Газета молодости нашей – и не только

Оценить
Позавчера исполнилось 90 лет саратовской областной молодёжной газете «Заря молодёжи»

Позавчера исполнилось 90 лет саратовской областной молодёжной газете «Заря молодёжи»

Событие прошло незамеченным широкой общественностью: лишь полтора десятка бывших сотрудников «Зари» собрались за дружеским столом и помянули любимую газету. Именно помянули, так как старейшая молодёжная газета страны скончалась уже несколько лет назад.

А что у вас в трудовой книжке?

«Заря молодёжи» была старейшей в России молодёжной газетой. Она началась 6 сентября 1919 года со странички под названием «Большевистский молодняк» в губернской партийной газете. Выходила под разными именами до августа 1941-го, когда выход региональной её прервала война. В 1949-м возобновили выход под названием «Молодой сталинец». Последние четыре десятилетия называлась «Зарёй молодёжи».

Эта газета дала саратовской, российской и не только российской журналистике сотни имён. Не растекаясь мыслию, достаточно сказать, что в «Заре» начинали свой профессиональный путь те, кто потом становились заместителями генерального директора ТАСС, директорами радио «Россия», сотрудниками едва ли не всех газет, которые в советские времена назывались «центральными», – «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Социалистическая индустрия». Пусть у сегодняшних молодых журналистов эти названия вызовут усмешку: профессиональный отбор в те издания был таким жёстким, какой большинству нынешних модных и популярных изданий и не снился. Значит, школа «Зари молодёжи» – не фантазия самих «зарёвцев».

А уж в саратовской журналистике – как печатной, так и электронной – добрая половина действующих и действовавших за последние несколько десятилетий сотрудников имели в трудовой книжке запись: «Заря молодёжи».

Если уж зашла речь о трудовых книжках, просто необходимо назвать одно имя, одного человека, особенно любимого и почитаемого многими поколениями «зарёвцев»: Антонина Яковлевна Токарева.

В те времена штатные расписания областных «молодёжек» были очень скудными и стандартными, утверждёнными раз и навсегда Управлением делами ЦК КПСС. В утверждённых штатах не было ни секретаря редактора, ни инспектора отдела кадров. Все эти, а также и многие другие редакционные обязанности в «Заре» вела Антонина Яковлевна Токарева. В её трудовой книжке была записана скромнейшая должность: «учётчица отдела писем».

На самом деле Антонина Яковлевна, дай ей бог здоровья, всегда была (а в редакции она проработала добрых сорок лет) ангелом-хранителем всей газеты и её сотрудников. Её память хранит даты приёма на работу и ухода из редакции сотен сотрудников, их дни рождения, дни рождения их детей.

Среди многочисленных обязанностей, зачастую взваленных ею на себя по собственной инициативе, была перепечатка на машинке рукописей журналистов. Она была, таким образом, первой нашей читательницей. Иногда, отдавая отпечатанный текст, она говорила: «Хорошо написал». И этим гордились не меньше, чем похвалами коллег-журналистов.

Всё, что остаётся: спокойно воспринимать реальность

Газета «Заря молодёжи» перестала существовать в конце 90-х. Не перенесла она рыночных реформ. Можно ли было сохранить то, что было одной из саратовских марок, фирменных знаков, или, как теперь говорят, брендов?

Трудно сказать: если уж не сохранили авиационный и станкостроительный заводы, систему мелиорации в Заволжье – а ведь это тоже были символы области, и масштабные символы…

Игорь Никифоров, редактор «Зари молодёжи» с декабря 1989-го по апрель 1996 года, ныне директор дирекции по работе с региональными приложениями издательского дома «Аргументы и факты»:

– Честно говоря, только в двух-трёх регионах сохранились бывшие молодёжные газеты с прежними названиями, хотя по сути молодёжными они не остались.

Молодёжные газеты были частью советской идеологической системы, и, когда система рухнула, они рухнули вместе с ней.

В Саратове мы достаточно долго предпринимали многое, чтобы сохранить «Зарю». В последний период, когда я был редактором, прилагали неимоверные усилия. Но это были времена, когда областью руководил Юрий Белых, и та власть не сильно этим интересовалась.

В Саратовской области и сейчас не сильно развит рекламный рынок, а в то время его просто не было. Не было, значит, у газет и средств существования.

Потом начались инфляционные процессы. Они сделали невозможной годовую подписку на газеты – за год деньги обесценивались. Пришлось проводить две подписки по полугодиям. Это тоже ударило по тиражам.

Ещё одна проблема – дефицит газетной бумаги. Всё это не позволяло выстроить бизнес-концепцию, стратегию развития.

Попытки привлечь госструктуры практически не находили понимания у главы региона Юрия Белых. Были постановления о поддержке, но это были разовые и незначительные эпизоды.

А бизнес-структур, которые были бы заинтересованы в сотрудничестве с газетой, не было.

