Непростая упрощёнка

Оценить
или Как помочь малому бизнесу, но не потерять бюджетные доходы

или Как помочь малому бизнесу, но не потерять бюджетные доходы

В минувшую среду в Саратовской областной думе в очередной раз обсуждался принятый в первом чтении проект областного закона «Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения».

Рабочая группа под председательством депутата Владимира Капкаева обсуждала новые поправки в закон.

Напомним, что в ноябре прошлого года в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения, призванные облегчить жизнь предприятиям малого и среднего бизнеса.

Сократив на федеральном уровне налог на прибыль с 24 процентов до 20, правительство РФ спустило на региональный уровень право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.

При этом определение понятия «категория налогоплательщиков» в кодексе нет, а это значит, что субъекты федерации, то есть регионы, должны сами определить эти категории – по видам экономической деятельности, продукции, услуг, по субъектам малого и среднего предпринимательства и т. п.

Законопроект, принятый на рассмотрение Саратовской областной думой, предлагает снизить налоговую ставку для организаций и предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. Объектом их налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка по проекту должна быть снижена с 15 до 7 процентов.

В прошлый раз члены рабочей группы определили виды экономической деятельности, по которым снижение налоговой ставки выглядит наиболее целесообразным. В перечень тогда вошли сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг и деятельность домашних хозяйств.

К нынешнему заседанию депутаты Сергей Курихин и Леонид Писной предложили добавить в список оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий, предметов личного пользования, а также гостиницы и рестораны.

Владимир Капкаев отметил, что удивлён предложением Курихина и Писного, так как в ходе предыдущего обсуждения перечня видов экономической деятельности эти виды из списка были исключены сознательно. «На этих видах деятельности самые низкие доходы, поэтому мотивация внесения поправки не понятна», – заявил он.

Представительница Курихина и Писного вызвалась её «промотивировать» и заявила, что в настоящее время возможность открывать свой бизнес имеют многие безработные, попадая в систему упрощённого налогообложения. И среди них, мол, практически не встречается желающих заняться, например, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, а всё больше тех, кто идёт в торговлю, как наименее затратный на начальных этапах вид деятельности.

«Получается, что мы включаем в перечень те виды деятельности, для которых кодексом предусмотрены другие системы налогообложения, – завила представительница инициаторов поправки. – И не включаем те, в которые реально уходит малый бизнес».

И. о. министра экономики и торговли Саратовской области Александр Ульянов с этим не согласился, заявив, что согласно статистике «малый бизнес в торговле сокращается, потому что не выдерживает конкуренции».

Настойчивая представительница Курихина и Писного вступила с и. о. министра в спор, указывая на то, что в последнее время «областной минэконом предоставлял безработным гранты в размере 300 тысяч рублей, и согласно статистике, вывешенной на сайте министерства, 50 процентов получивших грант ушло именно в торговлю».

При этом возражения Ульянова «обратились, мол, но не получили» выступающая отмела, не дослушав: «Получили! Посмотрите на их сайте».

Обескураженный и. о. министра заявил, что «смотреть на сайте» у него необходимости нет, так как он на этом заседании представляет министерство экономики. «Вы приводите данные, вообще непонятно откуда взятые. На предпринимателей, получивших гранты, надо смотреть конкретно. Да, многие из них попадают в категорию «торговля», например, те, кто занимается доставкой товаров на дом – продуктов питания, сложной бытовой техники и т. д. Они не торговля по сути, хотя регистрируются при крупных магазинах. Они оказывают транспортные услуги», – пояснил Ульянов.

Александр Александрович отметил, что по другим предложенным Курихиным видам деятельности в список можно включить разве что гостиницы, но предлагаются они в связке с ресторанами, а рестораны, по мнению Ульянова, на упрощёнку переводить не имеет смысла.

Спор прекратился с вмешательством других членов рабочей группы, которые напомнили собравшимся, что тема эта уже обсуждалась на предыдущем заседании группы и решение по ней уже принято.

В итоге поправка с предложением расширить перечень видов деятельности для упрощённой системы налогообложения была отклонена.

А вот предложение министерства финансов Саратовской области снизить налоговую ставку не до 7, а до 10 процентов, чтобы не допустить резкого увеличения выпадающих доходов областного бюджета, участниками заседания было поддержано.

Как пояснили представители минфина, снижение ставки до 7 процентов для тех, кто выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы», приведёт к переходу на упрощёнку тех, кто платит налоги (6 процентов) с доходов. Налоговые поступления в областной бюджет при этом могут сократиться на 170 миллионов рублей. По мнению специалистов министерства финансов, во избежание такого выпадения средств из бюджета разницу между ставками по разным объектам налогообложения следует сделать более существенной.

Ещё одна поправка, одобренная рабочей группой, поступила от федеральной налоговой службы по Саратовской области. Региональное управление ФНС предложило применять 7-процентную налоговую ставку только при условии, если доля дохода по установленным законом видам деятельности в общем доходе по ним составляет за налоговый период не менее 70 процентов.

Теперь проект закона об установлении налоговой ставки для предприятий, применяющих упрощёнку, с учётом внесённых в него поправок будут обсуждать в комитете по бюджету и налогам. А то, каким закон станет в конечном итоге, депутаты решат на думском заседании.