Этот знаменитый Крытый

Оценить
Главный саратовский рынок с рождения был образцом архитектурной и инженерной мысли

Главный саратовский рынок с рождения был образцом архитектурной и инженерной мысли

Крытый рынок для Саратова – всё равно что Арбат для Москвы или здание Адмиралтейства для Санкт-Петербурга. По значимости в масштабах города, узнаваемости, принадлежности. Визитка. Почти 100 лет здание Крытого рынка сопровождает жизнь саратовцев. В его биографии многое поражает – кратчайшие сроки возведения, буквально ручная сборка и оригинальность конструкции. Для начала 20 века это было российское ноу-хау в строительстве. Крытый стал самым знаменитым и самым маштабным проектом архитектора Василия Люкшина.

Взамен «безобразных» лавочек

Крытый рынок вырос на старой торговой площади Саратова, которая до 1837 года называлась Дровяной или Лесной, а после 1837 года – Митрофаньевской. Здесь в начале 20 века был самый большой в городе Митрофаньевский базар: торговые ряды, лавочки и лотки. Замусоренный базар, где толпились сотни подвод и сновал народ, с наступлением дождливой погоды буквально утопал в грязи.

Вопрос о строительстве корпусов взамен «безобразных» лавочек обсуждался в городской управе и базарной комиссии ещё в октябре 1900 года. В январе 1902 года комиссия рассмотрела три плана (проекта) и смету устройства корпусов, но не одобрила их и просила архитектора Алексея Салько составить новый проект. Тот исполнил, но смета по его проекту оказалась слишком дорогой для городской казны (171542 рубля).

В 1908 году ревизионная комиссия предложила по примеру других городов строить не отдельные корпуса, а единый крытый рынок. За проект взялся инженер-архитектор Василий Люкшин.

Три года назад в областном музее краеведения открылась и действует по сей день экспозиция, посвящённая саратовскому архитектору Василию Люкшину. Его внук, заведующий кафедрой агарного университета им. Н. И. Вавилова Александр Клеменц, передал музею личные вещи архитектора, которые хранились в семье. Автор экспозиции заместитель директора областного музея краеведения Ольга Горбунова провела для меня персональную экскурсию.

Рабочий стол Люкшина – массивный, деревянный. На столе чернильный прибор, карандаши, ручки, готовальня, транспортир, часы на цепочке, стеклянный стакан в подстаканнике. И огромный расстеленный, сразу узнаваемый, чертёж Крытого рынка. Внизу подпись автора. Вообще, чертежей рынка музею передали около десятка – рынок в разных разрезах, ракурсах. Тут же красная папка, в которой они хранились, с надписью «ПРОЭКТЪ КРЫТАГО РЫНКА НА МИТРОФАНIЕВСКОЙ ПЛОЩАДИ ВЪ Г. САРАТОВЪ».

По последнему слову техники

Люкшин подошёл к заказу очень ответственно. В общей сложности на разработку проекта у него ушло три года. Архитектор отправился в поездку по Европе, ознакомился с тамошними крытыми рынками. Так, на экспозиции есть альбом «Берлинские крытые рынки 1899 года».

Василий Алексеевич выписал и изучил последние новинки в области строительства и архитектуры – в его библиотеке появились книги «Курс вентиляции и отопления», «Теория архитектурных форм», справочники по железобетону, по вентиляции и отоплению, санитарной технике и т. п. Кроме того, архитектор предпринял вояж для осмотра лучших рынков Москвы, Петербурга, Риги, Варшавы, Киева и Одессы. В октябре 1913 года Люкшин с помощниками закончил разработку проекта и «доложил его на комиссии».

В проекте саратовского крытого рынка были использованы все мировые технические новшества того времени: электрические лифтовые подъёмники, электрическое освещение, центральное отопление, вентиляция, холодильные установки в подвале.

Крытый рынок – первое в России здание с железобетонными перекрытиями между этажами. Среди подобных строений это было самым большим по площади в России.

Удачный эксперимент

Стилистически здание относится к стилю модерн в его рациональном прочтении. Всё сооружение можно было разделить на две самостоятельные и изолированные части. Первая – наружные магазины по всему периметру здания, вторая – внутренний крытый двор (рынок с четырьмя широкими входами). Магазинная часть здания решена в два этажа. Подвал с отдельной широкой лестницей со стороны Митрофаньевской площади предназначался для хранения больших запасов овощей, ягод, фруктов и других продуктов.

Средняя часть подвала была отведена под холодильные помещения для мяса, рыбы, птицы, масла, яиц. Все эти помещения имели нужную температуру для хранения разных продуктов. Во внешних магазинах проходила торговля как съестными продуктами, так и промышленными товарами – мануфактурными, галантерейными, посудными и т. п.

Вентиляция предусматривалась только вытяжная, так как приток воздуха от постоянно открывающихся дверей считался достаточным. Рынок вентилировался при помощи открывания верхних окон с противоположных сторон, причём открывались они снизу особым механизмом. Верхние окна так же открываются и сейчас.

Рынок освещался преимущественно верхним боковым светом, через окна, расположенные выше второго этажа. Уровень естественной освещённости был значительно выше, чем в Варшавском и Киевском рынках.