Сейчас, по моим наблюдениям (а я много езжу по регионам), самостоятельных изданий, которые были бы одновременно бизнес-структурами, такими, чтобы журналисты сами определяли политику издания, практически нет. Либо их учреждают и финансируют органы власти, либо финансово-промышленные группы.

Что касается «Зари молодёжи», то ведь восстановить издание труднее, чем сохранить его.

Вопрос вот в чём: возможны ли сейчас молодёжные издания, пусть даже не такие идеологизированные, как в советские времена? Нужны ли они?

Мы в «АиФ» внимательно изучаем нашего читателя. Так вот, социологические исследования показывают, что молодёжь от 12–13 лет и до 30–35 газет практически не читает. Это – аудитория Интернета.

А после 30 лет, когда человек уже утверждается в профессии, обзаводится семьёй, у него меняется весь стиль жизни, вот тогда у него возникает потребность не скользить по анонсам Интернета, а поглубже вникнуть в проблемы. Тогда он и берётся за газеты, за журналы.

Ничего не поделаешь. Видимо, нужно спокойно воспринимать эту реальность.

Одна «Заря» сменяет другую (вместо эпилога)

«Заря молодёжи» снова с нами» – под таким заголовком информационное агентство «СарБК» в октябре 2000 года сообщало со ссылкой на областное министерство молодёжной политики, спорта и туризма о том, что «14 октября после 2-х лет перерыва снова выходит газета «Заря молодёжи»… Учредителями газеты стали министерство молодёжной политики, спорта и туризма области совместно с фирмой «Бином».

С возобновлением газеты ничего серьёзного не получилось. Так что не прошло и восьми лет, как читателей снова порадовали аналогичной новостью:

«29 октября 2008 г. Сегодня тиражом 900 экземпляров вышла газета под названием «Заря молодёжи». Её издатели – медиагруппа «Мир» – приурочили выпуск к 90-летию ВЛКСМ.

Инициаторы этой акции называют номер «сувенирным» и не настаивают на «реанимации» прежней «ЗМ».

Но, как выясняется, название газеты, которое некогда казалось скептикам странноватым и не совсем осмысленным (что это значит «Заря молодёжи» – молодёжь восходит или, наоборот, закатывается?), живёт в совершенно иной структуре.

В сентябре 2007 года в Вашингтоне прошёл учредительный форум Зарубежной Ассоциации Русскоязычной Молодёжи (ЗАРЯ-Молодёжи). Как сообщает «Rusintercenter.ru», «Форум прошёл при поддержке и на базе Российского культурного центра и собрал более 60 делегатов. ЗАРЯ-Молодёжи – это организация, объединяющая русскоязычную молодёжь с активной жизненной позицией».

Живём, «Заря»!

«Заря» всегда отличалась смелостью взглядов

***

Этот сложный крик души

Одним из самых увлекательных занятий в редакциях газет в те времена была работа с читательской почтой. Там были романы и поэмы, проекты вечных двигателей и других, не менее гениальных изобретений, жалобы на жизнь и просьбы опубликовать слова и ноты популярной песни.

Вот несколько цитат из редакционной почты «Зари молодёжи» 1982–1986 годов.

«Мы знаем, что газета «Заря молодёжи» – это читательница людей»

«Если сочтёте подходящим, прошу поместить в уголочке вашей газеты»

«Вот так и сбываются сказки,

Которые шепчут осины.

И пялят зелёные глазки

На строки,

гонимые синью»

«У нас в Пугачёве по улицам города бегают собаки, по центральным улицам ходят козы, гуси, коровы. Центральные улицы все в бумажках. Разве это правильно?

Люда»

«Гремит музыка. Ритмично двигаются мальчики с девочками, папы с мамами. Один папа уверяет другого папу, что это не его мама… Все смеются. Да, новогодний маскарад – праздник настоящих мужчин! Здесь ничьих мам не бывает – веселятся все!»

«Вы нас извините, если мы написали что-нибудь неправильно, то примите наши ошибки за ваши улыбки.

Ваша страстная читательница»

«От этого вздулась моя голова!»

«А вообще, для чего тогда парни на свете, если они не умеют защитить свою подругу? Разве что только для любви?»

«Пора подумать о какой-нибудь профессии. Пожалуйста, напишите о профессии учителя или контролёра-кассира».

«Кто-то верно сказал, что быть офицерской женой – призвание. Трудно не спать ночи напролёт, вздрагивая от каждого шороха: вдруг вернулся!»

«Уважаемая редакция!

Напишите, пожалуйста, как нужно тренироваться, чтобы сесть на шпагат?»

«Мы с нею проговорили до полуночи. Муж нам не мешал».

«Я скиталась пять лет на морозе сорок градусов»

«Не знаю, заинтересует ли редакцию этот сложный крик души?»