении ими должностных обязанностей, собрано воедино. Главный плюс регламента заключается в том, что теперь водители будут точно знать, какую статью какого документа они нарушили и чем руководствуются инспекторы, производя те или иные действия.

Нововведений в регламенте немного. Да, приветствовать водителей сотрудники ГИБДД теперь не должны. Что касается видео- и аудиозаписи, то теперь она просто узаконена. Многие водители и раньше пытались снимать общение с инспектором на мобильный телефон, но эта запись тогда не могла использоваться в суде. Вести наблюдение за дорожным движением также можно было и в открытой, и в скрытой форме. Осмотр и досмотр, о которых так много говорят сейчас водители, и раньше проводились по тем же правилам.

Поэтому принятие регламента не внесло больших изменений в ситуацию на дорогах. Сотрудники ГИБДД с новым документом ознакомлены и работают в соответствии с его предписаниями. Водители в основном ведут себя по-прежнему – видео- и аудиозапись производят только некоторые, действиям инспекторов не удивляются и не оспаривают их.

***

Ознакомиться, конечно, надо…

Новые правила поведения инспекторов ГИБДД на дорогах введены на бумаге, но реализуются ли они на практике?

Артём, автолюбитель:

КТО РЕШИТСЯ СНЯТЬ «КИНО»?

– Моё мнение таково, что от введения регламента для гаишников ничего не изменится. Да и некоторые новые правила довольно странные. Мне не понравилось, что инспектору официально разрешалось «прятать» машину. Я считаю, что это могло подстегнуть коррупцию. Правильно сделала прокуратура, что отменила этот пункт.

Сам факт наличия сотрудника или машины ГИБДД на дороге способствует соблюдению правил. А если машина спрятана, то получается, что цель работы гаишников, скорее, карательная, чем профилактическая.

Хорошо, что появилось право вести видеозапись, кому-то, возможно, она поможет доказать свою невиновность. Только вероятность того, что под рукой в нужный момент окажется записывающее устройство, довольно мала. Не считая мобильного телефона, конечно, возможности которого довольно ограничены.

Да и мало кто решится раздражать сотрудника ГИБДД записью переговоров, большинство водителей всё же стремятся решать вопросы полюбовно, без конфликта и обращения в суд, хотя бы из-за траты времени на оплату штрафов и посещения суда.

Юлия, ученица автошколы:

ВЗЯТКИ КАК БРАЛИ, ТАК И БУДУТ БРАТЬ

– Я думаю, МВД ввело регламент просто для того, чтобы показать вышестоящим органам, что они не бездельничают и чем-то да занимаются. Впрочем, большинство законодательных актов у нас в стране по этой причине и создаются. Вряд ли это как-то повлияет на ситуацию на дорогах. Взятки как брали, так и будут брать. Ну и, соответственно, те, у кого есть средства на эти взятки, будут ездить по своим собственным ПДД.

Простому автолюбителю, конечно, можно ознакомиться с этим регламентом хотя бы для того, чтобы быть в курсе, чего ему ожидать. Но, во-первых, я сильно сомневаюсь, что сами инспекторы будут им следовать, а во-вторых, если водитель укажет им на их невыполнение положений регламента, он только усугубит ситуацию и свою правоту не докажет. В общем, я считаю, этот документ – как стакан воды, выпили и забыли.

Антон, автолюбитель:

ВОЗЬМИТЕ ПРИМЕР С АВСТРИЙЦЕВ

– Почти ничего нового я в регламенте не увидел. Инспекторы всегда прятались и прячутся: за поворотом, за другими автомобилями и т. д. Про обязательную форму и удостоверение тоже в ПДД давно написано – если сотрудник ДПС не в форме, можно не останавливаться по его требованию. Что касается видеосъёмки, то во всех крупных городах, не только в Москве и Питере, на перекрёстках стоят камеры наблюдения, которые записывают все нарушения. Надо бы такое ввести и в других городах, тогда никому не придётся пытаться снимать инспектора на камеру.

Чтобы действительно уменьшить количество нарушений на дорогах и постах ДПС, можно попробовать взять пример с австрийской полиции, как у них происходило после Второй мировой войны. Разруха была полная, надо было как-то наладить порядок. Сделали просто: повысили зарплату сотрудникам полиции, чтобы их профессия стала престижной и доходной, что оказалось полезно в послевоенное время. Но при этом спрашивали с них же в два раза строже за правонарушения. Если пешеход в неправильном месте дорогу перешёл, то ему – штраф или предупреждение, а сотруднику полиции – два года тюрьмы. Оказалось очень действенно!