Коммунальная сказка для здравомыслящих

Оценить
Управляющие компании можно исключить из цепочки оплаты коммунальных услуг

Управляющие компании можно исключить из цепочки оплаты коммунальных услуг

Чтобы познакомить журналистов с «коммунальной сказкой» Балакова, представители Саратовской волжской территориальной генерирующей компании (ВоТГК) организовали на минувшей неделе целый пресс-выезд в этот город, где корректировки жителям выставляют «умеренные», долгов перед теплоэнергопоставщиком горожане практически не имеют и возмущений со стороны населения не наблюдается.

Суть новшества, предложенного и применённого балаковцами, проста. Балаковские поставщики энергоресурсов заключают договоры поставки ресурсов непосредственно с потребителями, минуя такое звено цепи, как управляющие компании.

В Балакове с населением договариваются публично

В Саратове поставщики ресурсов не устают утверждать, что никто из них никогда не выставляет жильцам многоквартирных домов корректировки за сверхнормативное потребление энергоресурсов. Выставление корректировок, мол, находится исключительно в прерогативе управляющих компаний. «Им и задавайте все вопросы», – направляют (а чаще всего попросту посылают) жильцов поставщики.

«Мы ничего не придумываем, нам выставляют счета за сверхнормативное потребление – мы начисляем корректировки», – отмахиваются управляющие компании. Или такая ситуация: поставщик обвиняет управляющую компанию в больших долгах, та в свою очередь ссылается на жильцов-должников. В конечном счёте история может закончиться совсем плачевно: жителям дома перекроют горячую воду или тепло.

Совсем другая картина складывается в Балакове. Как рассказал корреспондентам директор Балаковского филиала ВоТГК Иван Родичев, с 2006 года компания взяла в эксплуатацию городские теплосети. В первый год работы энергетики заключили договор с городским комитетом по жилищному хозяйству, который и выступал посредником между поставщиками и потребителями. Но такое взаимодействие оказалось неэффективным.

Уровень оплаты населением потреблённого тепла составлял чуть более 80 процентов, печально констатирует Родичев. То, что на недоборе платежей могло сказаться пагубное влияние комитета-перепродавца, подтвердили результаты сборов следующего года. С января 2007 года филиал ВоТГК решил опробовать схему, не применявшуюся ранее в регионе: перейти на заключение индивидуальных договоров с балаковцами.

«В тот же год, несмотря на повышение тарифа на тепло, уровень платежей населения вырос до 93 процентов», – говорит топ-менеджер.

В первую очередь под эксперимент энергетиков попали собственники приватизированных квартир, затем пошли наниматели муниципального жилья. В результате в прошлом году прямыми договорами на поставку тепловой энергии было охвачено 98 процентов балаковского жилого фонда. По словам Родичева, уровень оплаты поднялся до 95 процентов.

С балаковским населением поставщик заключил публичный договор. Форма договора была опубликована в официальном печатном органе «Балаковские вести». Параллельно с этим жильцы начали перезаключать договоры с управляющими компаниями. Согласно новой редакции договоров, управляющие компании занимаются теперь только техническим обслуживанием дома.

Не страдай за дядю Васю

Плюсы работы по прямым договорам для поставщика очевидны: деньги от потребителя попадают прямиком к адресату. Отсутствие перепродавца в этой цепи играет определённо позитивную роль.

«Не секрет, что деньги, собираемые с населения комитетом по жилищному хозяйству, не всегда шли по профилю, – откровенничает Родичев. – Если где-то что-то прорвалось, комитет мог эти деньги перебросить туда».

Но вместе с основным преимуществом новой системы энергетики обросли рядом других проблем, о которых директор филиала не смог умолчать.

Во-первых, что ни говори, а работать с парой десятков контрагентов (или вообще с одним комитетом) гораздо проще, чем вести базу по 78 тысячам лицевых счетов. «Абонентская и юридическая службы получают колоссальную нагрузку», – переживает за подчинённых Родичев.

Кроме этого, Балаковский филиал ВоТГК вынужден ежегодно тратить 30 миллионов рублей, оплачивая услуги почтовых и банковских переводов и Центрального расчётно-кассового пункта, через который и поступают платежи поставщику.

Но вернёмся к преимуществам. На этот раз – непосредственно для жителей многоквартирных домов. Заключая договор с юридическим лицом (которым традиционно выступает управляющая компания или товарищество собственников жилья), поставщик имеет право прекратить подачу тепла или горячей воды. От этой меры страдает как неплательщик, так и порядочный гражданин. А мучиться за долги дяди Васи из четвёртого подъезда никому не хочется. Теперь, заключив индивидуальные договоры с населением, ВоТГК не имеет права отключать от тепла дом, точно зная, кто платит, кто – нет. А квартиру в принципе может.

С неплательщиками однако тоже предпочитают работать в персональном порядке – через суд. Несмотря на неповоротливость российской судебной системы, судиться с должниками надёжнее всего, считают энергетики. За три с половиной года Балаковская ВоТГК выиграла все судебные процессы по взысканию задолженности населения. Опыту применения такой системы пошёл уже третий год. Пока он себя оправдывает. За два года уровень оплаты вырос на 11 процентов.

Корректировочный секрет

В корректировочной проблеме балаковцы никакой революции на самом деле не совершали. Просто без приборов учёта в Балакове только четыре процента домов. Правда, процесс установки приборов тянулся в Балакове почти четыре года – с 2006-го. Экономия для жителей домов, снабжённых приборами, очевидна, объясняет Родичев.

