Земельная ошибка
Реальная жизнь поправила губернатора Ипатова
Похоже, что трёхлетний спор о том, кто будет распоряжаться землёй Саратова, подходит к концу. Упорно и настойчиво добиваясь законных полномочий, городская власть, кажется, победила упрямство областной.
– А что, разве есть проблемы по оформлению земли? – наивно интересовался два года назад на сентябрьском заседании областной думы депутат Василий Синичкин. В тот день обсуждалось далеко уже не в первый раз, кому быть хозяином земли саратовской. Уже больше года к тому времени хозяйничали на ней губернатор и комитет по управлению имуществом саратовского правительства, отчуждая квадратный метр за квадратным метром в пользу симпатичных им физических и юридических лиц.
Справедливости ради стоит сказать, что земли, о которых с 2006 года вёлся спор, были городскими только в географическом смысле. А в юридическом гектары эти – под зелёными насаждениями, детскими площадками и пустырями – считались федеральной собственностью. С федерального уровня областным властям и разрешили в 2006 году отобрать у городских властей право распоряжаться землёй. Проголосовать за то, что городские власти сами распоряжаться землёй честно и грамотно не способны, предлагалось депутатам областных собраний. Причём можно было взять под свою руку-владыку все земли всех городов области, а можно было выбирать города по желанию.
Депутаты Саратовской областной думы помогли областному правительству взять под себя земли Саратова.
Поддержать такую просьбу областного правительства формальный повод был. Тогда, три года назад, все ещё помнили вольные обращения с городскими гектарами из кабинетов саратовской администрации под руководством Юрия Аксёненко. Неэффективное использование земли не уставал клеймить с 2002 года тогдашний губернатор Дмитрий Аяцков. Он обвинял чиновников мэрии в двойной бухгалтерии и в набивании собственных карманов деньгами от продажи и сдачи в аренду земли. В бюджет города при этом поступали мизерные суммы.
Не исключено, что губернатор Аяцков с большим удовольствием сам согласился бы порулить в те времена городскими землями. Но у него не было на это законного права. И не было такой думы, с которой можно было договориться по любому вопросу. В аяцковские времена собрание депутатов любило демонстрировать ершистость и независимость. А уж если бузу в интересах людей и справедливости поднимал депутат Владимир Чуриков, то забуксовавший вопрос обтанцовывался со всех сторон с особым вниманием.
В 2007 году, когда через год после лишения права распоряжаться землёй город всерьёз попытался вернуть её назад, депутат Чуриков в областном собрании тоже заседал. И он пытался на заседании областной думы, где слушался вопрос о земле, открыть глаза заблудившемуся в реальности коллеге Василию Синичкину и губернатору Павлу Ипатову на ошибку с передачей саратовской земли в ведение области.
Губернатор Чурикову не поверил.
Павел Ипатов заявил, что только теперь наконец «политика управления землёй прозрачна, открыта, понятна».
Отмёл все подозрения в желании земельным вопросом ослабить политический вес городской власти. Подтвердил, что председатель областного комитета по управлению имуществом Александр Бовтунов с земельными вопросами справляется хорошо. А всем злопыхателям предложил не рассуждать в общем, а докладывать ему о конкретных фактах неэффективной работы земельных чиновников. И тогда он с ними «лично круто разберётся».
В последующие за этим разговором месяцы и годы Павел Ипатов не уставал защищать Александра Бовтунова перед журналистами. Нет-нет да и позволяли они себе усомниться в компетентности и честности этого чиновника из команды губернатора. А губернатор в ответ твердил представителям СМИ о том, что сомневаться не надо. Правительственный отдел по антикоррупционной деятельности проверил десяток сделок бовтуновского комитета и не нашёл никаких коррупционных составляющих. По сведениям нашей редакции, прокуратура области уже несколько месяцев тоже всерьёз изучает десяток сделок. И до обнародования её выводов осталось совсем немного. Возможно, упреждая это событие, вопрос о саратовской земле вдруг сдвинулся с места.
В мае этого года депутаты областной думы с боем кое-как уступили депутатам городской думы «пядь земли», предназначенной под гаражное строительство, садоводческие хозяйства и другие мелкие народно-бытовые сооружения. И вот в сентябре готовится грандиозная передача всех земельных прав.
