«Не пробуждай воспоминаний…»

Оценить
Открывалки, шкатулки и матрёшки с местной символикой: саратовская сувенирная продукция многочисленна, но лишена оригинальности

Открывалки, шкатулки и матрёшки с местной символикой: саратовская сувенирная продукция многочисленна, но лишена оригинальности

Отгремело празднование Дня города, к которому обычно готовятся с традиционным саратовским размахом. Три года назад в преддверии празднования очередной годовщины Саратова в городской администрации придумали конкурс на лучший саратовский сувенир. А ещё для популяризации города власти организовали для граждан экскурсии по историческим местам.

Обе идеи были встречены жителями, умельцами и предпринимателями с воодушевлением. Экскурсии пользовались спросом, а приём работ на конкурс пришлось продлить – желающих поучаствовать было слишком много.

Правда, потом, как обычно у нас бывает, хорошая идея закончилась ничем – затея с изготовлением сувенирной продукции как-то заглохла…

Понятие давнее и интернациональное

Обычай оставлять какую-нибудь вещицу, способную пробуждать воспоминания, пришёл к нам из глубины веков. У каждого народа и в каждой стране он получил свою неповторимую окраску.

Слово «сувенир» появилось в России ориентировочно в петровские времена. Пришло из Франции – и приживаться стало в среде придворной знати. Вместо того чтобы сказать «подарок на память», «воспоминание», более изысканным считалось произносить французское слово «сувенир». Постепенно, с расширением контактов между народами, это слово укоренилось во всём мире и стало интернациональным.

Индустрия сувенирного бизнеса является одним из элементов туристического бизнеса. Но с туризмом в нашем регионе проблемы. Соответственно, и с сувенирами тоже.

Саратовские символы – исчезающий вид

На тот первый и единственный пока для города сувенирный конкурс поступило 103 заявки от 24 фирм, организаций и частных лиц.

Так, ансамбль «Кристалл-Балалайка» предложил рассмотреть в качестве сувенира диск с записями своих песен. Саратовский изобретатель Валерий Лепилов выставил на конкурс лечебные магнитные кружки с символикой города, а умелец Аркадий Аранович – миниатюру «Журавли». Материалами о конкурсе пестрили почти все саратовские издания, а вот его итогов в прессе узнать не удалось.

Не так давно Общественная палата области вносила в губернский парламент законопроект «О природных символах Саратовской области». Мнение об этой инициативе сложилось неоднозначное, проект обсуждали за круглым столом, но в итоге идею не поддержали. Такая же участь постигла подобный законопроект около двух с половиной лет назад.

Избрание символа, по замыслу общественников, должно было принести области несомненную пользу: предприниматели сразу организовали бы туристические маршруты и выпуск сувенирной продукции с соответствующей символикой.

На круглом столе многие выступающие за закон говорили о том, что сувенирная индустрия в области не развита. И, уезжая в гости, многие саратовцы ломают голову, что бы такое оригинальное, символизирующее наш край, взять с собой в качестве подарков.

Между тем многие объекты, являющиеся подлинными брендами губернии, либо пропадают совсем, либо их трудно найти.

Турист, мечтающий приобрести знаменитую саратовскую гармошку, воспетую Лидией Руслановой, уедет ни с чем. Да и известный саратовский калач он вряд ли сможет купить. Места, где их пекут, и места, где их продают, можно пересчитать по пальцам. Да и выпекается их не много.

А ведь съедобные сувениры, знаменитые изделия и просто приятные мелочи с символикой города – не только память о месте, где побывал турист, но и дополнительная статья доходов в городской бюджет.

Тамбовский волк и котёнок с улицы Лизюкова

Сувенирная продукция в стране и мире разнообразна. От тривиальных, но от этого не менее популярных фигурок Эйфелевой башни, обязательно привозимых туристами, побывавшими в Париже, до необычной соляной розы из Карловых Вар. Живую розу опускают в источник и, пропитавшись солями, она окаменевает. Для любителей сувениров попроще предлагают просто баночки с солью для ванн.

В России фантазии производителей продукции на память хватает как на магниты, декоративные блюдца разных размеров, кружки, открытки, брелоки, шкатулки с изображением городских достопримечательностей, так и на более оригинальную продукцию. Например, сувенирные банки с воздухом Северной столицы, колбы с водой Невы и «консервированное» Чёрное море.

В Тамбове и области сочетание «тамбовский волк» давно взято в коммерческий оборот. Местные предприниматели успешно выпускают под этим брендом полную гамму товаров «первой необходимости» – водку, пиво, сигареты, конфеты.

Изображениями серого санитара пестрят все сувенирные палатки. Волк повсюду – на обложках для документов, брелоках, вымпелах, зажигалках, открывалках, магнитах, футболках, кепках, кружках и даже чайных сервизах. Многочисленные надписи под изображениями гласят: «Тамбовский волк тебе товарищ».

В прошлом году у волка появилась конкурентка – пчела-колокольчик (на гербе области и города изображены три пчелы и улей). Новый образ, ставший победителем конкурса на лучший сувенир-символ города, также претендует на то, чтобы стать брендом для местной продукции.

После подведения итогов конкурса, объявленного властями, и победы пчелы на кафедре культурологии тамбовского госуниверситета появилась муфельная печь для обжига колокольчиков. Выполняют заказ на новый сувенир студенты – на обязательных занятиях по народному и художественному промыслу. А для того чтобы изготовить колокольчик-пчелу смог каждый желающий, даже выпущена специальная брошюра с рекомендациями.

