Доброжелательная Чехия

Оценить
Заметки о достопримечательностях, не включённых в путеводители

Заметки о достопримечательностях, не включённых в путеводители

Писать о красотах и достопримечательностях Чехии вообще и Праги в частности – дело неблагодарное. Любую информацию о достопримечательностях можно легко вычитать в Интернете. Но о впечатлениях, не связанных с историческими и культурными памятниками, рассказать всё-таки стоит.

С безграничными возможностями

То, что в западных странах туризм – прерогатива пожилых людей, не секрет. Но не только пожилых, но и инвалидов. Которые могут путешествовать абсолютно без посторонней помощи. Например, нам встретилась немолодая пара. Оба на автоколясках. У обоих атрофированы ноги. Коляски с пультами управления, с многочисленными корзинками и прочими удобствами. Жизнерадостная пара легко передвигалась в общей туристической массе и была абсолютно довольна.

Но больше всего поразил полностью обездвиженный молодой человек. Пульт управления его коляски располагался у него под подбородком. А под неподвижной ладонью примостился крохотный йоркшир-терьер. Коляска инвалида была снабжена всякими невиданными наворотами. Правда, передвигался он хоть и самостоятельно, но в сопровождении дамы.

На туристических тропах в изобилии встречались совсем ветхие бабушки и дедушки, бойко шагающие с помощью специальной тележки-клюки на колёсиках. Но шли они на своих двоих, и часто без всякого сопровождения.

Естественно, все места общего пользования, в том числе и кафе, рестораны, вокзалы и прочее, общественный транспорт – всё приспособлено для нужд людей с ограниченными возможностями.

О братьях чешских меньших

За восемь дней, проведённых в Чехии, нам повстречалась единственная кошка. Которая недоуменно выглянула из ворот дворика в центре Праги, скривилась, увидев пару собак, выгуливавших хозяев, и гордо удалилась в свои владения.

Собак попалось значительно больше. Но – ни одной бродячей. Все в сопровождении хозяев, очень спокойные и независимые. Все, кто передвигается на своих лапах, – на поводках. Огромное количество йоркширских терьеров и всяких разных мелких шпицев хозяева транспортировали на руках. Не исключено, что поводки присутствовали и в этих случаях.

Собакам размером с таксу и больше полагаются намордники. В публичных местах они, намордники, должны быть водружены на место. Например, на железнодорожном вокзале служащий попросил хозяйку спокойной длинношёрстой таксы, сопровождающей хозяйку, надеть столь неприятный собачий аксессуар. Обе подчинились безропотно.

На более отдалённых от центра Праги улицах собаки предпочитали носить намордники в зубах. Несмотря на многочисленность собачьего поголовья, следов его жизнедеятельности на улицах нет.

В Пражском зоопарке на каждой развилке многочисленных туристских троп стоят миски с водой. Через один перекрёсток – специальные плетёные корзины. Не сразу, но удалось догадаться, то все эти прелести предназначены для собак, посещающих в сопровождении хозяев зоопарк. Для тех, кто не понял: в корзины полагается складывать отходы собачьей жизнедеятельности, если оказия случится на территории зоопарка.

Ещё один эпизод. В один из многочисленных уличных ресторанов посетительница пришла с огромным псом, которому что-то не понравилось. Недовольство он выразил громким лаем. Собаке тут же принесли миску с водой. Пса сервис удовлетворил, и он тут же успокоился.

Ода «Дорогому трамваю»

Пражский трамвай – это отдельная песня. В центре города их невероятное количество. Ходят они не по часам, а, судя по всему, в соответствии с загрузкой. На более заполненных маршрутах трамвай ходит чаще.

На каждой остановке – стенды с номерами трамваев и названиями последующих остановок. Напротив каждого названия – цифра (7, 12, 23), означающая число минут, в течение которых вас довезут до пункта назначения. И если напротив вашей остановки написано 12, то именно 12 минут вы и будете ехать. Толчеи в трамваях нет. В двух вагонах стоит максимум человек двадцать-тридцать, при норме заполненности в 115 пассажиров.

Названия остановок объявляют, тут же называют и следующую, и если рядом есть метро, сообщают и об этом (с названием станции).

