Торговля на коротком поводке

Оценить
Торговля на коротком поводке
Торговля на коротком поводке
Парадоксальная ситуация – торговля у нас есть, а единого регламентирующего закона о ней нет

Парадоксальная ситуация – торговля у нас есть, а единого регламентирующего закона о ней нет

Порядок взаимоотношений между покупателями, продавцами, поставщиками, производителями товаров и властями, уполномоченными их регулировать, прописан в массе документов, которые зачастую принимаются в разных регионах страны на свой лад. Всё это создаёт колоссальные трудности для развития малого и среднего предпринимательства. Нет единых правил игры.

За примерами далеко ходить не надо – сегодня в России нет даже единого пакета документов, которые необходимы для получения разрешения на открытие торгового предприятия. В каждой местности чиновники сами определяют, какие инстанции надо пройти бизнесмену, чтобы продавать, например, продукты питания. И часто они завышают набор требований к будущему продавцу. По сути чиновники держат торговлю «на коротком поводке», а заодно расцветает благоприятная среда для мздоимства.

Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство РФ вынесло законопроект «О торговле» на обсуждение Государственной думы. Его рабочее название – «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Данный проект разрабатывался рядом ведомств, в том числе минпромторгом, минсельхозом и федеральной антимонопольной службой.

– Ключевая цель законопроекта – обеспечение единства экономического пространства на территории всей страны, что может быть достигнуто установлением единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности, – рассказал о законопроекте депутат Государственной думы Александр Соловьёв, принявший самое активное участие в разработке этого документа. – Всё большую роль играет потребление продовольственных товаров, и меньше есть возможностей, в том числе у самой торговли, организовать продажи непродовольственных товаров. Наша страна по-прежнему находится на очень низком уровне обеспеченности торговыми площадями, уступая развитым странам Европейского союза. Среди стратегических задач законопроекта – поддержка малого предпринимательства. Речь в первую очередь об установлении единого порядка размещения нестационарных объектов, установлении гарантий по выделению не менее 50 процентов мест под размещение таких объектов для субъектов малого и среднего бизнеса и обязательное включение интересов малого и среднего предпринимательства в региональные программы развития конкуренции.

Недавно Александр Соловьёв принял участие в экспертном совещании по подготовке поправок ко второму чтению проекта закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Эксперты обсудили порядка 40 поправок в законопроект, из них выделены более принципиальные позиции.

Например, документ запрещает бонусы за «доступ к полкам», без уплаты которых даже качественный и востребованный товар не имеет сегодня шансов появиться на полках торговых сетей. Размер указанного вознаграждения будет подлежать согласованию при заключении договора поставки продовольственных товаров и не может превышать 10 процентов цены на товар, установленной на договор поставки.

Долгое время товаропроизводители небезосновательно жаловались на монополизацию рынка. В законопроект внесён пункт, ограничивающий монополию развития торговых сетей в городской черте и муниципальных районах, в том случае если их суммарный товарооборот превышает один миллиард рублей. Или же если их доля превышает 25 процентов от общего объёма реализованных или приобретённых товаров в данной местности за предыдущий год.

Предложено чёткое понятие «сетевая торговая организация» – это юридическое лицо или совокупность юридических лиц, находящихся под общим управлением, осуществляющих торговую деятельность или оказание услуг с использованием двух и более торговых объектов под товарным знаком, знаком обслуживания и коммерческим обозначением.

В тексте содержится запрет на принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений, ограничивающих конкуренцию в сфере торговли.

– Этот закон в конечном итоге касается кошелька каждого из нас, главная его задача – обеспечение прав потребителей на получение качественных товаров по разумным ценам, – заявил Александр Соловьёв. – Конечно, один этот закон не решит проблему роста цен, но его принятие – шаг в правильном направлении.