С постоянным риском для жизни
«Рукотворные» аварии и катастрофы подстерегают саратовцев на каждом шагу
Даже самые страшные природные катаклизмы уносят меньше жизней, чем всё чаще случающиеся чрезвычайные ситуации, инициированные людьми. А на территории Саратовской области, где не бывает ни цунами, ни землетрясений, в основном сами люди борются с людьми.
Взрывы и обрушения
Саратовцы постарше наверняка хорошо помнят о том, как в середине 80-х годов взрыв бытового газа, произошедший в праздничный день 8 марта, разрушил целый подъезд пятиэтажного жилого дома на улице Городской (ныне – улица Танкистов). Официальных сообщений о несчастье никаких не было, но людская молва говорила о более чем десяти жертвах.
Взрывы бытового газа Саратовской области и обрушения домов происходят и теперь с незавидной регулярностью. К счастью, они обходятся без таких масштабных жертв, как на Городской улице.
Летом прошлого года в Вольске проводились работы по прокладке нового межпоселкового газопровода. В результате повредили старый газопровод, произошло возгорание. Из-за аварии была временно приостановлена подача газа в некоторые районы города и пять населённых пунктов. При возгорании пострадал проводивший работы бульдозерист, его госпитализировали с ожогами третьей степени.
За несколько недель до этой аварии в Новобурасском районе произошёл взрыв бытового газа. Три плиты одной из квартир трёхэтажного дома, в которой находилась женщина с двумя детьми, обрушились. Дочери успели покинуть квартиру, а мать вернулась в неё за документами, когда начался пожар. Квартира выгорела полностью. Её хозяйка была госпитализирована с ожогами второй степени. Все 37 человек, проживавшие в доме, эвакуированы.
В 2007 году чрезвычайная ситуация возникла опять в праздничный день. 31 декабря на улице Миллеровской в Заводском районе в одной из квартир на пятом этаже взорвался баллон с бытовым газом. Три квартиры оказались разрушены. От взрыва пострадали четверо мужчин и одна женщина, которых отправили в ожоговый центр.
Впрочем здания в Саратове рушатся и без всяких взрывов, просто от ветхости или от того, что на протяжении многих лет их «забывают» ремонтировать.
В мае 2004 года на улице по Бульварной в Ленинском районе обрушилась часть стены общежития, ранее принадлежавшего предприятию «Рефлектор» и переданного на муниципальный баланс.
Обошлось без жертв, пострадавших не было. По оценкам специалистов, обрушение произошло из-за неправильной эксплуатации здания.
Подобные истории повторяются в городе из года в год, меняются только адреса.
Экологические аварии
Нефтяное пятно неизвестного происхождения было обнаружено в мае 2004-го в Волгоградском водохранилище около Камышина. С берега пятно никто не замечал, но экологи облетели Волгу на самолёте и увидели, что размер пятна составлял 28 километров в длину и около 100 метров в ширину. Ликвидировать пятно отправили два судна-нефтесборщика. Скорее всего, виновником загрязнения стало судно, сбросившее после промывки резервуаров отходы в Волгу.
В марте 2008 года был зафиксирован повышенный уровень содержания промышленного аммиака в реках Хопёр и Аркадачка. Ситуация была оценена как чрезвычайная, поскольку из этих рек осуществляется забор питьевой воды.
Причиной был назван сброс в реку неочищенных отходов алкогольного производства спиртзаводом.
В Аркадакском и Балашовском районах пришлось организовать подвоз воды в детские, лечебно-профилактические учреждения и другие социальные объекты. В качестве резервного источника питьевой воды использовались артезианские скважины.
Летом прошлого года на мясокомбинате «Балаковский» произошла утечка аммиака из компрессорной установки. Двое машинистов погибли. Причиной трагедии стало «разрушение крышки поршневого компрессора, произошедшее в результате целого ряда организационных и технических моментов». Возможно, работники увлеклись просмотром телетрансляции проходившего в тот вечер футбольного матча Россия – Голландия, из-за чего не произвели должных действий. Спасателям удалось не допустить расширения зоны заражения за пределы предприятия.
В марте нынешнего года вблизи села Приволжское Ровенского района произошёл разлив нефтепродуктов на нефтепроводе Самара – Лисичанск. Предполагается, что причиной стала разгерметизация задвижки на трубе и короткое замыкание. Произошло возгорание, переросшее в серьёзный пожар, который распространился более чем на два километра. Высота пламени доходила до 70 метров. Пожар удалось ликвидировать только за 17 часов. Последний раз такая долгая борьба с огнём была почти 30 лет назад. Возгорание домов удалось предотвратить. Пожар на нефтепроводе Самара – Лисичанск повредил проходящий параллельно нефтепровод Самара – Тихорецк.
13 июля этого года в районе Печерска Самарской области на мель село судно, принадлежащее компании «Саратов-Танкер». Оно перевозило мазут. Судно получило повреждения и две тонны мазута вылились в Волгу. Пятно растянулось более чем на 10 километров в длину. Для очищения воды от мазута было направлено около 50 человек и 15 единиц техники.
Авиационные катастрофы
Одной из самых больших трагедий в истории Саратовской области стало крушение стратегического бомбардировщика Ту-160 в сентябре 2003 года на территории Советского района.
Самолёт совершал плановый облёт одного из недавно заменённых двигателей, поэтому на борту не было ни стратегического, ни обычного вооружения. Четыре члена экипажа погибли, однако на земле никто не пострадал.