Розовый гранит до Крытого не дошёл

Первый камень заложили летом 1914 года. Даже начавшая вскоре Мировая война не остановила стройку, но внесла коррективы. Цокольный и первый этажи предполагалось облицевать серым и розовым финским гранитом, прилавки сделать из голубого уральского мрамора, а стены внутри рынка отделать белой глазурованной плиткой.

Кусочек так и не сбывшейся облицовки Крытого можно увидеть на экспозиции в музее краеведения. Люкшину подарили пепельницу из того самого розового с прожилками гранита, который он присмотрел в Финляндии. Но в военное время поставки срывались, поэтому розовый гранит до Саратова не дошёл, а голубой мрамор заменили светло-серым.

Ещё раз отметим оригинальную конструкцию Крытого рынка. Как рассказывал известный саратовский историк Евгений Максимов, «стала использоваться новая для того времени технология: изготовленный вначале огромный металлический каркас наполнялся кирпичом и бетоном. Причём металлические детали соединялись только клёпками и болтами, ведь сварки тогда не было. Внутренний двор рынка (зал) освещался верхним светом. Оригинальное перекрытие здания изумляет нас и сейчас. Ведь в нём нет ни одной опоры!»

Кстати, все работы велись практически вручную, строительная техника была представлена всего двумя лебёдками. Сложную работу по расчёту и установке конструкции потолка выполнила фирма сормовского инженера А. Зонденберга всего за четыре месяца. Сам Люкшин почти ежедневно бывал на строительстве Крытого, хотя в это же время вёл ещё несколько объектов.

Губернатор остался доволен

Архитектор позаботился и об украшении своего создания. Вход поддерживают атланты, фасад богато декорирован лепниной. Над торцевым входом со стороны цирка – лепной герб Саратова с тремя стерлядками, изображение головы быка, снопа пшеницы. Там же – даты строительства (1914-й и 1915 годы).

Известно, что в художественном оформлении фасадов принимали участие учащиеся Боголюбовского рисовального училища. Например, голову быка на торцевых фасадах лепила Софья Резцова. В интерьере рынка сохранился фонтан, сейчас не функционирующий.

Через два года здание было готово. Торжественное открытие Крытого рынка состоялось в воскресенье, 27 ноября 1916 года. Маленькую заметку об этом напечатала газета «Саратовский вестник». На открытии выступил сам губернатор, который назвал саратовский рынок лучшим в России.

Команда, которая работала с Люкшиным на объекте, подарила ему поздравительный адрес. Он есть на экспозиции в музее краеведения. Приведу несколько слов:

«Сегодня в день освящения крытого рынка мы приветствуем и поздравляем вас, творца и руководителя работ, со счастливым завершением многолетних ваших трудов. Позвольте, Василий Алексеевич, принести вам благодарность за то гуманное и даже товарищеское отношение, которым сопровождалась наша совместная с вами работа».

Главный проект главного архитектора

В 2007 году саратовские историки М. Булычов, А. Воронежцев, В. Данилов, Е. Максимов, А. Мякишев сообща написали книгу «Саратовский Крытый рынок. Очерки истории». Там упоминаются многие малоизвестные факты «из жизни Крытого». Например, о том, что в 1938 году взорвался паровой котёл рынка, в результате чего погибло 47 человек и многие были ранены. Кроме того, есть главы о человеке, который придумал для Саратова Крытой рынок.

Василий Алексеевич Люкшин родился в 1872 году в селе Васильевка Самарского уезда в семье мельника. Рано потерял отца. После окончания в Санкт-Петербурге института гражданских инженеров уехал работать в Томск на железную дорогу. Но сибирский климат ему не подошёл, и в 1904 году Люкшин приезжает в Саратов.

Его первые работы – строительство мостовых и плотин. По его же предложению в 1911 году Астраханская улица от нынешней Советской до Сенного базара была замощена финской гранитной брусчаткой, часть которой впоследствии была перенесена в парк Победы на Соколовую гору.

Будучи городским архитектором, он проектировал церкви, школы, особняки. До наших дней сохранились школы-дворцы по его проекту – ныне лицей математики и информатики на улице Посадского и гимназия № 4 на улице Вознесенской; здание гинекологической лечебницы на Волжской (сейчас аптека «Дом здоровья»); здание частной лечебницы докторов Бухгольц и Грасмик на Мичурина, 23 (ныне детская инфекционная больница № 6).

С 1934-го по 1945 год Василий Люкшин трудился главным архитектором Саратова. Был очень разносторонним человеком – музыкальным (играл на мандолине), художественно одарённым (рисовал картины), входил в состав правления саратовского яхт-клуба. Современники отзывались о нём как об очень скромном и интеллигентном человеке, трудяге. Надо думать, все эти таланты и воплотились столь удачно в саратовском Крытом – бесспорно, главном проекте трудовой биографии архитектора Люкшина.

Саратовские краеведы рассказывают легенду о кладе, вмурованном в стену Крытого рынка. Якобы на торжественной церемонии закладки здания 8 июня 1914 года в специальную нишу у торца будущего здания опустили драгоценности, собранные у присутствующих тут же высокопоставленных персон: кольца, броши, серьги. Там же оказался украшенный брильянтом золотой перстень с руки супруги губернатора Ширинского-Шихматова. Драгоценности были замурованы в нише, и несколько дней около этого места дежурил городовой. До тех пор, пока нишу сверху не залили бетоном и не продолжили строительство.