Город, возможно, вернёт себе право выделять землю под строительство многоэтажных домов и объектов социального назначения, разбивку парков, прокладку дорог и т. д.
Эту полновластную городскую ответственность за землю глава города Олег Грищенко анонсировал недавно жителям Магнитного проезда. По этому адресу он выехал в пожарном порядке спасать зелёную аллейку напротив памятника танку от самоуправства областных чиновников, подписавших аренду нескольких сотен квадратных метров земли под строительство двухэтажного магазина. На вопрос о том, считает ли он возвращение земельных полномочий городу своей личной победой, глава города ответил отрицательно, поделившись лаврами со всем депутатским корпусом и региональным руководством партии «Единая Россия».
Со стороны партийное участие выразилось в письменном виде. Депутаты-единороссы из городской думы обратились к совести и здравому смыслу депутатов-единороссов областной думы в петиции и были услышаны. Но думается всё же, что роль этого партийного лифта не стоит преувеличивать. Судьба земли была всё-таки решена до этого письма. И связано судьбоносное решение либо с критическим количеством земельных махинаций, проделанных областными чиновниками, либо с тем, что свободно конвертируемых в деньги лакомых кусков земли не осталось. Косвенно последнее предположение подтверждают ответы губернатора Ипатова на одной из пресс-конференций.
Он сказал, что знает о том, что город хочет вернуть себе полномочия по распоряжению землёй, но проблема в том, что «землёй, которой можно полностью распоряжаться, в городе почти не осталось». «90 процентов земли за последние 12 лет было передано в частные руки», – сказал губернатор. Он не уточнил, какую часть из этих 90 процентов успели передать в частные руки аксёненковские подчинённые, а какую – уже работники бовтуновского ведомства. Это просто такой саратовский факт.
Из приведённой губернатором земельной статистики следует вывод о том, что городу, в общем-то, никакой корысти биться за землю не было. Получается, что городские власти получили фантик от съеденной кем-то другим конфеты? Нет, конечно. Если не ослабить земельную хватку, можно попытаться вернуть часть неправедно отчуждённых участков. При грамотном подходе можно начать сносить аварийное жильё и, подлатав инженерные коммуникации, с выгодой для бюджета продавать земельные участки в центре города. Хороший хозяин строит планы и не «гадит» вокруг себя в ожидании, пока мечты превратятся в реальность.
Выглядеть более хозяйственными на фоне «успехов» областной власти городской в первое время будет легко.
Возможно, ей уже в октябре удастся остановить превращение детской спортплощадки в автостоянку рядом с домом по Одесской, 1, в Ленинском районе. Область выделила землю кому-то, предприимчиво посчитавшему, что безопасность машин дороже безопасности детей, не утруждаясь даже поставить в известность городскую власть и жителей. По существующему пока закону так делать можно. А когда будет нельзя, то есть шанс исправить ситуацию и на Лебедева-Кумача, 74, где новенькая автостоянка, появившаяся с благословения областных властей, перегородила дорогу. Или на Уфимцева, 3, где дети едва не остались без детской площадки, а взрослые чуть не построили мини-маркет. Труднее будет снести построенное кафе на углу проспекта Энтузиастов и улицы Пономарёва и восстановить в этом месте зелёную зону. Но можно. Можно подумать также, как исправить ситуацию рядом с памятником героям фронта и тыла в Заводском районе, где тоже выдано областью разрешение на строительство очередного учреждения общепита.
А вот образцовую детскую спортплощадку рядом с домами 21 и 25 по улице Крымской, где зимой заливали каток, а летом проводили футбольные баталии, уже не восстановить. Там построен жилой дом. Там уже кто-то честно заплатил свои кровные деньги за желание жить в этом месте, отвоёванном у города. Подробности истории знают, конечно, в ведомстве Бовтунова. Но пусть в этом разбирается прокуратура. Наше дело – ещё раз напомнить обществу, что областное правительство и областная дума три года назад сделали земельную ошибку. И будем надеяться, готовы на днях признать её и вернуть землю тем, кто отвечает за жизнь в городе.