Падение вертолёта Ми-8 рядом с пугачёвским аэродромом также вошло в историю трагических событий в области как тяжёлая авиационная катастрофа.
В начале февраля 2009 года вертолёт, принадлежащий Сызранскому высшему военному авиационному училищу, потерпел крушение в ходе плановых полётов. В результате трагедии экипаж погиб. В качестве причин случившегося рассматривали и отказ техники, и ошибки пилотирования, до выяснения истинных причин саратовской катастрофы были приостановлены все полёты Ми-8. Однако в ходе расследования выяснилось, что в воздухе у боевой машины начали отваливаться лопасти. К этому привело внезапное разрушение главного редуктора. По данным военной прокуратуры, вертолёт был технически исправен. В противном случае его бы не допустили к полётам.
Ещё два авиационных происшествия с трагическими последствиями произошли в нашей области совсем недавно.
В ноябре прошлого года легкомоторный одноместный самолёт разбился в окрестностях села Шумейка. Летательный аппарат не имел никаких опознавательных знаков, не был нигде зарегистрирован. Погиб пилот – 43-летний выпускник Краснокутского лётного училища, работавший ранее в саратовском аэропорту.
24 июля нынешнего года между посёлками Лесопильный и Князевский упал учебный двухместный самолёт Як-52. Оба человека, совершавшие на спортивной машине тренировочный полёт, погибли. Самолёт принадлежал частным лицам.
Гибель на дорогах
Дороги – своеобразный эпицентр опасности. Каждый год ДПТ уносят сотни и тысячи жизней.
Недавнее возгорание троллейбуса 15-го маршрута стало редким исключением, не приведшим к гибели людей. Пассажиры вовремя заметили дым в задней части салона и сообщили об этом водителю. Водитель пыталась самостоятельно сбить огонь с помощью огнетушителя, но машину в итоге потушили два пожарных расчёта. Как сообщает пресс-служба облМЧС, троллейбус сгорел из-за «неисправности систем, механизмов и узлов транспортного средства».
Отказ тормозов – частая причина ДТП с участием тяжёлого грузового транспорта. Летом прошлого года грузовик «собрал» по пути девять машин. На спуске с Алтынной горы у него отказали тормоза, из-за чего грузовик с минералкой столкнулся с припаркованными и движущимися навстречу автомобилями. Двое человек скончались, были пострадавшие и госпитализированные.
В марте позапрошлого года жертвой отказавших тормозов большегруза стали 8 машин. На перекрёстке Симбирской и Соколовой грузовик с прицепом проехал на красный сигнал светофора, был не в состоянии затормозить и задел несколько легковых автомобилей и маршрутку. Погибших нет, но транспортные средства сильно пострадали.
В конце этого лета череду российских катастроф с участием рейсовых автобусов пополнила авария в Вольском районе области. Водитель не справился с управлением, из-за чего ПАЗ врезался в дерево и перевернулся. По данным министерства по развитию транспортного комплекса, водитель злополучного транспорта ранее получал нарекания по профессиональным качествам. Показательно также, что автобусы этой марки «славятся» авариями, связанными с отказом тормозной системы. В ДПТ 20 пассажиров пострадали, один погиб.
На дорогах области постоянно происходят серьёзные столкновения легковых автомобилей. 11 сентября страшное ДТП унесло жизни семерых людей. На большой скорости столкнулись «хонда» и «форд», ехавшие навстречу друг другу. После столкновения выжила только одна женщина, которую госпитализировали с серьёзными повреждениями.
В феврале позапрошлого года на Чапаева столкнулись «мерседес» и «хендай». Один из автомобилей вылетел на тротуар и сбил шестерых пешеходов, двое из них скончались, остальные в тяжёлом состоянии госпитализированы.
К автомобильным катастрофам многие привыкли, так же как и к тому, что железнодорожный транспорт считается самым безопасным. Но вероятность аварии нельзя исключать и на железнодорожном полотне.
В марте 2003 года между станциями Трофимовский-2 и Зоринский сошли с путей 17 вагонов подвижного состава, в одном из которых перевозился бензин, что представляло очевидную опасность. Последствия аварии достаточно быстро устранили.
ПЛАНЫ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Областная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007–2010 годы» была принята в 2007 году.
Предлагаем читателям несколько цитат из этого документа.
«По оценкам территориального центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, размер материального ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, произошедших на территории области за последние пять лет, превысил 91 миллион рублей».
«В настоящее время в области функционирует 289 потенциально опасных объектов, из которых: радиационно опасных – 2, биологически опасных – 1, химически опасных – 67, взрывопожароопасных – 120, пожароопасных – 24, гидродинамически опасных – 75.
Большая часть этих объектов представляет не только экономическую и социальную значимость для области и страны в целом, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды.
В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 800 тысяч жителей губернии, что составляет более 30 процентов населения области».
«Определённую угрозу населению области несут объекты коммунального хозяйства. Техническое состояние водопроводов в области оказывает немаловажное влияние на гарантированное и качественное обеспечение водой населения области. Необходим капитальный ремонт водоразборных и очистных сооружений, требует замены длительно эксплуатирующееся насосное и технологическое оборудование. Для выполнения ремонтных работ на сооружениях и сетях необходимы специальная техника, механизмы, так как существующая техника отработала два и даже три нормативных срока и требует капитального ремонта».