Пять стратегий и миллион вопросов
Президент России обратился к нации. На интернет-ресурсе «Газета.Ру» была опубликована его статья «Вперёд, Россия!». И сразу же возникли вопросы.
Начинает Дмитрий Анатольевич так: «…статья написана мной для того, чтобы довести до каждого из вас, до всех граждан России моё представление о стратегических задачах, которые нам предстоит решать. О настоящем и будущем нашей страны».
Но согласитесь, интернет-ресурс, пусть и очень популярный, не тот канал, по которому можно достучаться до всех граждан России. А телевидение уделило статье Медведева весьма скромное внимание. По несчастливому для него совпадению в этот день дал пресс-конференцию мальчик Дени, которого делят папа Байсаров и мама Орбакайте. И телевидение решило, что это и должно быть для россиян главной новостью дня. А может, оно так и есть?
В первой части своей статьи президент дал оценку нынешнему состоянию России. Здесь ни убавить, ни прибавить. «…Неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ. Это очень большие проблемы даже для такого государства, как Россия». Сюда же Медведев добавил «вековую коррупцию, с незапамятных времён истощавшую Россию. И до сих пор разъедающую её по причине чрезмерного присутствия государства во всех сколько-нибудь заметных сферах экономической и иной общественной деятельности».
Но выход есть, путь намечен.
«Недавно я определил пять стратегических векторов экономической модернизации нашей страны.
Во-первых, мы станем одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработаем и выведем на внутренние и внешние рынки новые виды топлива.
Во-вторых, сохраним и поднимем на новый качественный уровень ядерные технологии.
В-третьих, российские специалисты будут совершенствовать информационные технологии, добьются серьёзного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу.
В-четвёртых, мы будем располагать собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации; наши спутники будут «видеть» весь мир, помогать нашим гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством.
В-пятых, Россия займёт передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний».
Медведев называет эти задачи вполне реалистичными. Наверное, он знает о российской экономике значительно больше нас.
Внушительная часть президентского обращения посвящена демократии. Он считает, что демократические институты у нас образованы, но далеки от идеала. Вспоминая действия мосгоризбиркома по тотальному недопущению какой-либо оппозиции к выборам, стоит согласиться: на идеал это никак не похоже.
По Медведеву, демократия в России будет расширяться параллельно с модернизацией экономики: «Чем «умнее», интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан. Тем свободнее, справедливее, гуманнее будет наша политическая система, общество».
Но всё это будет не скоро. Опираясь на авторитет Конфуция, Дмитрий Анатольевич призывает нас не спешить. Он верит, что придёт время, когда политические партии будут сменять друг друга на вершине власти, а политическая система России будет «отвечать политической культуре свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей».
Во второй части статьи Медведев вообще говорит много достаточно дискуссионных вещей. Например, о реформе судов и правоохранительных органов, но при этом подчёркивает, что ни «новых» судей, ни «новых» милиционеров у нас нет. Пишет о конкуренции политических партий, но в то же время уверен, что по стратегическим вопросам партии должны приходить к консенсусу. Далее следует такой перечень стратегических вопросов, что вообще становится непонятно, о чём же смогут дискутировать партии.
Завершается статья проникновенным пассажем:
«Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему.
Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «всё есть». Их всё устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам».
Реакция интернет-сообщества была бурной: за первые дня более тысячи комментов. Не поленился – прочитал.
Откликнувшихся можно разделить на три группы: две примерно равные, но с диаметрально противоположными взглядами. Одни безоговорочно верят президенту, другие не усмотрели в его статье ничего нового.
Третья, самая многочисленная группа согласна с Дмитрием Медведевым в оценке сегодняшней ситуации в стране и предлагает немедленно начать действовать. Вот только перечень предполагаемых действий вряд ли реален. Ибо хотят: отставки правительства, прекращения процесса Ходорковского – Лебедева, восстановления губернаторских выборов, реанимации свободы слова на ТВ.
Дмитрий Медведев не мог не предвидеть такой реакции и одновременно знал, что все эти предложения его собеседников по Сети в настоящее время невозможны. Тогда главный вопрос: какую цель преследовал Дмитрий Медведев, обратившись к народу, а точнее, к пользователям Инета?