При всём разбросе мнений идти в ногу со временем

Оценить
Общественная палата Саратовской области сказала, что она думает о ЕГЭ

Общественная палата Саратовской области сказала, что она думает о ЕГЭ

Заседание Общественной палаты области в минувший четверг прошло под знаком единого государственного экзамена. На обсуждение итогов сдачи ЕГЭ в области, его плюсов и минусов палата потратила почти полтора часа – три четверти всего заседания.

Председатель региональной молодёжной общественной организации «Синегория», член палаты Вадим Снаркович указал на слабые места ЕГЭ. Большей частью его замечания касались не самого экзамена, а того, как он повлиял на поступление в вузы.

По словам Снарковича, вскрылась нехорошая особенность: абитуриентам всё равно, куда поступать. Лишь бы поступить. А какие специалисты получатся – неважно: «Знаю, как одна девушка подала заявление в экономический университет и консерваторию. Выбрала консерваторию!»

Вадим предлагает изменить на будущий год правила приёма, например, ограничить количество вузов, в которые можно рассылать заявления о приёме, до пяти. Сократить так называемые волны поступлений с трёх до двух.

Но, как он сам признаёт, вопросы остаются: «Кто будет контролировать, во сколько учебных заведений человек подал заявления? 137 категорий абитуриентов-льготников – не многовато ли? Нас волнует, почему не учитываются успехи ученика в углублённом изучении некоторых предметов – победы и участие в тематических олимпиадах, на семинарах, конференциях и т. п.».

Снаркович предложил собирать так называемое портфолио ученика, чтобы его учитывали при поступлении в вуз. Волновала его и судьба тех, кто не сдал ЕГЭ и получил справку об окончании школы вместо аттестата. Например, в одной из школ Урюпинска Волгоградской области из 62 выпускников такие справки получили 56 человек. Вадим Снаркович напомнил, что в Саратовской области не сдали экзамен 242 выпускника. А вообще область по ЕГЭ оказалась в «золотой середине» по общероссийским показателям.

И всё же Снаркович, несмотря на то что сам назвал ряд недостатков Единого экзамена, уверен: «надо осознать, что альтернативы ЕГЭ нет».

С этим не согласился епископ Саратовский и Вольский Лонгин: «Думаю, этот вопрос дискуссионный, и дискуссия должна продолжаться в России». Священник напомнил, какая замечательная была в России система образования, и подчеркнул, что нельзя просто взять и приспособить иностранную схему к нашей российской.

После выступления епископа Лонгина председатель Общественной палаты Фёдор Григорьев выразился в духе «и нашим, и вашим». «При всём разбросе мнений мы должны идти в ногу со временем. Реформа высшего образования нужна, но вот какая? С поправкой на российский менталитет… Мы должны строить общество, основанное на знаниях…»

Директор физико-технического лицея Гарри Татарков заступился за экзамен: «ЕГЭ открыл дорогу детям из деревень. Они могут поступить туда, куда они и мечтать не могли. У нас давно нет объективной системы оценки знаний, был просто набор действий. Субъективных действий, нарушавших права абитуриентов».

Надо принять соответствующую программу действий исходя из показателей ЕГЭ, считает директор лицея. «А вот то, что в Саратовской области не зафиксировано никаких нарушений в проведении ЕГЭ, плохо. Такого быть не может. Вот тут и должна помочь Общественная палата!»

В ином ключе говорил ректор Поволжской академии государственной службы Сергей Наумов. Правда, он настоятельно просил воспринимать его мнение как эксперта, а не ректора: «Не может быть абсолютной государственной монополии в оценке знаний. Любая монополия – источник коррупции».

Наумов не против ЕГЭ, но предлагает внести коррективы. Вместе с ЕГЭ дать вузам возможность проводить собственные испытания «по профилю». Это поможет выяснить мотивацию абитуриента. Кроме того, Наумов предлагает ввести квоту для льготников. «Ко мне на «таможенное дело» на 15 бюджетных мест поступило 14 льготников (инвалиды, сироты). Им даже одну пару высидеть тяжело – и психически, и физически, как они сессию будут сдавать?»

Министр образования области Михаил Горемыко выступил с докладом об итогах ЕГЭ-2009 почему-то только после этих эмоциональных выступлений. При этом цифры, которые называл министр, содержались в добротно сделанной информационной брошюре, заранее розданной присутствующим.

Только один вопрос задали министру: «Какие выводы сделало министерство?» Он ответил, что педагогов, чьи школы показали слабые результаты, направят на повышение профподготовки.

Следующий выступающий – член палаты, руководитель ГТРК «Саратов» Владимир Россошанский – признался, что далёк от сферы образования, но не отказался порассуждать на заявленную тему. Вспомнил годы своей учёбы. И подчеркнул, что согласен с владыкой Лонгином – должна быть альтернатива ЕГЭ!

В итоге все заявленные предложения решили направить в Общественную палату РФ.

После чего быстренько пробежались по остальным вопросам повестки. Напомнили о 2-м гражданском форуме, который, скорее всего, состоится в ФОКе «Звёздный».

А также пополнили свои ряды ещё одним общественником. Тайным голосованием из семи предложенных кандидатур подавляющее большинство (33 из 56) избрали членом Общественной палаты председателя Ассамблеи народов Саратовской области Бориса Шинчука.