Изначально счёт за тепло энергетики начисляют по нормативу. В текущем месяце показания счётчика учитываться не будут. По закону данные прибора учёта снимаются в последних числах месяца, когда человек уже получил на руки платёжку. Данные счётчика будут учитываться при выставлении счёта за следующий месяц. Как отмечает топ-менеджер филиала, корректировки в отрицательную сторону приходится производить существенные.

Но без ложки дёгтя не обойдётся и в этой коммунальной бочке меда. Корректировки со знаком плюс здесь тоже начисляют. За горячую воду ежеквартально в платёжках потребителей может нарисоваться новая сумма. Но в отличие от Саратова максимальная корректировка для трёхкомнатной квартиры в Балакове составляет около 300 рублей. А вот причины те же, что и в Саратове, – «сильно заниженный норматив, – уверен Родичев. – Поскольку счётчики фиксируют только тепло, мы раз в квартал пользуемся правом корректировок на горячую воду».

Быль сказкой станет не скоро

В Саратове такой сказки нет, а есть быль, суровая и беспощадная. В областном центре уровень платежей в два раза ниже, чем в Балакове, а размер корректировок в несколько раз выше. Саратовские энергетики уверены, что тормозом на пути Саратова к лидерству по сборам платежей с населения являются управляющие компании.

Как рассчитываются за топливно-энергетические ресурсы в Балакове: счета-квитанции за жилищно-коммунальные услуги рассылает жителям ООО «Центральный расчётно-кассовый пункт». Оплату население производит через банки и «Почту России», которые расщепляют их и перечисляют средства напрямую на расчётные счета поставщиков ресурсов.

Как рассчитываются за топливно-энергетические ресурсы в Саратове: счета-квитанции рассылают муниципальное предприятие «Единый расчётно-кассовый центр» (ЕРКЦ) и управляющие компании. Оплату население производит через ЕРКЦ, банки, почту и платёжные пункты управляющих компаний. ЕРКЦ перечисляет средства поставщикам только после письма-распоряжения от руководителей управляющих компаний.

То есть зачастую рубли жильцов попадают на счёт поставщиков значительно позднее, чем заплачены. Кроме того, такая схема «даёт почву для финансовых злоупотреблений». Других причин хронической неплатёжеспособности саратовцев энергетики не видят.

Что касается «положительных» корректировок за тепло, они были и будут, поскольку благородная затея муниципалов обеспечить приборами все дома до начала отопительного сезона бездарно провалилась – программа по установке счётчиков в Саратове сорвана.

Все предыдущие месяцы городские чиновники плодотворно использовали для отчётов, дебатов и обсуждений, а осень подкралась, как всегда, незаметно. Корректировки за горячую воду будут по-прежнему заставлять получателей счетов лезть на стенку. Чтобы в Саратове корректировки приобрели вменяемые размеры, необходимо переоборудовать практически все городские тепловые пункты, которые работают по тупиковой схеме.

В Саратове начнут с пилотного района

В районном центре с тысячей домов управляющим компаниям негде «разгуляться». Скудновата «почва для финансовых злоупотреблений». Чего не скажешь о саратовских управленцах. Конечно, было бы несправедливо стричь под одну гребёнку все управляющие компании, но то, что денежные потоки в коммунальной сфере Саратова гораздо крупнее балаковских, это факт.

По сообщению пресс-службы Волжской ТГК, поставщик ресурсов и областная власть уже начали прорабатывать вопрос частичного перехода на оплату населением услуг теплоснабжения на основе индивидуальных лицевых счетов.

«На совещании в правительстве Саратовской области было решено, что в ближайшее время должен быть определён пилотный район Саратова, в котором будет введена оплата тепла по прямым договорам без посредников в виде управляющих компаний. Это позволит повысить уровень собираемости коммунальных платежей и значительно сократить размер корректировок», – уверенно заявляют энергетики.

Юрист управляющей компании ООО «Саратовская жилищно-эксплуатационная компания» Елена Беликова уверена, что все здравомыслящие «управленцы» будут только поддерживать такие изменения, осуществись они на саратовской земле.

«Я отношусь к такой системе только положительно, – говорит Беликова. – В таком механизме исключается роль исполнителя коммунальных услуг. А это значит, что управляющие компании больше не будут стоять под ударом и зависеть от недобросовестных жильцов, не платящих за комуслуги».

Ресурсоснабжающая организация напрямую должна работать с потребителями, уверена юрист. Выгода от этого будет как поставщикам и управляющим компаниям, так и жильцам.

«В первую очередь плательщики будут застрахованы от отключения дома, – рассуждает Елена Владимировна. – 50 процентов жильцов платит нормально, 30 процентов – кое-как, а 10–15 процентов вообще раз в год. А услугу могут приостановить всему дому. И если население не платит, поставщик предъявляет претензии к нам, ведь договор заключён с нами».

При этом отсутствие посредников в финансовой цепочке на населении никак не отразится. По большому счёту для него главное – предоставление услуг.

С управляющих компаний снимается вся финансовая ответственность. При таком раскладе они будут выполнять изначально возложенные на них функции – обслуживать инженерные коммуникации и следить за техническим состоянием дома, считает наша собеседница. Но чтобы система заработала, необходимы усилия поставщика, уверена Беликова.