В Ульяновске популярны изделия из симбирцита – уникального минерала, найти который можно только в Ульяновской (бывшей Симбирской) области.

В Воронеже на ура расходятся: воронежская матрёшка и воронежские конфеты, разнообразные изображения котёнка с улицы Лизюкова, футболки, кружки и кепки с надписью «Я люблю ВРН». Приобретя маленьких куколок яйцеобразной формы, туристы могут познакомиться с традиционными костюмами жителей деревень Воронежской области.

Воронежские конфеты известны в том числе и тем, что вручались первым лицам государства. Местной кондитерской фабрикой – для популяризации творчества Алексея Кольцова, жителя Воронежа – разработаны конфеты «Песни Кольцова».

«Что делать» с «Калинкой»

Наша земля тоже славится талантами, но местные предприниматели не спешат продвигать творчество автора знаменитой «Калинки» – жителя Саратова Ивана Ларионова.

Правда, во времена губернатора Дмитрия Аяцкова в Саратове производилась водка «Что делать?». Рассказывают, что саратовцы, особенно журналисты, любили брать этот «вечный вопрос» в заграничные поездки. Революционно-демократическая поллитровка имела неизменный успех у иностранных филологов-славистов, знакомых с творчеством нашего земляка Николая Гавриловича Чернышевского.

Представляя Саратов и область гостям, гиды часто говорят об их уникальности и множестве достоинств. Наш регион – единственный в России, соединяющий в себе три географические зоны: лесостепь, степь, полупустыню. В губернии открылся один из первых российских университетов, появился первый в стране общедоступный художественный музей, работает один из старейших краеведческих музеев Поволжья, саратовский цирк стал первым русским стационарным цирком, в числе первых саратовцы стали использовать телефонную связь.

В общем, саратовским умельцам есть что изобразить на открытках, кружках, рюмках, колокольчиках и прочей сувенирной продукции.

Подарок на память о нашем городе без проблем можно найти на самой «туристической» улице – проспекте Кирова. Там торгуют сувенирами два магазина и по крайней мере пять палаток.

В палатках продают большей частью китайские изделия с нанесёнными на них местными умельцами изображениями, в магазинах – сувениры ручной работы, изготовленные саратовскими мастерами. На всех изделиях красуются либо отдельно взятые памятные места областного центра, либо несколько мест одновременно, либо герб области, либо просто надпись «Саратов».

Самыми востребованными у умельцев оказались изображения таких достопримечательностей, как консерватория, памятник воинам-саратовцам «Журавли», памятник Чернышевскому у «Липок», Троицкий собор, храм Утоли моя печали, театр оперы и балета, Радищевский музей, мост через Волгу, вид на Саратов и речной вокзал.

Черепашки из «Столицы Поволжья»

Широк выбор шкатулок. Расписные лаковые из дерева стоят 80–200 рублей, шкатулки из пробки с изображениями, выполненными в технике выжигания, – 300. Брелоки обычные и брелоки-открывалки обойдутся в 80–120 рублей. На металлический портсигар придётся потратить 350 рублей, керамические тарелки – 100–250, глиняные подковы – 60, значок с гербом или видами Саратова – 45, небольшие глиняные картинки – 180–200, обычную шариковую ручку с надписью «Саратов» – 30.

Деревянные черепашки с красочными изображениями на панцире знаменитых мест стоят 150 рублей, доска разделочная расписная – 400. Большой деревянный графин с рюмками разорит вас на три тысячи рублей, самовар из такого же материала – на 2,6 тысячи, набор матрёшек – на 1,4 тысячи, яйцо-писанка – на 150–2,5 тысячи. Глиняные фигурки рыб с видами города опустошат кошелёк на 1–1,6 тысячи рублей, глиняные часы – на 1,3–2,4 тысячи.

Магнитов изображением памятных мест и просто надписями «Привет из Саратова» можно найти великое множество. Это расписанные миниатюрные тарелки, акриловые прямоугольники с фотовставками, металлические и деревянные стерляди. Цены колеблются от 40 до 120 рублей.

Фаянсовый колокольчик с видами города, в зависимости от размера первого, обойдётся в 50–150 рублей, глиняный будет стоить 120–150, деревянный – 200 рублей. За шесть стеклянных стопок для водки просят 180 рублей, за деревянную кружку объёмом 250 мл – 400 целковых, за стеклянную – 100–120, фаянсовую – 180–200, глиняную – 250 рублей. Чайную фаянсовую ложку продавцы оценили в 120 рублей, деревянную столовую в 150–280.

Брошюра под названием «Путеводитель по загадочному городу» была найдена только в одной палатке. Просили за неё 70 рублей. Наборов открыток с видами и храмами областного центра оказалось четыре. В магазине они стоят 75–110 рублей, на улице точно такие же продадут за 110–150.

Есть и книги о Саратове и области. Например, «Энциклопедия саратовского просвещения: образование, культура, спорт». Это первое специализированное издание, посвящённое современному состоянию и перспективам развития культуры и образования в регионе. Также есть издания о саратовском калаче, происхождении названий городских улиц и учебное пособие для студентов и школьников по истории Саратова. Все книги в жёстком переплете, стоят от 215 до 240 рублей.