Проезд дорог. Очень дорог. 18 крон – короткий маршрут, это если ехать без пересадки 20 минут на трамвае или 5 остановок на метро (билеты едины на все виды транспорта, троллейбусов в Праге нет, автобус в центре города был замечен один раз поздно вечером). Если необходима пересадка, то надо покупать билеты за 26 крон. Сегодня одна крона стоит почти два рубля, так что считайте сами. Но есть и билеты на 500 поездок за 1000 крон. Вероятно, местные жители пользуются как раз такими проездными.

Компостер ставит на билете дату и время посадки. В случае проверки контролёр всегда будет знать, перебрал ты время или нет. Впрочем, контролёров нам встретить не удалось. Но билеты все пассажиры дисциплинированно компостировали.

Вероятно, чехи (подозреваю, что не они одни) изобрели какую-то особую технологию укладки рельсов. Асфальтовое полотно и брусчатка под рельсами лежат как приклеенные. И это без всяких резиновых ковриков и прочих видимых хитроумных приспособлений.

Что за город – ни джипов, ни пробок…

Машин в Праге мало даже по сравнению с Саратовом, не говоря уже о Москве. «Навороченных» авто нет совсем. За восемь дней встретился один джип, да и тот с российскими номерами. На дорогах преимущественно «шкоды» и «форды». Не очень новые, но и не развалюхи.

Пешеходов пропускают безоговорочно. Даже если автомобиль едет вверх по крутой горке, он остановится, чтобы пропустить человека.

Ремни безопасности пристёгивают даже на задних сиденьях и даже в микро- и просто автобусах. Правило дорожного движения выполняются безоговорочно. Дорожной полиции заметить не удалось.

Женщин за рулём не много, совсем юной молодёжи – тоже. И – полное отсутствие в центре города большегрузных автомобилей.

Улочки в самом центре Праги не просто узкие, а такие, что одно колесо машины движется у одного бордюра, второе – у второго. Но пробок нет. Опять же – трепетное исполнение правил движения.

По трамвайным рельсам разрешается ездить коммунальным машинам: уборка мусора, поливалки и прочее. Очень вероятно, что по рельсам ходят и рейсовые внутригородские автобусы, что выглядит очень забавно. Поскольку по высоте и ширине автобусы от трамваев неотличимы. Разница только в отсутствии (или наличии) шин и электродуги на крыше.

О качестве дорог говорить не стоит. Асфальтовое покрытие без изъянов. Брусчатка, видимо, лежит веками. И хотя от неё много шума, менять её на асфальт никто не собирается. Тут и историко-национальный колорит, и банальная утилитарность. Вода на улицах, выложенных брусчаткой, не задерживается, мгновенно стекает по естественным желобкам.

Бомжи, немного коммуналки, Herna и эротика

Говорят, что в Праге, как в любом туристическом городе, много карманников. К счастью, лично убедиться в этом не удалось.

А бомжи и нищие встречались. Большая их часть, как и положено, кучкуется на вокзалах. Полиция их бдит, но не гоняет. Потому что они очень деликатно располагаются на лужайках, не мусорят и не нарушают общественный порядок.

Попрошайки водятся исключительно в самом центре. Но за рукава прохожих не хватают. Стоят на коленях, уткнувшись лбом в землю. Рядом – шапка для подаяния. Есть подозрение, что особо доходные места уже распределены. Ещё одна категория люмпенов деликатно обходит урны в поисках недопитой бутылки пива или ещё чего-нибудь нужного.

Теперь о коммуналке. Точнее, единственном её аспекте. Уборке мусора.

При невероятном количестве туристов в городе чисто. И не потому, что не мусорят, а потому, что убирают. И пылесосят, и моют, и просто сбрызгивают водой, чтобы прибить несуществующую пыль и остудить горячий воздух.

Для стекла и прочих непищевых отходов повсеместно стоят разноцветные огромные ящики. А пищевые отходы складируют в небольшие пластиковые контейнеры на колёсиках. За содержимым контейнеров рано утром приезжает ярко-оранжевая машина. Что удивительно, сами контейнеры удалось увидеть только в момент их опорожнения. Видимо, прячут их в тщательно законспирированных двориках.

Что касается странных заведений с неприличным для русского глаза и уха названием Herna, то располагаются они чуть ли не в каждом квартале, на три и более метров удалённом от центра. Оказывается, это специализированные кафешки с игровыми автоматами. Кстати, казино в Чехии работают повсеместно.

Что касается эротических магазинов, то попадаются они немногим реже, чем Herna. Чем это вызвано – непонятно.